СРО – достойная альтернатива государственному регулированию

Саморегулируемые организации (СРО) в строительной отрасли – это некоммерческие организации, членами которых являются индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов капитального строительства.
Главной задачей создания СРО в строительстве является передача надзорных функций за деятельностью компаний от государства непосредственным участникам рынка. Вступление в СРО намного легче и выгоднее получения строительной лицензии, для которой требовалось выполнять длительную забюрократизированную процедуру. Кроме выдачи допуска на выполнение строительно-монтажных работ, в функциональные обязанности СРО входит разработка документации по требованиям к членству, анализ деятельности участников, организация профессионального обучения специалистов, защита законных прав и интересов ее членов на государственном уровне и многое другое. Порядок образования и деятельности СРО изложены в Законе N 315-Ф3 от 1.12.2007 «О саморегулируемых организациях».
Внедрять новую систему в строительную отрасль начали в 2009 году, а с 1 января 2010 года строительная деятельность на основе лицензий была уже отменена. С этого периода российским законодательством для строительных организаций предусматривается ответственность, включая уголовную, за деятельность по просроченным лицензиям.
На сегодняшний день все крупные строительные компании, работавшие когда-то по строительным лицензиям, получили свидетельства членства в СРО. Они дают им право на проведение конкретных видов строительных работ. Государственный надзор за соблюдением установленных правил осуществляется Ростехнадзором. Уставы СРО могут регламентировать требования по повышению квалификации специалистов, аттестации, получению сертификатов на соответствие работ установленным стандартам, связанным с безопасностью возводимых объектов капитального строительства. Для членства в СРО требуется внесение определённых платежей: вступительного, ежемесячного, компенсационного и страхового.
В настоящее время система саморегулирования в строительной отрасли уже прижилась и продолжает развиваться и совершенствоваться. При этом некоторые считают, что авторство новой системы – принадлежность российского рынка. Но это далеко не так. В зарубежных государствах с развитой юридической системой саморегулируемые организации уже длительное время работают на высоком качественном уровне. В европейских и американских странах СРО являются достойной альтернативой государственному регулированию. Эти организации осуществляют контроль деятельности всех участников рынка и значительно упрощают процедуру получения допуска СРО. Если иметь в виду безопасность возводимых объектов недвижимости, то саморегулируемые организации в этом плане значительно надежнее контроля со стороны чиновников
Важным преимуществом такого типа регулирования является и то, что в составе СРО присутствуют исключительно специалисты-профессионалы. Они в совершенстве знают особенности работы в строительной отрасли и разбираются во всех возникающих нюансах и тонкостях. У представителей власти, специализирующихся на государственном управлении, таких знаний и навыков, как правило, нет. Сегодня европейский опыт применения саморегулируемых организаций входит в отечественную практику. Предполагается, что благодаря СРО снизится коррупционная составляющая в строительной отрасли, а российский рынок строительных услуг приобретет большую открытость и станет намного цивилизованнее прежнего.