Возвращение к комфортной среде

Начнем с архитектуры. Как известно, любую моду определяет форма, пластичность и декор. И если еще совсем недавно эти параметры стремились к кубизму, стилю hi-teck, то сегодня в тренде пластичные формы, перетекание их из интерьера в экстерьер и обратно. Это, когда дом «переходит», например, в скалу, скала — в берег, берег — в море, а море — в сушу. Или же здание строится в зеленой зоне в окружении деревьев, а чтобы усилить эффект естественного окружения, приподнимается часть ландшафта и озеленяется крыша. То есть происходит слияние с природой. Если раньше люди «превращали лес в город», то теперь идет обратный процесс преобразования техногенного пространства в комфортную природную среду обитания. Нельзя сказать, что развитие направления происходило стремительно, все начиналось с единичных концептов, в том числе с проектов Захи Хадид — известного британского архитектора — женщины с арабскими корнями. Однако уже сегодня в Европе активно распродаются дома, изначально построенные в привязке к окружающей природной среде. В описании таких объектов на билбордах так и пишут: «Дом в концепции экологической архитектуры». Интерес проявляется повсеместно — не только в частном домостроении, но и строительстве объектов общественного назначения (морские рестораны, стадионы, торговые центры, парки, «врастающие» в пейзаж, спа-центры, расположенные в горах и т.д.). К слову, популярность таких объектов — не только дань моде, но и стремление к ресурсосбережению. Например, строительство подземного бассейна оправдано не только с эстетической, но и экономической точки зрения: зимой здесь теплее, а летом — прохладнее, то есть расходы на эксплуатацию такого объекта значительно снижаются.
Еще одна общемировая тенденция — это рециклинг, то есть стремление к повторному использованию материалов, фрагментов зданий, а также адаптация уже имеющегося пространства к новым функциям. Мировая архитектура отказывается от разрушений и серьезных воздействий на ландшафт: идет восстановление и надстраивание уже имеющихся объектов, их реставрация. Стремление к рециклингу находит свое отражение в дизайне мебели, а также в декорировании. И здесь Европа от высокой моды и ценовой категории класса премиум «спустилась» до товаров широкого потребления. В том числе в той же сети IKEA можно увидеть мебельные гарнитуры с «червоточинами», «сколами», покраской, окрашенными поверхностями «засиженными мухами». «Эта любовь к изъеденным стариной и насекомыми фасадам уже дошла и до Самары. Странно, что при этом мода на действительно старинную отреставрированную мебель от нас еще очень далека.» - недоумевает руководитель СК «Афина».
Каковы прогнозы по развитию данных тенденций в нашем регионе? Анна Волкова считает, что развитие будет, но пойдет оно менее органичным, но при этом более сложным путем. Потому как если европейцы более приспособлены к минимальным воздействиям на среду, то в России продолжает господствовать принцип: «Снести все и построить новое». За примерами далеко ходить не надо: ярчайший тому образец — территория 4 ГПЗ в Самаре — уникальная историческая застройка, которая была разрушена с целью возведения новых зданий.
Тем не менее, подвижки есть, правда, они имеют свою особенность: экологическая архитектура в России «пошла» мимо дома, в ландшафт. И это не удивительно. Большие средства владельцы частных домов сегодня вкладывают в обустройство участков: создание малых архитектурных форм, надворных построек. Что касается «Афины», специалисты компании стараются быть в тренде. Для того, чтобы стереть грань между интерьером и экстерьером, создать эффект единого с природой пространства при проектировании остекления дома и надворных построек предпочтение отдается алюминиевым конструкциям с большими проемами, раздвижным дверям, светопрозрачным кровлям. Кроме того в планах «Афины» — освоить интеграцию стеклянных куполов с землей, с эксплуатируемой зеленой кровлей. Совместно с компанией «ЦСК:кровля и фасад» обсуждается эксперимент с переходами кровли в стекло, обратно в кровлю, и потом в зеленый фасад. Еще один из ожидаемых экспериментальных проектов строительной компании — строительство землянки со стеклянным куполом.
Создание творческой мастерской «Автор», руководителем которой является Анна Волкова, - также один из способов двигаться в одном векторе с общемировыми тенденциями, связанными с рециклингом, возвращением к традициям ручной работы, связанной и с восстановлением старинных предметов интерьера, одежды, мебели. Здесь объединены текстильное ателье, столярная и керамическая мастерские, вскоре планируется внедрение ткачества. Один из масштабных и уже действующих проектов мастерской — индивидуальное оборудование и декорирование детских комнат тематическими предметами ручной работы, в том числе применение керамики, лоскутной техники, создание интерьерных игрушек-сказочных героев, панно, покрывал, домотканых ковриков с сюжетами из любимых мультфильмов.
Жанна Чалынина