Уплотнение грунта тяжелыми трамбовками

Уплотнение грунта тяжелыми трамбовками

Уплотнение грунтов тяжелыми трамбовками осуществляется с поверхности дна котлована или грунта путем свободного сбрасывания на уплотняемую площадь трамбовки, имеющей в плане форму круга или реже квадрата. При этом процесс уплотнения грунта происходит под воздействием передающейся на него ударной нагрузки и сопровождается перемещениями частиц грунта в вертикальном и горизонтальном направлениях.

До начала 50-х годов для поверхностного уплотнения грунтов трамбованием применялись падающие плиты квадратной формы площадью 0,6—1 м 2 и весом 1,5—2 т. При высоте сбрасывания 2—3 м достигалась глубина уплотнения грунтов до 1—1,2 м. С середины 50-х годов для поверхностного уплотнения по предложению Ю. М. Абелева начали широко применять тяжелые трамбовки в форме усеченного конуса с диаметром основания 1,2—1,3 м и весом 2—3 т. При сбрасывании этих трамбовок с высоты 4—5 м обеспечивается уплотнение просадочных лессовых грунтов на глубину 1,5—2,0 м. В настоящее время широко применяются трамбовки с диаметром основания 1,4—1,8 м и весом 4,5—6,0 т, позволяющие при высоте сбрасывания трамбовок 5 — 7 м повысить глубину уплотнения грунтов до 3—3,5 м.

Для уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками весом до 4,5—6,0 т используются в основном широко распространенные на строительстве краны-экскаваторы 10011 и 1252, оборудованные стрелой драгляйн. При этом весе трамбовок обеспечивается нормальная работа кранов-экскаваторов в том же режиме, что при разработке грунта. Дальнейшее повышение диаметра, веса трамбовок и тем самым глубины уплотнения грунтов возможно лишь при использовании для уплотнения более тяжелых грузоподъемных механизмов, в частности, при переходе со строительных на карьерные краны-экскаваторы. Выполнение исследования и производственное уплотнение показали, что при применении трамбовок с диаметром основания 2,4 м и весом 11 т на базе карьерного крана-экскаватора грузоподъемностью 50 т глубина уплотнения повышается до 5,5—6 м.

Дальнейшее развитие уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками получило во Франции. В конце 60-х годов фирма «Луи Менард» начала применять трамбовки весом 10—20 т. При сбрасывании трамбовок с высоты 25 м достигалось уплотнение песчаных грунтов на глубину 8—И м. В последующем для уплотнения грунтов трамбованием была изготовлена специальная тренога с трамбовкой весом 50 т при высоте ее сбрасывания 40 м, а в последнее время — специальный стреловой кран на пневмоколесном ходу, обеспечивающий сбрасывание трамбовки весом 200 т с высоты 24 м. На строительстве аэропорта во Франции применение сверхтяжелых трамбовок весом 200 т по данным фирмы «Луи Менард» позволило уплотнить насыпные и водонасыщенные заиленные песчаные грунты на глубину до 40 м. Кроме этого, в литературе имеются сведения о применении с высокой эффективностью сверхтяжелых трамбовок весом 50 т в Англии, Швеции, 150 т в Японии.

Поверхностное уплотнение тяжелыми трамбовками применяется с целью:
устранения просадочных свойств грунтов в пределах всей или части деформируемой зоны от нагрузки фундаментов;
создания в основании зданий или сооружений сплошного маловодопроницаемого экрана, препятствующего интенсивному замачиванию нижележащих просадочных грунтов;
повышения плотности, прочностных характеристик и снижения сжимаемости грунтов при последующем их водонасыщении.

На площадках с I типом грунтовых условий по просадочности для сравнительно небольших по ширине фундаментов (до 1,5— 2,0 м) поверхностное уплотнение обычно оказывается вполне достаточным до полной ликвидации просадочных свойств грунтов в пределах всей деформируемой зоны от нагрузки фундаментов.

На площадках со II типом грунтовых условий поверхностное уплотнение полностью или частично устраняет просадку грунта только от нагрузки фундаментов и применяется в комплексе с водозащитными и конструктивными мероприятиями. В этом случае уплотненный тяжелыми трамбовками слой одновременно является маловодопроницаемым экраном, препятствующим полному промачиванию сверху всей просадочной толщи грунта.

Для полного устранения просадочных свойств грунтов на всю их толщу поверхностное уплотнение на площадках со II типом грунтовых условий по просадочности применяется в сочетании с предварительным замачиванием, уплотнением грунтовыми сваями для доуплотнения верхнего, так называемого буферного слоя грунта.

3.83. Под действием трамбования в массиве грунта образуется уплотненная зона (рис. 50), в пределах которой плотность сухого грунта изменяется от максимальной величины в верхней части до заданной на нижней границе уплотненной зоны.

За нижнюю границу уплотненной зоны принимается глубина, на которой плотность сухого грунта достигает значения, обычно равного 1,6 т/м 3 , при котором полностью устраняются просадочные свойства грунта.

3.84. Уплотнение просадочных грунтов тяжелыми трамбовками применяется с целью:

устранения просадочных свойств грунтов в пределах всей или части де­формируемой зоны от нагрузки фундаментов;

создания в основании зданий или сооружений сплошного маловодо­проницаемого экрана, препятствующего интенсивному замачиванию нижележащих просадочных грунтов;

повышения плотности и снижения сжимаемости грунтов.

Уплотнение тяжелыми трамбовками применяется на площадках с грун­товыми условиями: I типа — для устранения просадочных свойств грунтов только в основании фундаментов; II типа — для тех же целей и создания ма­ловодопроницаемого экрана под всем зданием или сооружением.

3.85. Уплотнение тяжелыми трамбовками применяется при степени влажности грунтов не более 0,7 и плотности сухого грунта не выше 1,55 т/м 3 .

Наибольшая эффективность уплотнения достигается при оптимальной влажности грунтов , определяемой по результатам опытного уплотнения, или приближенно принимаемой , где — вла­жность на границе раскатывания.

Рис. 50. Изменение плотности грунтов по глубине до уплотнения (а) и после уплотнения тяжелыми трамбовками (б)

1 — отметка поверхности до уплотнения; 2 — то же, после уплотнения; 3 — нижняя граница уплотненной зоны; 4 — граница распространения уплотнения

3.86. Глубина уплотнения тяжелыми трамбовками зависит от плотности и влажности грунтов, диаметра и массы трамбовки, режима уплотнения и при оптимальной влажности приближенно принимается

где d — диаметр основания трамбовки, м;

k — коэффициент, принимаемый по данным экспериментальных исследований для супесей и суглинков равным 1,8, для глин 1,5.

3.87. Для устранения влияния динамических воздействий на существу­ющие здания и сооружения уплотнение тяжелыми трамбовками массой до 5 т применяется при расположении уплотняемой площади на расстоянии от зданий и сооружений:

находящихся в удовлетворительном состоянии и не имеющих трещин в стенах — не менее 10 м;

имеющих трещины в стенах, а также от инженерных коммуникаций, выполненных из чугунных, керамических, асбестоцементных и железобетонных труб — 15 м.

Читайте также:  Рамы для зеркал своими руками фото

При более тяжелых трамбовках безопасные расстояния должны быть соответственно увеличены.

3.88. В проекте уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками должны быть указаны: размеры уплотняемой площади в плане; глубина уплотнения; величина недобора грунта до проектной отметки заложения фундаментов; диаметр и масса трамбовки; требуемая плотность грунта на нижней границе уплотняемой зоны; оптимальная влажность грунта и количес­тво воды для его увлажнения; расчетное сопротивление основания из уплотненного грунта.

3.89. Для создания в основании сплошного маловодопроницаемого эк­рана размеры уплотняемой площади принимаются не менее

чем на 1 м больше размеров здания по наружным граням фундамен­тов в каждую сторону.

При уплотнении с целью устранения просадочных свойств грунтов ши­рина и длина ,уплотняемой площади принимаются равными:

где b и l — соответственно ширина и длина фундамента;

d — диаметр трамбовки.

Ширина уплотняемой полосы за пределами фундаментов должна быть не менее 0,2 м с каждой стороны.

3.90. Глубина уплотнения просадочных грунтов тяжелыми трамбовка­ми о основании фундаментов определяется из условия полного устранения просадочных свойств грунтов в пределах всей деформируемой зоны или только ее верхней части на глубину, при которой суммарные осадки и просадки фундаментов не превышают предельных величин для зданий и сооружений.

Для сплошного маловодопроницаемого экрана глубина уплотнения должна быть не менее 1,5 м.

3.91. Плотность грунта назначается исходя из полного устранения просадочных свойств и задается средним значением плотности сухого грунта в уплотненном слое и на его нижней границе.

Примечание. Для большинства распространенных по территории СССР лессовых грунтов среднее значение плотности сухого грунта в упло­тненном слое должно быть не менее 1,65-1,7 т/м 3 , а на нижней границе уп­лотненной зоны — не менее 1,6 т/м 3 .

3.92. Величина недобора грунта до проектной отметки заложения фундаментов , принимается равной понижению трамбуемой поверхности и определяется по формуле

где -толщина уплотненного слоя, м, принимаемая по пп. 3.86 и 3.90;

— среднее значение плотности сухого грунта в пределах уплотненного слоя, т/м 3 ;

— среднее значение плотности сухого грунта до уплотнения, т/м 3 .

3.93. Диаметр и масса трамбовок назначаются в зависимости от глубины уплотнения, формы и размеров уплотняемых площадей и т. п.

При назначении массы трамбовок следует исходить из того, чтобы статическое давление па грунт составляло не менее 15 кПа.

3.94. Осадка фундамента на уплотненном тяжелыми трамбовками гру­нте вычисляется в соответствии с разд. 2 по схеме двухслойного основания, состоящего из уплотненного грунта и залегающего ниже неуплотненного грунта природного сложения.

Модуль деформации грунтов основания принимается по результатам полевых испытаний статической нагрузкой: для уплотненных грунтов — на отметке заложения фундаментов; а для подстилающих грунтов природного сложения — на глубине, соответствующей нижней границе уплотненного слоя.

Примечание. При отсутствии данных испытаний статической нагрузкой для предварительных расчетов допускается принимать значения моду­лей деформации уплотненных грунтов (при плотности сухого грунта не менее 1,65 т/м 3 ) по табл. 86.

Уплотненный Модуль деформации уплотненного грунта, МПа (кгс/см 2 )
грунт природной влажности, близкой к оптимальной в водонасыщенном состоянии
Супеси 20 (200) 15 (150)
Суглинки 25 (250) 20 (200)

3.95. Просадка основания из грунтов, уплотненных тяжелыми трамбов­ками с целью:

устранения просадочных свойств грунтов определяется исходя из полного водонасыщения грунтов, залегающих ниже уплотненного слоя, по ре­комендациям п. 3.50 (12 прил. 2);

создания маловодопроницаемого экрана определяется с учетом непол­ного водонасыщения подстилающего грунта по пп. 3.50 и 3.51 (12 и 13 прил. 2).

Пример. Определить основные параметры уплотненного тяжелыми трамбовками основания фундаментов промышленного здания пролетом 24 м и шагом колонн 6 м. Промышленное здание проектируется на участке, сложенном лессовидными суглинками и супесями, относящимися к грунтовым условиям 1 типа по просадочности. Основные физико-механи­ческие характеристики грунтов приведены в табл. 79. Модули деформации грунтов равны: уплотненного, при полном водонасыщении МПа; природного, природной влажности Е=15 МПа.

Фундаменты здания имеют размеры b=3 м, l=4,2 м, глубину заложения 2 м и давление по подошве 300 кПа.

Для заданного размера фундамента определяем вертикальные напряжения в основании фундаментов; результаты расчетов приведены в табл. 83.

Из сопоставления средних напряжений , в основании фундамента с величиной начального просадочного давления кПа устанавливаем, что в пределах всей просадочной толщи , т.е. деформируемая зона в данном случае распространяется до нижней границы просадочной толщи.

Принимаем толщину уплотненного слоя под фундаментами равной З м.

Определяем просадку фундамента за счет неуплотненного просадоч­ного грунта, залегающего на глубине от 5 до 7 м, по формуле (122) (13 прил. 2) с использованием данных табл. 79 и 83 =0,017·110+0,014·90=3,2 см.

Определяем осадку фундамента по формуле (55) (1 прил. 2) с использо­ванием данных табл. 83 при глубине сжимаемой толщи 6,8 м s =0,8(267·60+ +231·100+174·100+140·40)/20000+0,8(130·60+86·100+55·100+36·120)/15000=3,9 см.

Определяем суммарную величину осадки и просадки фундамента на уплотненном грунте s=3,2+3,9=7,lсм.

Суммарная величина осадки и просадки фундамента меньше допусти­мой, равной 12 см. Таким образом принятая глубина уплотнения м достаточна.

Определяем необходимый диаметр и массу трамбовки по пп. 3.86 и 3.93 м.

При статическом давлении трамбовки на грунт 20 кПа масса трамбовки составляет =20·2,26/9,81=4,62 т.

Определяем ширину уплотненной зоны для продольной оси промышленного здания (из расчета сплошного уплотнения вдоль пролета под каждый ряд фундаментов) по формуле (142) =4,2+0,5(3-1,7)=4,85 м. Принимаем уплотнение в 3 следа, а ширину уплот­няемой площади l,7´3=5,1 м.

Определяем величину недобора грунта при отрывке из котлована по формуле (143) =3,6 (1-1,45/1,7)=0,54 м.

Величину недобора грунта принимаем равной 0,55 м.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Уплотнение грунтов тяжелыми трамбовками производится свободным сбрасыванием с помощью крана-экскаватора с высоты 5—10 м трамбовок диаметром 1,4—3,5 м и весом 40—150 кН. Тяжелые трамбовки применяются для уплотнения всех видов грунтов в их природном залегании (просадочных, засоленных, насыпных, рыхлых песчаных грунтов), а также вновь отсыпанных при подготовке оснований под фундаменты, устройстве грунтовых подушек, возведении планировочных насыпей, земляных сооружений, обратных засыпках котлованов и т.п.

Читайте также:  Красно синяя светодиодная лента

Эффективность уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками определяется диаметром, весом, высотой сбрасывания трамбовки, а также степенью плотности, влажности, структурной прочностью уплотняемых грунтов. С увеличением диаметра, веса и высоты сбрасывания трамбовки глубина уплотнения возрастает. Наибольшая эффективность уплотнения грунтов по глубине достигается при оптимальной влажности. При повышении степени плотности и структурной связности эффективность уплотнения снижается (в частности, в насыпных грунтах глубина уплотнения обычно на 30 — 40 % больше, чем в грунтах естественного сложения). Основания на уплотненных тяжелыми трамбовками различного вида грунтах проектируются так же, как и на просадочных с I типом грунтовых условий.

Уплотнение грунтов тяжелыми трамбовками весом до 50—70 кН выполняется с помощью оборудованных стрелой-драглайн строительных кранов-экскаваторов Э-1252 и Э-10011 грузоподъемной силой соответственно 250 и 180 кН, а трамбовками весом 100—150 кН — карьерных кранов-экскаваторов Э-2502 грузоподъемной силой 500-600 кН. В целях обеспечения нормальной работы крана-экскаватора в тяжелом режиме грузоподъемная сила крана-экскаватора должна в 3—4 раза превышать вес трамбовки. Для обеспечения требуемой высоты сбрасывания в необходимых случаях стрела удлиняется за счет вставки в среднюю часть дополнительного звена. Трамбовка изготовляется из железобетона, имеет в плане форму круга или многоугольника (с числом сторон не менее восьми). Поддон и боковые стенки ее сворачиваются из листовой стали толщиной 8—16 мм, а подъемные петли — из листовой стали толщиной 20—40 мм. Трамбовка подвешивается к рабочему тросу крана-экскаватора с помощью вертлюгов и промежуточного троса длиной 1—1,5 м с грузом весом 200—500 Н, которые обеспечивают натяжение рабочего троса и исключают его преждевременный износ вследствие образования перегибов.

До начала производства работ обычно выполняется опытное уплотнение грунтов тяжелыми трамбовками для уточнения режима и эффективности уплотнения грунтов при их различной влажности по схеме, приведенной на рис. 13.6. Уплотнение производится с замером понижения уплотняемой поверхности по металлическим штырям, забитым по центру каждого следа, нивелированием после каждых двух уларов трамбовки.

Схема опытного участка для уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками: 1 — 3 — участки грунта с влажностью соответственно 0,8щр, 1,0щp, 1,2щp ; 4 — следы ударов трамбовки; 5 — точки нивелирования (штыри); 6 — шурфы или радиометрические скважины для определения сd и щ.

1 — скоба для подъема трамбовки; 2 — отверстие в скобе; 3 — кожух; 4 — поддон; 5 — вертикальная арматура; в — горизонтальная арматура

По результатам опытного уплотнения строятся графики понижения уплотняемой поверхности , по которым уточняются величина понижения уплотняемой поверхности, число ударов, необходимое для уплотнения до отказа. Кроме этого, после уплотнения закладывают шурфы или проходят радиометрические скважины на глубину не менее двух диаметров трамбовки. При этом определяются изменения по глубине плотности сухого грунта и его влажности, а также глубина уплотнения.

Уплотнение грунтов тяжелыми трамбовками выполняется после планировки поверхности котлована и подкатки ее тракторами или катками при наличии насыпных грунтов. При этом котлован должен быть огражден от попадания поверхностных вод с окружающей территории.

Трамбование производится с перекрытием следов отдельными циклами при постоянном поворачивании стрелы по мере перехода с одного следа на другой. По каждому следу выполняется по два-четыре удара трамбовки. Для перехода с одного цикла на другой изменяется вылет стрелы или кран переезжает назад. Такая последовательность сохраняется до тех пор, пока не будет произведено заданное число ударов трамбовки по каждому следу. После окончания трамбования верхний разрыхленный слой грунта доуплотняется легкими ударами трамбовки при сбрасывании ее с высоты 0,5—1 м или укаткой. Если после трамбования отметка основания окажется ниже проектной, производится подсыпка местного грунта с уплотнением его укаткой.

В дождливое и сухое время года уплотнение тяжелыми трамбовками производится с учетом сохранения влажности уплотняемых грунтов близкой к оптимальной, а в зимнее время при талом состоянии грунта и его природной влажности — с учетом возможной глубины промерзания в течение суток и производительности применяемого оборудования в сутки.

Качество работ по уплотнению тяжелыми трамбовками грунтов с оптимальной влажностью проверяется по отказу при контрольном трамбовании после двух-трех ударов трамбовки в пунктах, располагаемых из расчета один пункт на каждые 100 м2 уплотненной площади. При уплотнении грунтов с влажностью, отличающейся от оптимальной более чем на ±0,02, качество уплотнения проверяется определением плотности сухого грунта через 0,25—0,5 м по глубине при толщине уплотненного слоя до 2—2,5 м и 0,5—0,75 м при большей толщине. Для определения плотности закладывают шурфы (или проходят радиометрические скважины) из расчета один шурф на каждые 300 м2 уплотненной площади. При использовании сваебойного агрегата для вытрамбовывания котлованов в качестве трамбовки применяется полый металлический шаблон, сваренный из листов и закрепленный болтами на молоте. Эффективность вытрамбовывания котлованов определяется в основном теми же факторами, что и эффективность уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками.

Простейшим, но малопроизводительным устройством для ударного уплотнения грунта трамбованием является чугунная или железобетонная плита, подвешиваемая к подъемному канату экскаватора, оборудованного стрелой драглайна. Опорная поверхность плиты имеет форму круга или квадрата площадью около 1 м2. Плита присоединяется к канату при помощи трех-четырех цепей. Необходимо иметь в виду вредное воздействие динамических нагрузок на механизмы и конструкцию экскаватора, возникающих при трамбовании плитой. Поэтому к указанному способу трамбования прибегают только в крайних случаях, при отсутствии других, более совершенных механизмов, или когда последние по каким-либо причинам не могут быть применены. Трамбующая машина Д-471А (228) самоходная, смонтирована на базе гусеничного трактора /. Рабочий орган машины состоит из двух трамбующих плит 11, перемещающихся по направляющим штангам 9 с подвижными удлинителями 10. Плиты подвешены на канатах 7, свободные концы которых закреплены на барабанах полиспастного механизма 3. Входной вал редуктора 2 соединен с валом двигателя трактора. На выводном валу редуктора закреплен кривошипный механизм, который поднимает и сбрасывает трамбующие плиты. Направляющие блоки канатного полиспаста расположены на конструкции, состоящей из передних стоек 4, компенсатора 5, задних стоек 8 и стяжек 6.

Для уменьшения скорости перемещения машины предусмотрен ходоуменьшитель.

Дизель-трамбовочная машина ЦНИИС-РРМЗ (229) смонтирована на гусеничном тракторе Т-100ГП. Рабочим органом машины являются дизель-трамбовки 5, закрепленные в вертикальном положении на раме 10, и плиты 8, шарнирно связанные с рамой трактора 1. Для подъема и опускания рамы 10 служит полиспаст 4, тяговый канат которого закреплен на барабане лебедки 9. Неподвижные блоки полиспаста расположены на конструкции 2, 3.

Читайте также:  Калина что с ней делать рецепты

Запуск трамбовок выполняется гидроподъёмником 6. Для обслуживания трамбовок предусмотрена рабочая площадка 7.

В передней части машины на толкающих брусьях 11 размещается бульдозерный отвал 13 с планировочной плитой 12, служащие для разравнивания свеженасыпанного грунта перед двигающейся дизель-трамбовочной машиной и уравновешивания машины.

Для уменьшения скорости хода трактора до 80—200 м/ч в механизме перемещения предусмотрен ходоуменьщитель. Производительность трамбующих машин 150—300 м3/ч, толщина уплотняемого слоя до 1 м. Вибрационные машины. Грунтоуплотняющие вибрационные машины выпускаются в виде прицепных виброкатков, самопередвижных, навесных и подвесных виброплит и вибротрамбовок.

Котлованы вытрамбовываются под отдельно стоящие фундаменты с плоской или заостренной подошвой, ленточные прерывистые фундаменты, а также фундаменты с уширенным основанием, получаемым путем втрамбовывания отдельными порциями в дно вытрамбованного котлована жесткого материала (щебня, гравия, песчано-гравийной смеси, крупного песка и т.д.).

Перед началом производства работ по вытрамбовыванию котлованов обычно проводятся опытные работы в два этапа. На первом этапе, выполняемом с целью отработки технологии производства работ, определяют:

Ш — среднее число ударов трамбовки заданного веса, размеров и оптимальную высоту сбрасывания для вытрамбовывания котлованов необходимой глубины;

Ш — для фундаментов с уширенным основанием из жесткого материала количество и объем засыпки жесткого материала, а также необходимое число ударов для втрамбовывания каждой порции засыпки в дно котлована;

Ш — для ленточных прерывистых фундаментов минимально допустимые расстояния между двумя соседними котлованами при различной глубине их вытрамбовывания.

На втором этапе определяются плотность сухого грунта, влажность, прочностные характеристики ц и с уплотненного грунта, размеры уплотненной зоны вокруг вытрамбованного котлована, а также размеры уширенного основания при втрамбовывании в дно котлована жесткого материала. Кроме этого, в необходимых случаях проводят испытания опытных фундаментов на вертикальные и горизонтальные нагрузки и определяют модули деформации уплотненных и неуплотненных грунтов.

Опытные работы по вытрамбовыванию котлованов производятся на площадке, расположенной в непосредственной близости от строящегося объекта, в котловане, отрытом на проектную глубину, трамбовками всех видов и размеров, применяемыми для устройства фундаментов. В процессе опытных работ понижения дна котлована после каждых двух ударов трамбовки замеряют нивелированием ее верха. На основе этого строится график понижения дна котлована в зависимости от числа ударов трамбовки.

При вытрамбовывании котлованов под ленточные прерывистые фундаменты, а также под столбчатые фундаменты при расположении их в осях на расстояниях менее 2bm (где bm — ширина котлована в среднем сечении) дополнительно замеряются вертикальные и горизонтальные перемещения грунта на окружающей их поверхности по двум створам.

Для фундаментов с уширенным основанием опытные работы производятся, как правило, с втрамбовыванием жесткого материала трех различных объемов.

После втрамбовывания по оси котлована закладывают шурфы или разрабатывают траншеи на глубину не менее 2bm ниже его дна с таким расчетом, чтобы одна из стенок шурфа проходила через центр котлована. При этом определяют влажность, плотность сухого уплотненного грунта, форму и размеры уплотненной зоны и уширенного основания, а также отбирают монолиты уплотненного грунта с целью определения его прочностных характеристик ц и с.

На втором этапе опытных работ производятся испытания опытных фундаментов вертикальными и горизонтальными нагрузками.

Для вытрамбовывания котлованов трамбовка устанавливается по центру и осям будущего фундамента и трамбование производится последовательным сбрасыванием трамбовки по направляющей штанге с высоты 3—8 м. Высота сбрасывания трамбовки назначается такой, чтобы погружение трамбовки за один удар не превышало 0,15 глубины котлована, исключалось засасывание трамбовки, обеспечивалась сохранность стенок котлована и т.п. Для доуплотнения верхнего слоя дна котлована последний удар трамбовки делается с высоты около 1 м.

Засыпка и втрамбовывание жесткого материала в вытрамбованный котлован производится отдельными порциями из расчета заполнения котлована на 0,6—1,2 м по высоте и выполняется при поднятой трамбовке мерными емкостями (например, ковшом автопогрузчика). Каждая порция материала засыпается после втрамбовывания предыдущей порции до проектной глубины котлована или отметки, указанной в проекте. Жесткий материал втрамбовывается в дно котлована сбрасыванием трамбовки с высоты 4—8 м. При осыпании грунта со стенок котлована высота сбрасывания трамбовки снижается до 3—4 м. Втрамбовывание жесткого материала продолжается до тех пор, пока не будет погружен в грунт заданный в проекте объем материала. Втрамбовывание последней порции материала допускается прекращать, не доходя до проектной отметки, если после 12 ударов трамбовки понижение трамбуемой поверхности за 1 удар менее 3—4 см.

Смещение центров вытрамбованных котлованов от проектного положения не должно превышать 0,1 его ширины поверху или 0,05 при наличии стакана для установки колонны. При невыполнении этих условий перед сдачей котлованов производится соответствующая подрезка его боковых стенок вручную с удалением или доуплотнением осыпавшегося грунта на дно котлована. Приемка-сдача готовых котлованов под бетонирование фундаментов осуществляется отдельными захватками (секциями). Каждый котлован очищается от рыхлого и разуплотненного грунта на дне и стенках котлована и для исключения влияния атмосферных воздействий, а также с учетом требований техники безопасности закрывается крышкой.

Вытрамбовывание котлованов в зимнее время должно производиться при талом состоянии грунта при его природной влажности. При промерзании грунта на глубину более 30 см перед началом работ по вытрамбовыванию котлованов его оттаивают на всю толщу мерзлого слоя. Перед вытрамбовыванием котлованов снег и лед с поверхности грунта удаляются. При производстве работ по вытрамбовыванию котлованов и втрамбовыванию жесткого материала в дно котлована не допускается попадание в котлован комьев снега, льда, мерзлого грунта. Втрамбовывание жесткого материала в дно котлована в зимних условиях должно производиться сразу же после вытрамбовывания котлована, пока грунт не замерз. После втрамбовывания материала котлованы должны закрываться утепленными крышками с тем, чтобы сохранить талое состояние грунта на дне и стенках; котлованов до бетонирования фундаментов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector