Терракота майолика фаянс фарфор

Терракота майолика фаянс фарфор

Основными технологическими видами керамики являются терракота, майолика, фаянс и фарфор.

Терракота

Терракота — разновидность грубой керамики. Она известна с эпохи неолита, т.е. более 5 тыс. лет до н.э. Терракота выпускается промышленностью в виде неглазированных однотонных керамических изделий с пористым черепком красного, коричневого или кремового цветов. Цветовой оттенок терракоты в значительной степени зависит от условий обжига. Ее водопоглощение от 8 до 10%. Терракота изготовляется из особых, довольно широко распространённых сортов глины, которая после обжига приобретает характерную фактуру: от грубозернистой до тонкой, со сплошной или частичной полировкой, и цвет: от чёрного и красно-коричневого до светлого кремового.

Название данного вида керамики происходит из итальянского языка, где «terracotta» буквально означает «обожженная земля». Терракотой могут называться любые изделия из глины, которую обжигают, чтобы сделать твердой и водонепроницаемой, однако этот термин чаще употребляется для обозначения архитектурного декора и скульптуры, выполненных в этом материале. Обожженную глину могли покрывать глазурью, которая позволяет создать совершенно водонепроницаемую, блестящую и цветную поверхность; такие изделия называются поливной терракотой. В наше время поливная терракота иногда применяется для облицовки зданий, что очень удобно, поскольку с этой поверхности легко удаляется городская грязь.

Терракота широко использовалась в древности, на Востоке и на Западе, равно как и в доколумбовой Америке. В Римской империи ее производили во всех провинциальных центрах вплоть до Британских островов. С падением Рима искусство терракоты практически было забыто; оно возродилось в архитектуре и скульптуре поздней готики.

Терракоту можно изготавливать дешево и в большом количестве, многократного используя сделанную по оригиналу форму из обожженной глины или гипса, в которую вжимают или вливают глину соответствующей консистенции. Интересно, что изящные статуэтки из Танагры, относящиеся к эллинистическому периоду, были сделаны этим способом. (илл. №2)

Майолика

Майолика — это вид тонкокерамических изделий из обычной коричневой глины, которая известна с эпохи неолита. В изломе обожженный черепок майолики природного «глиняного» цвета от светло-коричневого до рыжеватого оттенка. Водопоглощение майолики с белым черепком — 12%, с цветным — 16%. Для майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с добавками. В технике майолики создаются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения. Обжигается майолика дважды: первый обжиг нужен для закрепления формы изделия, а второй — для покрытия его блестящей глазурью.

Свое название она получила, по одной из версий, в честь художника и скульптора Майоля, создававшего настоящие лепные шедевры из этого материала. По другой благодаря испанскому острову Мальорка, являющимся большим портом, куда привозились глиняные изделия со всего мира, в том числе с востока; особенно ценились работы гончаров Египта, Вавилона, Ирана. Большое развитие данный вид керамики получил в Италии, куда были привезены в качестве военной добычи испано-мавританские керамические сосуды, что послужило примером для местных мастеров. Сегодня майолика является частью традиционных промыслов в Италии. На развитие майолики, несомненно, имели влияние подобные изделия Малой Азии и Персии.

Читайте также:  Получение энергии при горении

Майолика, или как ее еще называют грубая керамика, без дополнительного оформления некрасива. А те изделия, которые у нас ассоциируются с термином "майолика" смотрятся красиво, ярко и необычно. Для этого их тщательно декорируют. Так, чтобы краски сияли, нужен ровный и желательно светлый фон, поэтому изделия покрывают слоем белой глины, закрывающей натуральный (коричневый) цвет черепка. А затем посуда расписывается, причем преимуществом майолики, например, перед фаянсом, является более низкая температура обжига, что дает возможность использовать более широкую палитру цветных глазурей и эмалей. Именно поэтому майолика такая сочная и переливчатая.

Керамика как поликристаллическое твердое тело состоит в общем случае из трех основных фаз:

  • кристаллическая, состоящая из зерен,
  • стекловидная (аморфная) – в виде прослоек, располагающихся между зернами,
  • газовая – в виде пор между зернами, окруженными прослойками аморфной фазы.

Фарфор
Фаянс
Тонкокаменные изделия
Майолика
Терракота
Гончарная керамика
Шамотная керамика

Основное различие керамических материалов заключается в различном составе и соотношении между собой трех фаз, определяющих свойства керамических изделий. Структура, т.е. строение керамического тела, зависит от состава сырья и технологии данного материала. По дисперсности (размерам) элементов структуры керамические материалы бывают тонкокерамическими и грубокерамическими. Если керамика состоит из мелкодисперсных зерен, ее излом однороден и частицы малоразличимы, то такой материал относится к тонкокерамическим (прежде всего фарфор, фаянс, майолика и др.). Если же в структуре керамики наблюдаются крупные зерна, сама структура неоднородна, то перед нами грубокерамическое изделие (шамотные изделия, гончарная керамика, терракота). Гончарные изделия и терракоту, изготовленные из качественных глин без примеси крупных частиц, можно причислить также к тонкокерамическим изделиям, что говорит об условности такого деления.

Основные виды керамических материалов: фарфор, фаянс, тонкокаменные изделия, майолика, терракота, гончарная керамика , шамотная керамика.

Фарфор – вид керамики белого цвета с плотным раковистым изломом, высшее достижение керамической технологии. Для изготовления фарфора используют огнеупорные беложгущиеся глины и каолины, кварц и полевые шпаты (соотношение пластичных и отощающих материалов 1:1). Различают мягкий и твердый фарфор. Отличительными признаками фарфора являются: белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, термическая и химическая стойкость. Область применения: от изготовления посуды и изделий технического назначения до создания уникальных произведений искусства.

Фаянс (от названия итальянского города Фаэнца) – вид керамики белого цвета с мелкопористым изломом. Для изготовления фаянса используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки. В отличие от фарфора имеет непрозрачный пористый черепок, температура утильного обжига превышает температуру политого. Различают мягкий и твердый фаянс. Область применения: изготовление посуды, изделий технического назначения, декоративных изделий, строительной керамики.

Читайте также:  Absolut keramika metallic white

Тонкокаменные изделия – вид керамики, характеризующийся белым или цветным спекшимся черепком, с однородным раковистым изломом. Для изготовления тонкокаменных изделий используют огнеупорные и тугоплавкие глины, химический состав которых колеблется в довольно широких пределах.Отличают тонкокаменные изделия низкотемпературного и высокотемпературного спекания. В зависимости от применяемого сырья, степени спекания и цвета черепка, особенностей технологии тонкокаменные изделия носят различные названия: полуфарфор, низкотемпературный фарфор, «каменный товар» и др. Тонкокаменные изделия отличаются низким водопоглощением (0,5…5,0%). Область их применения: изготовление посуды, декоративной и интерьерной керамики.

Майолика (от названия острова Мальорка) – вид керамики с пористым, естественно окрашенным черепком от светло-кремового до красного (кирпичного) цвета, покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде или с вводом отощающих и флюсующих добавок. Часто майоликовые изделия покрывают слоем белой глины, ангобом, скрывающим натуральный цвет черепка. Низкая температура глазурного обжига майолики (960–1050? С) позволяет использовать для декорирования широкую палитру цветных глазурей и эмалей. Область применения: изготовление посуды, облицовочной плитки, декоративной керамики.

Терракота (terra (итал.) – земля, cotta – обожженная) – вид керамики, неглазурованные керамические изделия с пористым черепком. Для изготовления терракоты используют качественные малоусадочные глины, имеющие равномерную окраску и относительно высокую температуру плавления. Иногда терракоту покрывают ангобом. Область применения: изготовление скульптуры, изразцов, плитки и т.п.

Гончарная керамика – керамические изделия с естественным цветом обожженной глины, относительно высокой пористостью, мелкозернистые, обычно неглазурованные. Для изготовления этого вида керамики используют местные легкоплавкие гончарные глины без применения каких-либо других компонентов за исключением небольших добавок кварцевого песка. Иногда изделия покрывают слоем ангоба или глазури. Область применения: изготовление посуды, украшений, сувениров.

Шамотная керамика – вид грубокерамических изделий, имеющий пористый, грубозернистый, чаще светлый черепок. Шамот представляет собой обожженную перемолотую глину. Для связывания зерен шамота в шамотных изделиях используют глины, замешивая их до образования пластичной массы. Из шамотированных масс изготавливают скульптуру малых форм, напольные вазы, кирпичи и некоторые другие разновидности архитектурной керамики.

Все вышеперечисленные керамические материалы, как бы ни различались они по составу сырья и, следовательно, по конечному химическому составу и свойствам изделий, объединяет технология, определяющая последовательность операций.

Принципиальная технологическая схема получения керамики

  1. Заготовка сырья (глина, шамот, песок и т.п.)
  2. Подготовка формовочной массы
  3. Формование
  4. Сушка
  5. Обжиг

Керамика (греч. keramike — гончарное искусство, от keramos — глина)- изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и других неорганических соединений.

Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни — в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве.

Читайте также:  Made in lussy что значит

Основными технологическими видами Керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. В лучших своих образцах Керамика отражает высокие достижения искусства всех времён и народов.

Майолика (итальянское maiolica, от Majolica — старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики) — крупнопористые керамические изделия (блюда, вазы, посуда для домашнего обихода и украшения комнат и др.) из беловатой или желтоватой обожженной глины, покрытой непрозрачной свинцово-оловянной глазурью и раскрашенной огнеупорными красками.

Им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.

Отечеством художественной Майолики считается Италия. Сюжетами рисунков на майоликовых изделиях часто служили произведения знаменитых художников.

Большое развитие Майолика получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии.

Майолика производилась также в 14 — 18 веках в странах Европы (Испании, Германии, Франции).

В Древней Руси Майолика была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи).

В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели.

Для современной Майолики характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике Майолику также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

Фарфор (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур)- художественные изделия из белой глины со специальными примесями:
— обожженные при температуре 1250-1450 град.С;

— не имеющие глазури на нижнем ободке;

— просвечивающие в тонком слое;

— отличающиеся непористым строением;

— непроницаемые для воды и газа;

— имеющие низкое водопоглощение и достаточно высокую твердость.

Обычно Фарфор покрывается прозрачной глазурью.

Фарфор появился в Китае в 4-6 веках. В зависимости от температуры обжига различают изделия из твердого и мягкого Фарфора .

Фаянс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства)- художественные изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, покрытые прозрачной глазурью.

В узком смысле, Фаянс состоит из глинисто-щелочного и трудноплавкого полевошпатового основания, крытого прозрачной твердой свинцовой поливой.

Белый или раскрашенный, Фаянс идет на изготовление посуды. Некоторые более твердые сорта Фаянса называют опаком.

В широком смысле к Фаянсу относят и гончарные поливные изделия из легкоплавкой глины.

Внешне фаянсовые изделия отличаются:

— глазурью на нижнем ободке изделий.

Фаянс применяется для изготовления предметов мелкой пластики, посуды, плитки и сантехнических изделий.

Смотрите так же:

| —> Категория : Фарфор. Стекло. Керамика
| —>Теги : керамика, фаянс, фарфор, майолика 23.04.08 —>Просмотров : 31766 | —>Загрузок : 0 | —>Рейтинг : 4.0 / 2

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector