Заземление подкрановых путей мостовых кранов

Заземление подкрановых путей мостовых кранов

Подписка на рассылку

Мостовой кран (рис. 1) — это устройство, используемое для перемещения грузов в большом закрытом помещении, где он монтируется на потолок или стену. Заземление мостового крана осуществляется с применением естественных коммуникаций из металла, проложенных в земле либо заземляющего контура.

Монтаж искусственных заземлителей

Если естественные заземлители (трубы, арматура и пр.) не подходят для мостового крана, то необходимо выполнить монтаж заземляющего контура. Для этих целей понадобится угловая сталь размером 50 х 50 и толщиной не менее 4 мм и длиной 5 м. Уголки забиваются по контуру на глубину, при которой верхний край стального уголка выступает из земли на 0,5 м. Расстояние между заземлителями должно составлять около 2,5–3 м, а их соединение необходимо проводить с помощью стальных полос с сечением не менее 48 мм.

Магистрали заземления для зданий с напряжением электросети до 1000 В выполняются из стальной полосы сечением не менее 100 мм2, а ответвления от магистрали к конкретным электрическим установкам — стальной полосой не менее 24 мм 2 .

Как проводится заземление мостового крана?

Перед тем как проводить заземление мостового крана, необходимо подобрать провод, который будет соединять части электрооборудования и стальные полосы. Для заземления отлично подойдет провод ПуВ — медная жила с изоляцией из поливинилхлорида. Этот провод выдерживает напряжение до 1000 В и имеет 1-й класс гибкости. Хорошо подходит и провод ПуГВ с медной жилой и ПВХ-оболочкой с классом 5.

В мостовом кране заземлению подлежат корпуса двигателей, кожухи аппаратов, стальные трубы, используемые для прокладки проводов, корпуса пускорегулирующих резисторов и другие элементы.

Заземление металлических элементов осуществляется через подкрановые пути и выполняется через контакт между рельсами (рис. 2) и ходовыми колесами крана.

Стенки рельс соединяются перемычками или сваркой, образуя непрерывную цепь. Выбранный провод присоединяется к рельсам с помощью сварки, к корпусам двигателя и аппаратам — с применением болтовых соединений для надежного контакта. После этого заземляющий провод соединяется с магистралью заземления.

Читайте также:  Если оставить электроплиту включенной

Мостовой кран – это тип подъемной техники, для функционирования которой требуется возведение специальной металлоконструкции (моста), которая служит направляющей для движения грузозахватного устройства. Для того, что его эксплуатация была безопасной, требуется проверить не только механическую часть работы устройства, но и электрическую, в частности, контур заземления.

Как производится заземление мостового крана?

Заземление мостового крана – процедура обязательная, ее проведение прописано в ПУЭ, раздел 5, глава 5.4 Электрооборудование кранов. Как для любой электроустановки, для его эксплуатации требуется наличие контура заземления, сопротивление которого должно соответствовать нормам.

Особенности устройства мостового крана допускают отсутствие специальных заземлителей. Для того чтоб параметры работы электроустановки соответствовали требованиям, может быть вполне достаточно, если ее компоненты присоединены к металлоконструкциям, составляющим основу мостового крана. Обязательным условием является наличие единой электрической цепи, чтоб обеспечить это, места контакта компонентов при соединении друг с другом должны быть неокрашенными и зачищенными.

Продолжением контура являются рельсы, по которым передвигается кран, они должны быть надёжно соединены между собой. Тип их заземления зависит от того, установлен кран под открытым небом или в помещении. В первом случае, они присоединяются к специально установленным заземлителям, во втором — к общему контуру заземления помещения. На фото видно, как соединены между собой участки рельсов для обеспечения непрерывности контакта подкранового пути.

Как производится проверка контура заземления?

Для того чтоб мостовой кран был допущен к эксплуатации, его должна обследовать специализированная электролаборатория, итогом проверки является такой документ, как протокол контура заземления.

Проверка контура заземления производится по окончании монтажных работ. Когда подъемный механизм установлен и полностью готов к эксплуатации, производится замер контура заземления мостового крана, для осуществления процедуры применяется специальная методика. При введении в эксплуатацию используются нормативы ПУЭ (правила устройства электроустановок). При повторном обследовании, в качестве регламента применяется другой документ – ПТЭЭП – Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Читайте также:  Принцип работы сетевого фильтра

В пункте 5.4.56 ПУЭ сказано, контур заземления крана должен, выполнен в соответствии с требованиями главы 1.7 ПУЭ, и соответственно иметь сопротивление растекания тока контура заземления не более 4 Ома, при питании 380 Вольт и присоединённых естественных заземлителей.

При данной процедуре применяется методика измерения контура заземления, в ней регламентируются условия проведения испытаний, а также комплекс действие, направленных на то, чтоб измерить все необходимые параметры. В работах используется прибор для измерения контура заземления MRU-101, его показания заносятся в протокол, и по их величине производится определение, соответствует сопротивление контура нормативам или нет. При положительном результате мостовой кран допускается к эксплуатации, если же показатели не дотягивают до нормативных, выдаётся предписание, согласно которому собственник должен провести дополнительные работы по монтажу контура и сделать так, чтоб величина его сопротивления укладывалась в регламент.

Для чего нужна проверка сопротивления?

Для чего же требуется измерять сопротивление контура заземления мостового крана как при вводе в эксплуатацию, так и в процессе его эксплуатации? Ответ прост – для соблюдения требований безопасности. Любая электроустановка, в том числе и мостовой кран, является потенциальным источником опасности, и потому исправная работа контура заземления играет важную роль.

Проверять его показатели требуется и спустя определенное время после начала эксплуатации, так как под действием внешних факторов технические характеристики контура заземления могут измениться, что делает эксплуатацию крана и даже простое нахождение рядом небезопасным для людей.

Все без исключения оборудование с электрическим приводом (в т.ч. и мостовые краны) обязательно должно заземляться. Заземление выполняется для того, чтобы обезопасить работников производства от поражения электрическим током.

Это может произойти в случае прикосновения к металлическим частям крана, которые не являются деталями электрооборудования, но случайным образом оказавшимися под напряжением в результате повреждения изоляции электроцепей.

Читайте также:  Подвесные полочки из ткани

Для заземления отлично подойдет провод ПуВ — медная жила с изоляцией из поливинилхлорида

Заземление – это специализированная система электрического соединения частей крана с землей с помощью различных заземляющих устройств.

Обязательно заземляться должны:

  1. Металлические оболочки;
  2. Крановые металлоконструкции;
  3. Защитные трубы электропроводки и кабелей;
  4. Корпуса электроаппаратов.

В зависимости от того, какое напряжение и система энергоснабжения питающей сети, используют разные схемы заземления.

Заземление двигателей и корпусов крановой электроаппаратуры совершают надежным электрическим соединением (контактом) с металлоконструкцией крана. Потому для этого на поверхностях, которые контактируют, оставляют неокрашенные зачищенные места.

В свою очередь, металлоконструкции кранов заземляются через крановый путь, а стыки рельсов между собой прочно соединяют приваркой соединительных перемычек, сваркой или приваркой к стальным подкрановым балкам для того, чтобы обеспечить надежную непрерывную электрическую цепь.

Заземление крановых путей, которые находятся в промышленных зданиях, совершают соединением их с главным контуром заземления частей строительной конструкции. Находящиеся на открытом воздухе крановые пути должны заземляться со специальными заземлителями.

Четырехжильный кабель обычно заземляется путем нулевого провода линии, а это значительно надежнее и проще. Начиная с 1976 года стали выпускать грузовые электромагниты, которые получают питание благодаря трехжильного кабеля, одна жила которого используется с целью заземления устройства.

Наблюдение состояния цепи заземления должно производиться одновременно с совершением работ, которые относятся к ремонту кранового электрооборудования, и не меньше, чем раз в год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector