Лучший проект – всегда следующий

Между экономией и дешевизной есть большая разница, и без видения этой грани создать хороший интерьер квартиры или частного дома не получится. Об этих и других нюансах, связанных с работой над жилым пространством, нам рассказала Ирина Богоявленская, архитектор «BM-студии».
Вы занимаетесь в основном частными интерьерами. В какую сторону сегодня развивается это направление?
Основная тенденция – отсутствие ярко-выраженного стиля, эклектичность. И это, наверное, хорошо, потому что дает определенную свободу заказчику в выборе, например, материалов, мебели и других составляющих интерьера, а архитектору, соответственно, предоставляются возможности для более полной творческой реализации.
Ваше продолжение фразы: «Работа архитектора над интерьером – это…»
В первую очередь, конечно, творчество. Источником вдохновения может стать все, что угодно: впечатления от путешествий, прочитанных книг, понравившихся фильмов. Но главная задача архитектора — это все-таки реализация и воплощение. И получается, что на первый план выходит, так скажем, техническая составляющая: работа с чертежами, с заказчиками, со строителями. Это как крой хорошего платья. Здесь важны оптимальная планировка, удобное зонирование, тщательно продуманный функционал. Что касается клиентов, то в общении с ними нередко чувствуешь себя психологом: нужно уметь выслушать, правильно понять и верно интерпретировать пожелания. При этом специфика еще и в том, что приходится учитывать мнение всех взрослых членов семьи.
С какими материалами предпочитаете работать? С какими хотели бы?
Предпочтение всегда отдаю натуральным материалам. И хотя в последнее время появляется много нового, никогда не теряют актуальность ставшие уже привычными: бетон, дерево, стекло. Их можно использовать в разных комбинациях и всегда получать совершенно новый результат.
Кстати, у нас с партнером по бизнесу, архитектором Екатериной Малмыгиной, есть идея для одного проекта — использовать в качестве основного строительного и отделочного материала морскую фанеру. Это многослойный материал, который при правильной обработке можно применять и снаружи и, тем более, внутри. Отличается высокой прочностью, влагостойкостью, а потому используется в судостроении. Пока это только задумка. Если удастся воплотить — будет повод поговорить об этом более подробно.
В чем специфика работы над жилым интерьером, отличие от проектов помещений общественного назначения?
В общественных интерьерах больше свободы такой выразительной, чистый концепт там действительно можно воплотить. В жилом это практически невозможно. Бывает, «нарисуешь» в проекте одно, а в процессе реализации используется совершенно другое, чаще всего по причине экономии.
Всегда ли хороший интерьер – это дорогой интерьер?
Здесь как с одеждой: главное соблюсти меру. Например, француженки умело сочетают люксовые бренды и вещи масс-маркет, потому что роскошь с ног до головы – это тоже не всегда хорошо смотрится. При создании интерьера концепция допускает замену дорогостоящих материалов более доступными по цене. Но не всегда можно спасти ситуацию только лишь, например, крашеным кирпичом. Приведу пример с одним моим проектом, где заказчик был ограничен в средствах.
Здесь мы очень аккуратно экономили в материалах, сочетая изумительной красоты итальянский сланец и грубую покраску стен, паркетную доску, купленную по бросовой цене, и необычные винтажные люстры. Единственное, что несколько омрачило удовольствие от совместной с клиентом интересной творческой работы – тот факт, что не удалось убедить его отказаться от дешевой, всеми узнаваемой мебели из IKEA. Кажется, это несколько смазало общую картину.
А если наоборот – возможно все?
Да, был в моей практике и другой, противоположный случай, где практически ничто не ограничивало фантазию: и заказчики попались легкие на подъем, и экономить не приходилось. Знаете, мне всегда казалось, что я жесткий минималист. Но в стиле этого интерьера реализовала себя по максимуму. Результат получился неожиданно эффектный – настолько, что именно этот проект победил в конкурсе «Интерьер в фокусе», который в декабре прошлого года организовывал салон «Элите». Особенно приятно, что этот объект был признан лучшим по оценкам именно членов жюри, в которое входили известные архитекторы Самары. Такая оценка дорогого стоит.
Какой принцип для Вас является главным в работе?
Стремлюсь создавать интерьеры, «дату рождения» которых определить невозможно. Иными словами, я — противник ультрамодного. Ведь через год – два ультрамодное таковым уже не является, поэтому я считаю, что выигрывает то пространство, которое остается актуальным надолго.
Что нравится использовать в интерьерах лично Вам?
Нравится, когда в доме, в квартире присутствуют предметы ручной работы, привезенные из путешествий вещи, необычная мебель, например, винтажная. Эти детали, разбавляющие четко-выверенную гармонию, порой становятся отправной точкой, с которой начинает раскручиваться новая интерьерная история.
Какой из Ваших проектов Вы считаете наиболее удачным?
Очень критично отношусь к результатам своей работы. По итогу всегда анализирую и думаю о том, как можно было бы сделать еще лучше, еще интереснее. Поэтому самый лучший проект для меня всегда – это следующий.
Жанна Чалынина