Требования к укладке тротуарной плитки

Требования к укладке тротуарной плитки

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРОВ И ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОЖЕК ИЗ БРУСЧАТКИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

— типовые чертежи;

— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

— заводские инструкции и технические условия (ТУ);

— нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК — описание решений по организации и технологии производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

— снижение себестоимости работ;

— сокращение продолжительности строительства;

— обеспечение безопасности выполняемых работ;

— организации ритмичной работы;

— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

— унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Конструкция тротуара с покрытием из брусчатки:

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время.

2.2. Работы по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки в зимнее время, входят следующие технологические операции:

— рытье и уплотнение земляного корыта;

— устройство прослойки из геотекстильного материала типа дорнит (при необходимости);

— устройство подстилающего морозозащитного слоя;

— установка бортового камня;

— устройство щебёночного основания;

— устройство монтажного слоя из песчано-цементной смеси 1:10;

— устройство покрытия из брусчатки с последующим заполнением швов.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (грузоподъемность 13,0 т); поливомоечная машина ПМ-3У ( 6000 л); виброплита TSS-VP90N (вес 90 кг, глубина уплотнения 150 мм до 0,95); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша 0,28 м , глубина копания 5,46 м); бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса 48 кг, объем загрузки 90 л); передвижная бензиновая электростанция Honda ET12000 (3-фазная 380/220В, 11 кВт, 150 кг); самоходный, тротуарный, вибрационный, тандемный каток DМ 02 (рабочая скорость до 8,0 км/час, масса эксплуатационная 1,5 т).

Читайте также:  Как сшить навесной органайзер

Рис.1. Автосамосвал КамАЗ-55111

Рис.2. Поливомоечная машина ПМ-3У

Рис.3. Виброплита TSS-VP90T

Рис.4. Каток тротуарный DM 2

Рис.5. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.6. Электростанция Honda ET12000

Рис.7. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

2.5. При устройстве тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки применяются следующие строительные материалы: песок строительный по ГОСТ 8736-93; щебень фр.20-40 мм М 400 по ГОСТ 8267-93; портландцемент марки М400 по ГОСТ 10178-85; камни брусчатые пиленые ГП размером 200х100х100 мм по ГОСТ 32018-2012. Брусчатка представляет собой материал, изготавливаемый из различных видов натурального камня (гранит, кварцит, песчаник) или из бетона. Главным отличием от тротуарной плитки является геометрическая форма — объемный прямоугольник. В зависимости от метода изготовления может быть колотой, галтованной, пилёной, пилено-колотой. Камни брусчатые пилёные изделия в форме куба или прямоугольного параллелепипеда, изготовленные при раскрое заготовок режущим инструментом; все поверхности изделий — пилёные, за исключением лицевой поверхности, которая может иметь различные фактуры.

Рис.8. Брусчатка ГП

2.6. Работы по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

— СП 48.13330.2011. "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция";

— СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

— Пособие к СНиП 3.01.03-84. Производство геодезических работ в строительстве;

— СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения. Основания и фундаменты;

— Пособие к СНиП 3.02.01-83*. Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов;

— СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Правила производства работ;

— СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги. Правила производства работ;

— СНиП III-10-75. Благоустройство территорий;

— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. Организация строительного производства. Общие положения;

— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;

— СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

— СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;

— РОСАВТОДОР-2002. Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

— РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

— РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

— разработать РТК или ППР на устройство тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки;

— назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

— обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

— разработать схему движения и устроить временные подъездные пути автотранспорта к месту производства работ;

— подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудование и доставить их на объект;

— обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

— оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

— доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;

— опробовать строительные машины, предусмотренные РТК или ППР;

— составить акт готовности объекта к производству работ;

— получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ (п.4.1.3.2 РД 08-296-99*).
________________
* РД 08-296-99 не действует. — Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Общие положения

3.3.1. Конструктивные элементы тротуаров включают:

— песчаный подстилающий слой;

— основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона;

— покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий.

Рис.9. Конструкции тротуара из брусчатки

1, 5 — брусчатка; 2 — песчано-цементная смесь; 3 — основания из щебня; 4 — песчаный морозозащитный слой; 6 — геотекстиль типа дорнита

Читайте также:  Клей наносить на обои или на стену

3.3.2. Места примыкания тротуаров к проезжей части ограждают бортовыми камнями. При поперечном профиле дороги с боковыми канавами тротуар размещают за канавой. При устройстве покрытий дорог переходного типа тротуары ограждают отмостками.

На примыкании тротуаров и пешеходных дорожек к газонам или к зеленым полосам на главнейших магистральных дорогах устанавливают облегченный бортовой бетонный камень.

Рис.10. Конструкции лотков, кюветов и сопряжений парковых дорожек и площадок с газоном и бортами:

а — бортовое ограждение дороги; б — то же проезда; в — лоток вдоль борта дороги;

1 — газон; 2 — покрытие дороги или тротуара; 3 — бетонное основание; 5 — бетонный борт 100×200 мм; 6 — кирпич; 9 — асбестоцементная труба, распиленная пополам

3.3.3. Работы по устройству тротуара выполняются на 2-х захватках длиной по 40 м.

3.4. Подготовительные работы

3.4.1. До начала производства работ по устройству тротуаров и пешеходных дорожек из брусчатки должны быть выполнены предусмотренные ТТК подготовительные работы, в т.ч.:

— принята от Заказчика техническая документация по созданию геодезической разбивочной основы (ГРО) для выполнения строительно-монтажных работ и закрепленные на местности знаками пункты этой основы;

— восстановлена и закреплена трассы тротуара (пешеходной дорожки);

— завершены и приняты разбивочные работы по закреплению в натуре проектного положения тротуара (пешеходной дорожки) в плане и по высоте;

— выполнены разметки мест сбора и обвалования растительного грунта и его снятие;

— организована защита от повреждений или пересадка используемых в дальнейшем растений;

— устроен временный отвод воды с поверхности строительной площадки;

— приняты представителем технического надзора Заказчика по Акту освидетельствования скрытых работ по форме Приложения 3 РД 11-02-2006 выполненные работы по расчистке территории строительной площадки от лесорастительности, снятию растительного грунта и уборки его в специально отведенные места, по разборке дорог, тротуаров, площадок и подземных коммуникаций устройству водоотвода.

3.4.2. Геодезическая разбивочная основа для строительства (ГРО) должна включать:

— высотные реперы (марки);

— пункты, закрепляющие продольную ось трассы автомобильной дороги;

— пункты, с которых можно производить разбивку оси земляного полотна и контроль за её положением в процессе строительства.

Принятые знаки геодезической разбивочной основы в процессе строительства должны постоянно находиться под наблюдением за сохранностью и устойчивостью и проверяться инструментально не реже двух раз в год (в весенний и осенне-зимний периоды).

Приемку ГРО для строительства следует оформлять актом освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства в соответствии с Приложением 1, РД 11-02-2006.

К акту приемки ГРО должен быть приложен схематический план тротуаров и пешеходных дорожек с указанием местоположения пунктов, типов и глубины заложения закрепляющих их знаков, координат пунктов, их пикетажных значений и высотных отметок в принятой системе координат и высот.

3.4.3. Разбивку оси тротуара или пешеходной дорожки нужно производить от красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки осевых линий в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера. Проектные отметки конструктивных слоёв, с учётом коэффициента запаса на уплотнение фиксируют либо вдоль пешеходной дорожки с помощью контрольных маяков, которые устанавливают по визирам, либо на бортовом камне с помощью шнура, натертого мелом. Верх маяка должен соответствовать проектной отметке будущего слоя. При наличии люков подземных коммуникаций производят их перестановку на новую отметку.

3.4.4. От осевой линии тротуара, через 20 м замерами рулеткой в обе стороны разбивают корыто под тротуар и в полученных точках забивают колья, и между ними натягивают шпагат. Ширина корыта приниматься с учётом установки бортовых камней. На колышках по нивелиру отмечают краской высотные отметки дна корыта, песчаного подстилающего слоя, щебеночного основания и покрытия. Проектная отметка дна корыта по оси определяется по формуле:

где — отметка верха покрытия тротуара;

— глубина корыта;

— ширина корыта;

— уклон корыта.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Технология работ по укладке тротуарной плитки прописана ГОСТ 17608-91.

Подготовительный этап работ по укладке тротуарной плитки начинается с оформления необходимой документации:

  • схемы производства работ;
  • калькуляции объема работ;
  • технологических карт;
  • калькуляции затрат труда и средств механизации.

Технология процесса

При возведении сборных тротуаров следует руководствоваться ГОСТ 17608-91, СНиП Ш-8-76, СНиП Ш-10-75, инструкциями ВСН-50-79/ВСН-26-76, а также ТУ 400-1-190-79.

Схема устройства сборных тротуаров содержит ряд элементов:

  • подстилающий слой (песок);
  • основание (песок, ЦПС — цементно-песчаная смесь, бетон, щебень);
  • покрытие из плит.

Непосредственно перед началом укладки тротуара выполняются следующие виды работ:

  • геодезическая разбивка;
  • планировка земляного полотна;
  • подвоз в рабочую зону материалов, а также техники, приспособлений и инструмента.
  • проверка исходного качества материала покрытия – тротуарной плитки на соответствие ГОСТ 17608 91.
Читайте также:  Как переклеить жидкие обои

Работа производится с соблюдением такой последовательности:

  • отрываются земляные ящики под бортовой камень (поребрик);
  • устанавливается по периметру участка бортовой камень;
  • насыпается подстилающий слой;
  • производится укладка основания;
  • укладывается плиточное покрытие;
  • заполняются межплиточные швы.

ГОСТ, касающийся укладки тротуарной плитки предусматривает, что при сопряжении с дорогой бортовой камень должен быть устанавлен при монтаже дорожного покрытия. Ручная установка бортового камня производится с использованием спецзахватов.

Песок для подстилающего слоя подвозится автотранспортом или подается погрузчиком. Далее производится его выравнивание и уплотнение. Для уплотнения задействуются электротрамбовки или малогабаритная уплотняющая техника. После утрамбовки на основание наносится выравнивающий слой из ПБС.

В СНиПе допускается укладка тротуарной плитки с размерами сторон до 600 мм вручную при помощи захватов. Фигурные элементы покрытия монтируются вручную. Плиты укладываются поперечными рядами от одного края до другого. Перед началом укладки на основании размечаются ограничивающие линии, забиваются колышки и натягивается шнур.

Грани плит выравниваются по шнуру, натянутому вдоль укладываемого ряда. В местах возможного провисания выставляются маяки. ГОСТ на тротуарную плитку регламентирует ширину швов между смежными плитками габаритами до 600 мм в пределах от 5 мм до 8 мм. Швы заполняются ЦПС (цементно-песчаной смесью) из расчета 3:1. Если покрытие носит декоративный характер, то ширина швов может быть увеличена. Для контроля этого параметра используются шаблоны.

Уложенные плиты выравниваются при помощи деревянных трамбовок. Швы смежных плит не должны иметь уступов высотой более 2 мм.

Специфика укладки плитки в зимнее время

До наступления холодов целесообразно произвести подготовку земляного полотна, подстилающего слоя и основания. Возможна также укладка плит на бетонное основание. Подготовленный выравнивающий слой из цементно-бетонной смеси слоем до 1,5-2,0 см подогревается и хорошо укрывается.

Запрещается проводить работы по укладке плит при сильном снегопаде и температуре воздуха ниже минус 15°С. Заделка плиточных швов производится в теплое время года или подогретой смесью песка и цемента.

Контроль качества укладки тротуарной плитки выполняется по требованиям СНиП.

При выполнении работ по укладке тротуарной плитки следует руководствоваться требованиями государственных строительных норм – это СНиП 2.0502-85 и ДБН В.2.3-5-2001.

Исходя из функционального назначения определения параметров грунта и другого определяется какой толщины тротуарная плитка будет положена, а также вертикальный разрез необходимых слоев основания подстилающего слоя, на который непосредственно уложится плитка. Этим определяется глубина конструкции покрытия от предполагаемой поверхности покрытия, размеры выемки грунта.

Материалом для несущего слоя обычно служит щебень фракций 5-20мм 20-40мм. Толщина несущего слоя определяется проектом и составляет 14-70см. Материалом для подстилающего слоя служит мелкий щебень фракций 0-5мм или песок. Толщина подстилающего слоя должна быть 3-6см. Возможно добавление в подстилающий слой цемента.

Для покрытий в середине зданий в подстилающий слой также добавляют цемент и увлажняют.

От того, как выполнено основание под плитку, зависит в конечном итоге долговечность всей конструкции и, самое главное, покрытия из плитки.

В большинстве случаев, исходя из заданных условий, конструкция дорожной одежды и основания может быть определена проектными организациями.

Рекомендации крупного завода-изготовителя по укладке тротуарной плитки

Укладка тротуарной плитки

1. Выбор тротуарной плитки

Для правильного выбора тротуарной плитки нужно:

    Шаг первый – определиться с функциональным назначением покрытия и определить нагрузки, которые оно будет нести; Шаг второй – подобрать необходимую толщину тротуарной плитки.

Чтобы покрытие было сдвигоустойчивое, рекомендуется:

    выбирать формы тротуарной плитки со специальной криволинейной формой (двойное Т, волна, соты); при использовании стандартных камней (кирпич, квадрат) укладку необходимо проводить с перевязкой рядов (ёлочка, сдвиг рядов);
    — шов тротуарной плитки не должен быть направлен параллельно движению транспорта (направление швов должно быть под углом 45° к направлению движения).

И еще: выбор тротуарной плитки зависит от эстетических предпочтений заказчика, и насколько гармонично будет смотреться выбранная плитка на конкретном участке.

2. Выбор необходимых слоев основания

Для правильного выбора необходимых слоев основания нужно:

    Шаг первый – определить тип грунта на участке и его несущую способность.
    От характеристик грунта зависит объём работ на участке по подготовке основания.
    Точно определить характеристики грунта по его просадочности, текучести, морозному пучению, набуханию и другие важные параметры можно только в лабораторных условиях. Наименьшие затраты по обустройству основания будут при песчаных грунтах, наибольшие – при глинистых.

Для простого экспресс-определения состава грунта на участке можно воспользоваться данной таблицей:

Велосипедная дорожка, периодический проезд легкового авто

Дороги в промзонах с движением грузовых автомобилей

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector