quote: Originally posted by Pavel_A:
Я в замешательстве. Что заливать?
quote: Originally posted by Pavel_A:
Этиленгликоль лить не хочу — т.к. вредно и он пытается всё разъесть и вытеч из всех соединений.
Современные автомобильные тосолы лишены этого недостатка.
quote: Я в замешательстве. Что заливать?
Что за котел?
Вы уже газ пустили или нет?
Считается что импортные котлы (всякие там висманы и будерусы и иже с ними) антифризы не любят — текут и потеют. Так же постоянно потеют все соединения.
Ну и проблема разморозки — это проблема не только СО. Наверно есть еще и унитазы/раковины/ краны и трубы. В общем современный дом размораживать не стоит.
У меня залита вода, хотя на даче я постоянно не живу. Но в СО врезано термореле заведенное на сигнализацию — при падении температуры на подаче ниже 40 градусов срабатывает сигнализация. Дальше уже реагирую по месту.
С ув.
. уже газ пустили или нет?
Да
. Ну и проблема разморозки — это проблема не только СО. Наверно есть еще и унитазы/раковины/ краны и трубы. В общем современный дом размораживать не стоит.
Это так, но по материальным и трудовым затратам система отопления намного существеннее.
. в СО врезано термореле заведенное на сигнализацию — при падении температуры на подаче ниже 40 градусов срабатывает сигнализация
Да, удобная штука, давно мечтаю о ДжиэСэМ сигнализации. Буду ставить.
. Современные автомобильные тосолы лишены этого недостатка.
текут и ядовиты все.
. глицерин не лей. с минусов не разгонишь — очень вязкий.
я не собираюсь постоянно в минус вгонять систему. Минус — это экстренный случай.
всем хороша, только замерзает
Кипит при 80 градусах, непойдёт.
практически все импортные газовые котлы имеет защиту от замерзания, даже при включенном режиме "ожидание", при t в районе 0 +5 С, котел будет периодически запускаться.
другой вопрос, энергозависимость.
quote: боринский АОГВ (самый обычный)
любой антифризтосол. если емкость системы большая, купить этиленгликоль, развести водой.
прокладки паронит или резина? материал труб, радиаторов?
quote: Originally posted by Казбек:
прокладки паронит или резина? материал труб, радиаторов?
В старом доме систему разморозил в 2006, переделал, залил разбавленый тосол (2 части тосола 1 часть воды). Периодивески появляются мелкие протечки, особенно когда не топится. Некоторые устранял, на некоторые забил (шаровой кран по оси и ещё несколько соединений сопливят).
Учитывая что в системе много резьбовых соединений, опасаюсь протечек через какое-то время, когда антифриз разъест уплотнительную пасту.
quote: Originally posted by HARON:
а я залил антифриз.
quote: Originally posted by Igoreh@:
Люминю пизнесс! Его потому и не заливают в систему охлаждения отечественных авто! Головку годков за 5 скушивает!
Фигушки. Автомобильные антифризы сейчас уже не жрут аллюминий. Это еще лет 15 назад было полно "левого" антифриза и тосола, колторый становился бурым после заливки в двигун (ел аллюминий).Сейчас уже давно не слышал о таких случаях от водил..
quote: Originally posted by Прохожий:
Фигушки. Автомобильные антифризы сейчас уже не жрут аллюминий
quote: Originally posted by Igoreh@:
А хер его знает. ЭйДжЭйшный. Не помню марку извиняйте. Но головку закоцало и систему охлаждения мыть зае-лись!Проело не только люминь, но даже выело дырку в трубке, что идет от помпы к печке.Дырка была мм.2-3 в диаметре! Раньше как и Вы, ржал когда говорили о его едкости.
А цвет не изменился антифриза? Обычно "едкий" антифриз всегда можно отличить по тому, что он меняет цвет на бурый очень быстро — быстрее, чем проест чего "нужное", что позволяло слить его еще до того, как он нанесет вред двигателю.
P.s. — Я не "ржал" когда говорят о активности к аллюминию антифризов и тосолов, так как давно за рулем (на "Волге" раза 3 подряд попадал на "едкий") и с "паленым" тосолом сталкивался не раз. Правда в последнее время , как писал выше — не сталкивался с "паленкой", может потому, что стараюсь брать "брендовые" антифризы.
quote: Originally posted by Прохожий:
А цвет не изменился антифриза
quote: Originally posted by Igoreh@:
Да. Изменялся. У меня был красный залит, перед тем как ремонтировать головку стал с примесью ржавчины, внимания не обращал, решил поменять в этом сезоне. Проездил 3 года на нем.
О! Вот на изменение цвета тосола надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обращать внимание! "Едучий" становится буро-ржавым, и его надо сразу же как заметил — сливать. Тогда он не успеет нанести вред.
quote: Originally posted by Прохожий:
Вот на изменение цвета тосола надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обращать внимание!
quote: Originally posted by Igoreh@:
Антифриза? Тосол-то безвредный. В моем случае, трудно заметить было. Красный, с флюорисцентными добавками, расширительный бачок так-же окрасился. После пробовал заливать желтый, но он то-же очень быстро "заржавел". Слил к еб. ям и не стал больше рисковать, промыл капитально полностью систему охлаждения и сейчас пользуюсь тосолом. Благо он дешевле!
Хмм. Вообще-то Тосол и Антифриз — это одно и то же. Просто Тосол — российская марка (от названия отдела (ТОС), где он был разработан, с окончанием , обозначающим в химии принадлежность к группе спиртов), а так — это одно и то же — раствор этиленгликоля. В него добавляют присадки, чтобы смачивался получше и не ел аллюминий. В "паленку" присадок не добавляют — поэтому он и ест аллюминий.
quote: Originally posted by Прохожий:
Хмм. Вообще-то Тосол и Антифриз — это одно и то же.
quote: Originally posted by Igoreh@:
Ну Х.з. Пусть так, спорить не стану. Могу сказать только одно, эти 2 жидкости между собой не коннектяться. Не помню уже в какой машине проводил эксперимент ( по незнанию) долил тосол в систему где был залит антифриз. В результате буро-ржавая жидкость. Со всеми вытекающими!
Вот что пишут эксперты о смешивании тосола и антифриза : "Возможность смешивания разных ОЖ зависит от совместимости присадок. Их пакеты могут отличаться составом и количеством используемых веществ, так как разные производители пользуются различными добавками. В одном случае это неорганические соединения — бор-нитридные, аминные и фосфатные ингибиторы, в другом — импортные химические соединения нового поколения. Вследствие взаимодействия присадок антикоррозионные и смазывающие свойства смеси антифризов, как правило, ухудшаются. Это приводит к ускоренному выходу из строя деталей двигателя. Именно по этой причине смешивать разные ОЖ не рекомендуется.
У антифризов иностранного производства несовместимость с другими ОЖ наблюдается реже и, как правило, это указывается на этикетке. И все же правильным будет считать, что ОЖ смешивать нельзя. Мнение, что с или с смешивать можно, также ошибочно: цвета разных ОЖ зависят от используемого красителя и на совместимость жидкостей не влияют."
quote: Originally posted by ariel1964:
А если трансформаторное масло.
Точно.
Раньше, в 80-х, продавался антифриз — на основе этиленгликоля — бесцветная жидкость, без присадок. Он жрал алюминий. Потом стали выпускать Тосол, тот же антифриз, только с антикоррозионными и антипенными присадками. Присадки действуют 2 года, потом окисляются/срабатываются, и Тосол становится антифризом.
Антифриз, который появился в конце 90-х это концентрат — этиленгликоль разбавленный водой до достижения минимальной температуры кристализации (-65) с добавлением антикоррозионных и противопенных присадок. Были и не бавленные антифризы с температурой замерзания около 30-ти градусов. При разбавлении один к одному температура замерзания становилась -40.
Ладно, это всё лирика. Что залить в отопление?
quote: Originally posted by Pavel_A:
Ладно, это всё лирика. Что залить в отопление?
quote: Originally posted by Николаич Т4:
в свой дом только незамерзайку на основе пропиленгликоля
quote: Originally posted by Новая фишка:
Есть специальный тосол в бочках(пластиковых) зеленовато-желтого цвета,но считаеться,что его в НАСТЕННЫЙ котел(бакси,беретта и др.)можно добавлять не более 10 процентов иначе летит пеплообменник.Это я вам как супергуру скажу.Правда мы и полностью заливали системы и никто не жаловался.Температура замерзания=63 градуса.
У меня как раз такая жидкость и залита в систему отопления. " котла — электрический на 15 Квт и пиролизный на дровах — ничего не проело пока ни на одном. Электрический — пол-года эксплуатации (заменен 5-ти киловаттный после того, как сгорел — ТЭНЫ перегорели, сам котел не потек), пиролизный — 5 лет эксплуатации на этой жидкости.
А, нашел маркировку — DIXIS-65
quote: Originally posted by Igoreh@:
в свой дом только незамерзайку на основе пропиленгликоля
Пропиленгликоль более или мение агрессивный и текучий чем этиленгликоль?
quote: Originally posted by Николаич Т4:
Одинаковые они!Просто пропиленгликоль не так вреден для живых орг..И если подматывать нитью типа унилок нормльно всё держит, если льном =то только с герметиком,потому как лён не разбухает в антфиризе.
А вот это точно — мне пришлось переделывать соединения на льну на "унилок" — капали несколько.
quote: Originally posted by Igoreh@:
А фумка не держит что-ли? Унилок зело дороговатая хрень!
Лента ФУМ держит. Только не любит "чуть отпустить гайку" процесс — т.е. когда зажимаешь вентиль под ФУМ — думаешь "еще оборот", а фиг, не получается. Чуть отпустишь назад — может закапать. Кстати "Унилок" не так уж и дорог — его там даже в маленькой коробке приличный кусок.У меня еще маленькая коробка не кончилась, а соединений монтировал — много, обвязка котла с вентилями, коллекторы и т.п. — не менее 30 соединений. Кстати, неплохо еще добавлять пасту-уплотнитель "Унипак" в резьбу.
quote: Originally posted by Прохожий:
Кстати "Унилок" не так уж и дорог — его там даже в маленькой коробке приличный кусок.
quote: Originally posted by Igoreh@:
260 рублей запросили. Я воду делал, плюнул накупил на непомерных 100рублей газовой ФУМки. Изматерился, но сделал.
Это наверно большая катушка. У нас продают маленькие по 120 р.
quote: Originally posted by Прохожий:
Это наверно большая катушка. У нас продают маленькие по 120 р.
quote: Originally posted by Igoreh@:
Не-не! Именно маленькая, большая 380!
Хмм. Охамели продавцы. Наверно поиздержались на рекламу, теперь бабки отбивают.
quote: Originally posted by Прохожий:
Хмм. Охамели продавцы. Наверно поиздержались на рекламу, теперь бабки отбивают.
quote: Originally posted by Прохожий:
Кстати, неплохо еще добавлять пасту-уплотнитель "Унипак" в резьбу.
Кстати, как мотать унилок? Купил на пробу маленькую коробочку, там написано, что на 1/2" надо намотать 7-9 оборотов крест накрест не по резьбе. Это действительно так или надо мотать как-то по-другому?
quote: Originally posted by Pavel_A:
добовлял со льном. А что от неё толку, она водой легко смывается, значит растворится со временем.
Кстати, как мотать унилок? Купил на пробу маленькую коробочку, там написано, что на 1/2" надо намотать 7-9 оборотов крест накрест не по резьбе. Это действительно так или надо мотать как-то по-другому?
Нет, маловато будет 7-9 оборотов. Я мотаю так,чтобы заходило в резьбу и еще крест-накрест поверх, ну как льном примерно.
quote: Originally posted by Прохожий:
Нет, маловато будет 7-9 оборотов. Я мотаю так,чтобы заходило в резьбу и еще крест-накрест поверх, ну как льном примерно.
quote: Originally posted by ag111:
Систему отопления надо заправлять виски. И краник в каждой батарее
quote: Originally posted by ruslan1111:
по теме-залить воды,в слив врезать клапан(есть такие,вода+7-он открылся и слил ее нахрен в каналью).
quote: Originally posted by Pavel_A:
Что за клапан? Он только на +7 или можно регулировать и сделать любую (+3 например).
А, допустим, такой вариант. Котёл поглючит и горелка не загорится, а потом, когда вода уже сольётся) он одумается и запустится на сухую. Кирдык котлу?
Котлы обычно имеют защиту от "сухого" включения , особенно автоматы. У моего электрокотла есть датчик уровня — если сработал — котле не включит ТЭН-ы. Клапана, управляемые от термодатчика бывают разные, например ESBE motor series
quote: Originally posted by Николаич Т4:
Котёл без давления не запустится! автоматика однако
quote: Originally posted by Pavel_A:
Какая нафиг автоматика на нашем АОГВ. Нет там защиты от сухого хода.
Да, только электромагнитный клапан по падению давления газа. А по воде — только рекомендация "не включать незаполненным". Впрочем защиту по воде можно же пристроить дополнительно.
quote: Originally posted by Pavel_A:
Что за клапан?
quote: Originally posted by Pavel_A:
он одумается и запустится на сухую. Кирдык котлу?
quote: Originally posted by :
точноне думал, что монтируя новую систему отопления кто-то ещё ставит аогв.
Принципиально не ставил автоматический котёл. Энергонезависимость многого стоит.
Принципиально не ставил автоматический котёл. Энергонезависимость многого стоит.
Ну генератор в своем доме надо все равно по-любому, на мой взгляд.
Или бесперебойник мощный. Автоматика котла немного берет, чтобы ее запитать.
quote: Originally posted by Pavel_A:
ФУМ лента мать её.
Был узел насос — клапан, всё на резьбах. застремало меня одно соединение, на трубе было маслянистое пятно. Перекрутил сдуру 7 соединений. На пяти из них лён был подмотан идеально, на двух нормально. Собрал на фум ленте, из 7-ми потекло 3 соединения. Действительно, качество соединения не предсказуемое. На льне у меня осечки укладываются в 5-10%, иногда меньше.
Я использовал вместе с ФУМ "унилок" "вервеку". Правда тоже оказалось такое сочетание не очень любит сдвиг обратно — вчера перебрал узел (тоже подкапывал)завернул, перестарался чуть с зажимом гайки и на 14 оборота вывернул футорку из вентиля, что была за ним. Сегодня смотрю — опаньки, на резьбе капля. Конечно сочится чуть — 1 капля в пол-дня, но факт — устранять надо. Попробую теперь собрать только на "унилок"-е, намотав побольше.
quote: Originally posted by Прохожий:
Ну генератор в своем доме надо все равно по-любому, на мой взгляд.
quote: Originally posted by Pavel_A:
Да, что бы время от времени накочать воду и заморозить холодильник, если свет выключат на долго.
Есть, но военный, который требует танцев с бубном перед запуском, особенно зимой, трещит как трактор, жрёт бензина как грузовик. Используется только в крайнем случаи. Крутить его целый день ради насоса и наддува не очень бюджетно. Да и заводить лишний раз поленишься. Женщина, если что, не справится. Если иметь автоматический генератор — это стоит немалых денег. А оно надо на один раз в год?
Вообще меня агетировали на климат контроль, но такой проект я сразу зарубил на корню, т.к. подумал о дороговизне обслуживания и вспомнил время (начало 90-х), когда перегоревший насос малышь был катастрофой для бюджета. Поэтому решил всё делать кондово и энергонезависимо (насос поставил, но ещё не включал, в подвале и так все батареи горячии), сейчас повешу батареи в доме, посмотрю как будут греться, возможно насос совсем не понадобится.
Естественная циркуляция — оно конечно хорошо, но тут хлопот очень много — надо правильно трубы подбирать, разместить, не допустить появления "теплового клапана".Я у себя систему сразу делал с циркуляционным насосом. Одну ветку сделал с возможностью работы с естественной циркуляцией — для того, чтобы разгрузить тепло котла с дровами(его ж не "выключишь" на раз- пока не прогорит, будет греть). Сосед так не сделал — у него котел закипает при пропадании электроэнергии, у меня — нет.
quote: Originally posted by Прохожий:
Я использовал вместе с ФУМ "унилок" "вервеку". Правда тоже оказалось такое сочетание не очень любит сдвиг обратно — вчера перебрал узел (тоже подкапывал)завернул, перестарался чуть с зажимом гайки и на 14 оборота вывернул футорку из вентиля, что была за ним. Сегодня смотрю — опаньки, на резьбе капля. Конечно сочится чуть — 1 капля в пол-дня, но факт — устранять надо. Попробую теперь собрать только на "унилок"-е, намотав побольше.
Есть еще мазь специальная для резьб..Розового цвета..Только если ключом затянуть,потом хрен раскрутишь.
Принципиально не ставил автоматический котёл. Энергонезависимость многого стоит.
Надеюсь двухконтурный,чтоб воду греть.
quote: Originally posted by Новая фишка:
Есть еще мазь специальная для резьб..Розового цвета..Только если ключом затянуть,потом хрен раскрутишь.
Знаю — фиксатор сие есть. Она не столько герметизирует, сколько затвердевая предотвращает самопроизвольное откручивание , к примеру — от вибрации.
quote: Originally posted by Новая фишка:
Надеюсь двухконтурный,чтоб воду греть.
quote: Originally posted by Pavel_A:
Нет. Воду греть газовой колонкой. Выбор на первый взгляд странный, но для себя нашёл в ней множество плюсов.
Если газ магистральный — то почему бы нет. У меня газ может быть только в баллонах — поэтому нагрев воды только в накопительных электроводонагревателях.
quote: Originally posted by Прохожий:
Если газ магистральный — то почему бы нет. У меня газ может быть только в баллонах — поэтому нагрев воды только в накопительных электроводонагревателях.
quote: Originally posted by Igoreh@:
Люминю пизнесс! Его потому и не заливают в систему охлаждения отечественных авто! Головку годков за 5 скушивает!
это в век алюминиевых авторадиаторов? Головку корродирует? Бред какой-то.
quote: Originally posted by Igoreh@:
Люминю пизнесс! Его потому и не заливают в систему охлаждения отечественных авто! Головку годков за 5 скушивает!
Хотя. если взять тот мангал.
quote: Воду греть газовой колонкой. Выбор на первый взгляд странный, но для себя нашёл в ней множество плюсов.
quote: Originally posted by Pavel_A:
Мне кажется, что баллонным газом получится дешевле чем электричеством, только гимор с баллонами врядли стоит данной экономии.
Нет у нас баллонный газ дорогой. Я рассчитывал — мне зимой пришлось бы менять по 2 50-ти литровых баллона в неделю для работы котла. И это еще при том, что баллоны на улице размещать было б нельзя — в варианте работы с котлом получается высокий расход газа, баллон сильно охлаждается (от расширения) — на улице в мороз он просто замерзнет на раз. для водогрейной колонки , возможно , баллоный газ был бы альтернативой, но мне проще провести проводку, чем устраивать газовую магистраль в ванной.
quote: Originally posted by Hunt116:
Можно немного по подробнее.
quote: Открыл воду — зажглась, выключил — погасла.
quote: Originally posted by Hunt116:
Где открыл? Мы о чём вообще говорим,об отоплении? Или о нагреве воды для бытовых нужд?
quote: Originally posted by Hunt116:
нагреве воды для бытовых нужд
Коллеги, имею два вопроса.
1. Имеется скважина, метров 10 от силы, могу ошибаться, но воду вижу, посветив фонариком, вытаскивал насос — весь ржавый, через 50 метров почти болотца и низинка с лягушками, в общем, неприглядной водой.
Отсюда вопросы:
1.1 Вода в скважине, при таких раскладах, будет не просто техгническая, а сугубо техническая, когда и в бассейн её не нальёшь, верно?
1.2 Скважины углубляют, знаю. Но моя в кессоне металлическом, глубюиной пара метров, да и к забору почти впритык соседскому, ещё и домик над ней. Реально такую углубить? А стоит ли? Может дешевле новыую начать рыть? Но кессон же не будешь перетаскивать, а хочется сразу правильно и надёжно сделать.
2. В доме чугунные батареи и сварена металлическая труба между ними. Все в гараж в печку спускается. Я так понимаю, в трубах должен быть тосолантифризнезамерзайка. Сталкивался ли кто с такой системой отопления? Это же сколько туда в тоннах, залить нужно, чтобы оно начало работатьгреть. И главное, топить то сколько придётся для того, чтобы даже чуток нагреть все батареи в 7-ми помещениях и двух этажах?
И основной вопрос — какой лучше всего использовать теплоноситель?
Метки: tirex дом скважина теплоноситель печка дрова углубление
Комментарии 34
Используйте пропиленгликоль, он до минус 30, проблем нет и он пищевой.
по п.2 одна секция чугуна емкостью около 1,5 л, общий внутренний объем труб посчитай в строительных калькуляторах, расширительный бак замерь рулеткой и прибавь еще сверху на теплоноситель внутри кутла вот и получишь требуемое тебе количество тосола/антифриза. Но мой тебе совет такую дрянь лучше не заливать т.к. если в системе будет хоть малейшее отпотевание начнешь задыхаться всей этой дрянью. А оно будет у тебя через расширительный бак при открытой системе отопления
У меня в гараже в батарее незамерзайка залита,5 лет уже где-то, может больше
колхоз отопление, переделывай.
По 1.1 на анализ воду.
значит купил? колодец можно попробовать почистить, а углублять не вижу смысла, если уже есть в нем вода. тосол заливают в большей части для того, чтобы зимой не разморозить систему отопления, если не отапливается зимой, а если топить постоянно в холода, то можно и воду. топиться дровами?
Ещё нет. Но уже изучаю разные стороны жизни:)
Да, будет наездами житие, потому про тосол думаю. Кстати, какой лучше использовать? Я посмотрел на цену некоторых и присел. Мне, по моим грубым расчётам, в систему нужно не меньше 100 литров теплоносителя.
у товарища в рубленном дачном домике в 80м2 система отопления сделана из биметалла с угольным котлом и двумя гидроаккумуляторами примерно на 80л каждый, в качестве теплоносителя залита вода и врезан самодельный котел с электротэном на 1,0 кВт (с возможностью регулировки степени нагрева установленным на 10градусов чтоб вода не мерзла) от водонагревателя и насосом который включается при срабатывании ТЭНа. последние лет 5 полет нормальный ни разу система даже не замерзала хотя на даче зимой появляется не чаще 2 раз за месяц чисто мяско пожарить в выходные. По электричеству тоже не напрягает.
ох, такую сложную систему если только чуть попозже. Пока бы эту проверить, да запустить. После покупки, разумеется)
Сложности в данном случае никакой нет просто в разрыв обратки врезана труба д70 и последовательно к ней подключен насос. Кстати у меня в гараже раньше ТЭН был вообще установлен вместо пробки на чугунной батарее в 20секций.
Ещё нет. Но уже изучаю разные стороны жизни:)
Да, будет наездами житие, потому про тосол думаю. Кстати, какой лучше использовать? Я посмотрел на цену некоторых и присел. Мне, по моим грубым расчётам, в систему нужно не меньше 100 литров теплоносителя.
120 литров пропиленгликоля купил на работу, стоимость 15000р.
Большое спасибо. Буду покупать, обращусь за ссылками)
Самотеком нагревается долго. Хочешь по быстрее — врезай возле печкикотла насос в обратку. И будет счастье. Всё нагревается быстрее.
Воду в систему заливают потому что — это самое дешевое. Лей сколько хочешь и в случае протечек и не жалко, высыхает да и всё. А вот с тосолом чуток не так.
А как долго? Для примера? Пусть будет 8 батарей мс140-500 по 7 секций. Вот чтобы градусов до 10 нагреть всё, часа 4 хватит?
С тосолом, кроме закипания, какие проблемы могут быть?
Вот по времени не скажу, не засекал. Мне и моим лишь бы тепло было зимой, быстро тепло — и зашибись значит. 😀
Надобно ж учитывать и начальную температуру от которой стартовал. И с каким усердием будешь топить. Тоисть в доме изначально +1 был и начинаешь топить или там +10. За отведенное время результаты будут разные.
Кстати при насосе ненадобно кочегарить до одури чтоб вода двигалась в трубах. А это еще и плюс к долговечности котла.И более рационально расходуется топливо.Но это имхо моё.
Ну а с тосолом проведи эксперименты — Разлей на ковер или на пол или там на обои брызни в случае чего и попытайся убрать. И плюс запах. Удобно, практично ? К тому же тосол вроде более требователен к плотности всех соединений. Наверное как то так.
В силу обстоятельств не всегда удается приобрести специальный антифриз для системы отопления. Но что делать, если велика вероятность воздействия отрицательных температур на трубы и радиаторы? Тогда единственным выходом остается тосол для системы отопления дома. Но прежде чем приступить к его заливке следует ознакомиться со всеми возможными эффектами, которые присущи этому составу.
Почему не рекомендуется заливать тосол в систему отопления
До того как залить тосол в систему отопления необходимо узнать его точный состав. В подавляющем большинстве случаев он включает в себя этиленгликоль. Это вещество является крайне ядовитым для человека. В жидком состоянии нужно остерегаться попадания в глаза и на открытые участки кожи. Но намного опаснее тосол, который переходит в пар из-за воздействия высоких температур, когда возникает перегрев или небольшая утечка теплоносителя.
Но можно ли заливать тосол в систему отопления в таком случае? При соблюдении всех правил и требований к безопасности – разрешается применение автомобильного антифриза. Однако в таком случае нужно учитывать особенности эксплуатации системы:
- Вязкость у тосола выше, чем у воды. Поэтому нужно заменить циркуляционный насос на более мощный – на 15-20%;
- Высокая степень текучести. Достаточно небольшой микротрещины или неплотного соединения в трубопроводе, чтобы тосол для отопления дома начал проникать в помещение. Обязательно все резиновые прокладки заменяются на паронитовые;
- Можно ли залить тосол в отопление открытого типа с негерметичным баком? Нет, это категорически воспрещается;
- Скорость нагрева теплоносителя с добавлением тосола будет ниже, чем у простой дистиллированной воды. Это нужно учитывать при выборе температурного режима работы системы;
- Нельзя заливать тосол для систем отопления в концентрированном виде. Это может привести к повреждению насоса, выходу из строя котла. Соотношение автомобильного антифриза к воде можно узнать на этикетке.
С какими еще проблемами можно столкнуться после заливки незамерзающей жидкости? Прежде всего – ее качество. При несоблюдении технологии изготовления после длительного термического воздействия на раствор тосола в нем появляются сторонние вещества в виде белых хлопьев. Они негативно сказываются на состоянии системы отопления, могут стать причиной снижения пропускной способности трубопровода и передачи энергии теплообменником.
Тосол может разъедать полипропиленовые трубы. В подобных трубопроводах использовать его нельзя.
Подготовка раствора и его заливка
Для того чтобы добавить тосол в систему отопления дома нужно правильно подобрать его состав. Все производители выпускают уже готовые к заливке жидкости. Температура, при которой происходит кристаллизация, указывается в названии. Например – А40-М (-40°С). Важно знать, что уже готовый тосол разбавлять водой нельзя. Для этого нужно использовать специальные концентраты, на 95% состоящие из этиленгликоля.
Готовим раствор тосола для отопления
Для правильной заливки тосола в систему отопления лучше всего использовать концентрат. Это дает дополнительные преимущества, так как можно самостоятельно выбрать соотношение антифриза к дистиллированной воде. К тому же чаще можно встретить подделку уже готового раствора, чем концентрата.
Сначала необходимо определиться с минимальной температурой, при которой не будет наблюдаться эффект кристаллизации теплоносителя. Для этого нужно знать соотношения тосола для отопления дома к воде. Они представлены в таблице.
Отношение концентрата к воде | Температура замерзания, °С |
1:1 | -40 |
2:3 | -30 |
1:2 | -20 |
Но сначала нужно проверить – можно ли заливать этот тосол в систему отопления. Для этого в небольшой прозрачной емкости (стеклянной) делаем раствор и оставляем его на несколько дней при комнатной температуре. По истечении этого срока в жидкости не должны наблюдаться осадок или пенообразование. Если же это присутствует – качество концентрата очень низкое.
При появлении утечки тосола из системы отопления необходимо сначала проветрить помещение, ликвидировать аварию и тщательно помыть места, куда он попал.
Заливка тосола в систему отопления
Определившись, что именно эту марку тосола можно залить в отопление – приступают к подготовке системы. Сначала спускают весь теплоноситель. Если до этого в трубопровод был залит антифриз – его ни в коем случае нельзя смешивать с новым раствором.
Затем выполняются такие действия:
- Тщательная промывка труб и радиаторов. Перед тем как добавить раствор тосола в систему отопления дома нужно убрать все внутренние загрязнения. Лучше всего выполнить несколько цирков до того момента, пока вода не будет полностью чистая;
- Проверка всех соединений и стык труб. Обязательно нужно заменить резиновые прокладки;
- Опрессовка – необходима для проверки системы на возможное повышение нормального давления. Таким способом можно выявить элементы со скрытыми дефектами;
- Заливка тосола для системы отопления с помощью специального насоса.
Во время выполнения этой процедуры нужно соблюдать все правила безопасности. Помещение должны быть хорошо проветриваемое – открываются все окна и двери. Обязательно используется защитный костюм, респиратор и резиновые перчатки. Если во время заливки тосола в отопительную систему он попадет на открытый участок кожи – следует незамедлительно промыть его водой. При возникновении химического ожога – обратиться к врачу.
Чем меньше концентрация тосола – тем ниже вероятность получить химический ожог.
Альтернативные варианты тосолу
Тосол можно заливать в систему отопления, но только с соблюдением всех правил безопасности. Если же сравнить все «плюсы» и «минусы» этого типа антифриза, то можно прийти к выводу, что он будет худшим вариантом. Прежде всего, это объясняется повышенным риском для здоровья проживающих в доме. Есть ли альтернатива тосолу в отопительной системе?
Сначала необходимо определиться – действительно ни нужен потенциально опасный антифриз. Несмотря на усиленную рекламную кампанию производителей, все виды незамерзающих теплоносителей, в том числе и тосола, по своим эксплуатационным характеристикам уступают воде. Их единственное достоинство – низкий уровень кристаллизации.
Если же вероятность воздействия отрицательных температур на трубы велика, и без тосола в отопительной системе дома никак не обойтись – можно рассмотреть альтернативные варианты:
- Монтаж греющего кабеля и дополнительное утепление участков трубопровода, где возможно замерзание воды;
- Использование специальных антифризов для отопления на основе пропиленгликоля или глицерина. Их цена значительно выше – от 63 руб./литр. Тосол отечественного производства стоит дешевле – от 37 руб./литр;
- Установка программатора с режимом антиоблединения. Он будет поддерживать работу котла для минимальной температуры воды +5°С.
Это наиболее распространенные альтернативы заливки тосола в систему отопления. К тому же нужно помнить, что при повышении температуры в автомобильном антифризе начинается обильное пенообразование. Бороться с ним можно с помощью специальных присадок. Перед их применением нужно проверить состав на совместимость с тосолом. Поэтому практически все специалисты не рекомендуют использовать тосол в автономных системах отопления.
В видеоматериале рассказывается о выборе радиаторов для системы отопления с антифризом: