Олег Алтунян: «Надеемся, Город получит толчок к развитию»

В профессиональной биографии Олега Алтуняна — десятки объектов, подобные которым выпадает честь проектировать далеко не каждому архитектору. Это масштабные инвестиционные проекты, заказы от администрации Самарской области, в прошлом — работа с именитыми заказчиками других стран. Нашему изданию было особенно интересно узнать авторитетное мнение Олега Александровича о некоторых проблемах в городе.
Рынок строительства и проектирования в Самаре. Ваш взгляд на существующую ситуацию.
Основная проблема – падение рынка, собственно. Крупные, серьезные заказы, если и появляются, то «уходят» чаще всего за пределы Самары.
Что касается качества архитектуры – ситуация обычная, провинциально-печальная. Застройщики чаще всего стремятся выжимать из участков максимум прибыли. Это приводит к появлению высотных объектов там, где по градостроительной ситуации они не нужны, к большому числу примитивных по форме, конструктивно и пространственно скучных объектов, к применению дешевых материалов даже в знаковых сооружениях.
Множество градостроительных проблем сегодня находятся либо в стадии «вот-вот начнем решать», либо в стадии «вроде решили, но узнаем точно только, когда рынок оживет».
Ваши прогнозы: есть ли надежда на изменение ситуации в связи, например, со сменой главного архитектора города, которая произошла не так давно?
Главный архитектор города, к сожалению, не имеет в полном объеме необходимых инструментов влияния, какие могли бы позволить ему регулировать процесс планирования застройки города. Градостроительный совет – тот, в каком виде он существует сейчас – это номинальная структура. Робкий, чисто совещательный голос, который мало кого интересует, практически неспособный влиять на принятие решений по застройке. Реальная возможность регулировать процесс застройки появится в том случае (речь сейчас как о жилых, так и общественных объектах), если случится передача серьезных властных полномочий главному архитектору города и градостроительному совету.
Это позволит исключить серьезные ошибки. Исправлять их, как известно, гораздо сложнее, чем изначально пытаться делать все по правилам. А прогнозы… Какие будут законы – такие будут и прогнозы. Сейчас, по крайней мере, есть надежда, что в связи с предстоящим Чемпионатом Мира по футболу и с появлением крупных объектов, будут решены и инфраструктурные проблемы. Надеемся, что Город получит толчок к развитию.
Несколько лет назад в центре Самары, под площадью Славы планировалось подземное строительство торгово-офисного комплекса. Эскизное проектирование выполняли Вы. Какова судьба этого проекта?
Этот участок проектировали и до меня, и после, позаимствовав у моей концепции идею ухода под землю. Скорее всего, тема закрылась по причине нехватки свободных финансовых средств, а их потребовалось бы немало. Если говорить о площади моего проекта, то это около полумиллиона квадратных метров, и по деньгам – примерно полмиллиарда долларов. Естественно, предполагались довольно сложные технологические работы. Кроме того, опять же такой объект стал бы точкой притяжения большого количества людей.
Поэтому при реализации необходимо было бы решать и множество других задач параллельно. Строительство растянулось бы в лучшем случае лет на десять, а наш бизнес, как известно, не предполагает длинных денег. Плюс случился кризис. В общем, инвесторы не решились, хотя они были.
Самые интересные лично для Вас проекты?
Чаще всего конкретный заказчик связан конкретными ограниченными возможностями, и архитектор, естественно, должен относиться к этому с особым вниманием. Иначе либо разоришь человека, либо объект просто превратиться в долгострой, что тоже никому не выгодно. Поэтому самые интересные проекты – это всегда нереализованные: те, где больше свободы.
Тот же подземный комплекс под площадью Славы. Или проект «Миллионник»: мультифункциональный комплекс площадью 1 млн. кв. м, своего рода город в городе. Это была инвестиционная работа на условно-свободной земле с учетом возможностей, имеющихся на предполагаемом участке. Из реализованных это интерьеры Центра обработки данных «Мегафона» и конференц-зал в здании областной администрации.
В случае с ЦОДом и сама задача была нетривиальной и технически довольно сложной, и минималистическое решение интерьера совпало и с пожеланиями заказчика и с собственными эстетическими предпочтениями.
Как часто удается реализовывать нестандартные решения в частных проектах?
Мало кто из клиентов стремится сделать нечто невероятное, потому что понимают: это дорого.
Другие просто не знают, что так можно, и не всегда архитекторы предлагают что-нибудь особенное. Нередко, когда строятся крупные дорогие объекты, в которых действительно можно было бы реализовать нечто интересное, заказчику это не нужно: просто выжимаются квадратные метры, ведь любая хитрая форма — это потеря площади.
В этом контексте интересен опыт голландских архитекторов: в их объектах много сумасшедших потерь площадей, но они много лет потратили на то, чтобы выработать инструмент для убеждения правительства и населения в том, что всякие нестандартные приемы – это экономично.
В нашей действительности качество архитектуры станет важным для заказчика, только став конкурентным преимуществом на рынке жилья и общественных объектов.
У каждого опытного архитектора есть свои принципы в работе. Что главное для Вас?
Профессионально не халтурить вне зависимости от размера задачи. Хотя порой это очень сильно мешает, потому что в связи с этим я не могу снижать стоимость своих работ. Естественно, существует достаточно много архитекторов, работающих дешевле. Но это другая ниша, другое качество.
Жанна Чалынина
Олег Алтунян, член Союза архитекторов, лауреат всесоюзных архитектурных смотров-конкурсов.
Профессиональная биография: с 1987 — член Союза архитекторов России;
§ 1982-1989 — работал в Туркменском Государственном проектном институте, отдел индивидуального проектирования;
§ 1989-1991 — главный архитектор ТАМП Архпроект;
§ 1991-1996 — руководитель персональной архитектурной мастерской (г.Ашхабад);
§ с 1996 — частная практика в Самаре.
Справочные данные по объектам в России:
§ интерьеры гостиничного комплекса Администрации Самарской области;
§ интерьеры залов совещаний и конференц-зала в здании Администрации Самарской области;
§ проект пристроя театра им. Пушкина в г.Самара;
§ новое здание офиса ОАО «Волготанкер» в г.Самара;
§ проект многофункционального комплекса под площадью Славы в г.Самара;
§ офисное здание в г.Тольятти;
§ проект многофункционального центра на территории Станкозавода в г.Самара (в соавторстве);
§ ЦОД ООО Мегафон (интерьеры);
§ проект торгово-офисного комплекса по ул. Дыбенко в г.Самара;
§ проект многофункционального комплекса по ул. Урицкого в г.Самара;
§ проект многофункционального комплекса на территории силикатного завода в г.Самара;
§ проект гостиницы в Кинельском районе Самарской области;
§ проект торгово-офисного комплекса по ул. Тухачевского в г.Самара;
§ проект офисного центра по ул. Соколова в г.Самара;
§ проект часовни по проезду Мальцева в г.Самара;
§ проект церкви в пос. Малая Царевщина в Самарской области;
§ проект культурного центра по ул. Ленина в г.Самара;
§ проект торгово-офисного комплекса в г.Тольятти;
§ интерьеры ресторана по ул. Комсомольской в г.Самара;
§ интерьеры отеля HILTON в г.Ульяновске;
§ интерьеры салона красоты по ул. Киевской в г.Самара;
§ интерьеры салона красоты в г.Балаково;
§ проекты частных домов, особняков, вил в гг. Самара, Тольятти, Москва;
§ проекты интерьеров частных домов, особняков, вил, апартаментов в гг. Самара, Тольятти, Москва, Альметьевск;
§ конкурсный проект на комплекс отдыха в гостиничном комплексе Администрации Самарской области;
§ конкурсный проект на реконструкцию площади Славы в г.Самара;
§ конкурсный проект офисного центра по Волжскому проспекту в г.Самара.
Справочные данные по объектам за рубежом:
§ загородный дом президента Туркменистана;
§ проект казино в г.Ашхабад (Туркменистан);
§ проект реконструкции здания Министерства здравоохранения Туркменистана;
§ проект технического корпуса в комплексе зданий Государственной библиотеки Туркменистана в г.Ашхабад;
§ гостиница в г. Мары (Туркменистан);
§ проект ТЮЗа в г.Ашхабад (Туркменистан);
§ проект ресторана в г.Мары (Туркменистан);
§ проект застройки гуманитарной ассоциации Туркмен мира в г.Ашхабад (Туркменистан);
§ проект экспериментального молодежного театра в г.Ашхабад (Туркменистан);
§ проект музея декоративно-прикладных искусств в г.Ашхабад (Туркменистан);
§ офис фирмы МЕРХАВ (Израиль) в г.Ашхабад (Туркменистан);
§ проект санатория в г.Арчман (Туркменистан);
§ гостиница в г.Байрам Али (Туркменистан);
§ гостиница в г.Тернополь (Украина);
§ конкурсный проект здания Клуба путешественников в г.Минск (Белоруссия);
§ конкурсный проект павильона СССР на ЭКСПО-92 в г.Севилья (Испания).
www.altunian.ru