Я с оптимизмом смотрю в архитектурное будущее нашего города

Среди архитекторов Самары есть те, работы которых в представлении не нуждаются. Татьяна Рычкова — главный архитектор множества крупных, значимых для города объектов. Нам интересно было узнать личное мнение Татьяны Ивановны о последних событиях, произошедших в городе в сфере проектирования и строительства.
Главное событие начала 2014 года для всех участников строительного рынка, да и вообще для многих горожан – общественные слушания по новым Правилам застройки и землепользования. Какие сложности возникнут в результате принятия нового документа?
В целом принятие новых ПЗЗ – это правильный шаг, который даст точную законодательную базу. Будет четко, ясно и понятно, что можно, а что нельзя. Есть закон, и ни у кого в дальнейшем не возникнет соблазна нарушать его. Надо лишь пережить момент переходного периода, потому что он будет самый сложный, болезненный даже. Протестные ситуации и суды будут наверняка. Потому что сейчас очень многие застройщики попали в промежуточную историю, то есть в эпоху перемен. Одни уже сделали проект планировки или экспертизу, но у них нет разрешения на строительство. Кто-то уже построил большинство секций, ему осталось одна - две, и надо делать заново всю разрешительную документацию. При этом в действии останутся только те проекты, которые имеют разрешение на строительство, а все остальные будут подвергаться изменениям. Есть ряд упущенных территорий, поэтому городу и застройщикам придется исправлять сложившуюся ситуацию. Архитекторы давно «мечтают», чтобы был проект планировки города, который давал бы понять застройщику, на что он идет, начиная строительство в конкретном квартале, какова будет вся инфраструктура в целом и каждого квартала в частности.
Какие из существующих трудностей тоже необходимо отметить и принять меры по их решению?
Одна из проблем – гибель исторической среды. Дом, который стоит огороженный забором на пересечении улиц Маяковской и Самарской – грустный и неживой, погибающий. К сожалению здесь, как и во многих случаях, пока невозможна реконструкция. Причина тому – недостаток средств. Есть примеры, когда здания принадлежат группе собственников: администрации, частным организациям, индивидуальным собственникам. И тогда необходимо совместное вложение денег города и частников. Такое совместное вложение может быть выходом из сложившейся ситуации, по моему мнению.
Хотелось бы сохранить улицы старого города. Они по новым Правилам зонирования и землепользования будут «низкорослые», не все кварталы могут получиться рентабельными. Но если бы была дотация от государства, то наверняка нашлись бы инвесторы, заинтересованные в центральной части города. Вот такой микс от государства и от частника – это выгодное решение для всех. Хорошо бы группу зданий, которые создают исторический пласт города, раздать с обременением в чьи-то руки и контролировать, конечно, при этом. Но надеюсь, что к Чемпионату Европы все равно наш город преобразится. Хотелось бы увидеть «показательный» просчитанный квартал, который разрабатывает группа молодых архитекторов под руководством В. Стадникова. Это было воплощением идей на практике.
Помимо государственной поддержки собственникам зданий, какие еще пути решения этой проблемы Вы видите?
Я сейчас выскажу не лично мое, а мнение многих архитекторов. Считаем, что необходимо создать более компактную территорию исторической зоны. Как, например, в Ульяновске сделали «от и до» две улицы: есть там отреставрированные фрагменты, есть новодел, но в целом выглядит достойно. В Самаре двумя улицами не отделаешься, надо создать историческую, комплексную среду с туристическими маршрутами старой Самары.
В связи с недостаточным финансированием, что станет с внешним обликом города ближе к мундиалю? Грядет частичное облагораживание по принципу Потемкинских деревень?
Конечно нет, и об этом даже не хочется думать. Потери могут быть, к примеру, даже в Питере такое есть. По сути, там пошла реконструкция, но как видите, даже в таком городе как Санкт-Петербург не хватает сил, а нам конечно еще сложнее. Подвижки, конечно будут, будут выделены деньги и есть несколько серьезных лицензированных организаций, которые смогут сделать проект реконструкции и воплотить его в жизнь.
Вернемся к событиям прошлого года. Как Вы прокомментируете ситуацию с уходом Виталия Стадникова с должности главного архитектора?
Годы, в течение которых главным архитектором Куйбышева был Алексей Моргун и время, когда эту должность занимали некоторые другие архитекторы, стало «золотым» периодом Самарской архитектуры. У Виталия Стадникова было много интересных идей, но для воплощения, я считаю, не хватило практики и авторитета. В качестве главного архитектора городу конечно нужен не только теоретик, но и практик, архитектор-урбанист.
Есть еще мнение, что низкий статус должности главного архитектора – это следствие узкого круга полномочий, которыми он наделен…
Знаете, если появится «сильный» архитектор, грамотный специалист на этой должности, он получит и все полномочия. Роль личности в архитектуре, как и в истории, никто не отменял. И у нас сейчас в городе, к сожалению, с этим проблемы. За рубежом объекты получают не застройщики, а архитекторы. Главный архитектор, несомненно, городу нужен, но это еще раз повторюсь, личность с большой буквы. И хотелось бы, чтобы главные архитекторы не менялись очень часто, поскольку это сказывается негативно на развитии города в целом.
Деятельность градостроительного совета сегодня – эффективно-функционирующий орган или простая формальность?
Градостроительный совет у нас тоже был сначала один, потом стал другой. При большинстве главных архитекторов он полностью выполнял свои функции. А в последние годы собирался всего несколько раз и уже не играл такой значимой роли. Думаю, потому что на последних собраниях градостроительного совета неархитекторов было больше, чем архитекторов. Я очень поддерживаю участие в этом мэра и других представителей власти. Чем выше статус совета, тем лучше. Но все-таки для эффективности лучше перевести этот совещательный орган в другую плоскость, его состав должен быть более архитектурным.
Какие в целом Ваши прогнозы по развитию архитектуры в Самаре?
Я с оптимизмом смотрю в архитектурное будущее нашего города. Конечно, сложно сейчас, средств, как уже я говорила, не хватает. Но движение уже есть. Может быть, не всегда в правильном направлении, но, считаю, что все-таки лучше исправлять ошибки, чем ничего не делать. Кроме того, есть большая надежда на губернатора. Николай Меркушкин в отличие от его предшественников уделяет внимание архитектуре, во все вникает сам. Одно из ярких тому подтверждений – объявленный конкурс на проект площади Славы, и личное участие губернатора в процессе отбора проектов.
Еще в Самаре состоялось, на мой взгляд, архитектурное событие. Прошел международный конкурс по застройке территории ЗиМа. Это более 120 участников из России и Европы, даже из Японии, много именитых архитекторов и мастерских, высококлассные проекты. Большое количество из проектов конкурса были представлены на «Зодчестве» в Москве в конце декабря в конце 2013 года. Например, победители конкурса — итальянцы и участники – «Остоженка». Отлично развивается культовое строительство, даже на «Зодчестве» одним из лучших был признан великолепный проект церкви архитектора Анатолия Шошина. Исторический центр города будет развиваться более активно после принятия ПЗЗ, так как будет понимание, как и что делать.
Жанна Чалынина