Технологические процессы на азс

Технологические процессы на азс

Прием нефтепродуктов

Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, трубопроводным, водным.

Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе в обязательном порядке подлежат пломбированию ответственным лицом грузоотправителя. Схема пломбировки должна соответствовать технической документации на автоцистерну. После заполнения пломбируются:

  • — горловина (горловины);
  • — сливной вентиль (сливная задвижка);

в случае оборудования автоцистерны насосом пломбируется вентиль (задвижка), находящаяся между емкостью и насосом.

  • — противопожарным инвентарем и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами;
  • — сливными рукавами из маслобензостойких материалов, не имеющими расслоений, трещин и т.д.;
  • — сливными рукавами с наконечниками из искронеобразующих материалов, обеспечивающими герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов.

Автоцистерны поверяются в установленном порядке, имеют свидетельства о поверке (паспорта). Доставка нефтепродуктов автоцистернами без свидетельства об их поверке или с истекшим сроком очередной поверки не допускается.

Прием нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерны проводится не менее чем двумя работниками в соответствии с порядком и правилами, установленными правилами технической эксплуатации автозаправочных станций .

Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:

  • — при неисправности технического и технологического оборудования АЗС; при неисправности сливного устройства автоцистерны; при неисправности заземляющего устройства автоцистерны; при отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильном оформлении;
  • — во время грозы;
  • — при наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;

— при несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качество нефтепродуктов;

— при выявлении недостачи нефтепродукта в автоцистерне до согласования с руководством АЗС и составления соответствующего акта.

Возможность приема нефтепродуктов в случае выявления недостачи, вызванной нарушением времени следования автоцистерны до АЗС, неполным наполнением или иными причинами, определяется руководством организации-владельца или руководством АЗС.

Порядок выполнения операций и требований при приеме нефтепродуктов по отводам от нефтепродуктопроводов водным транспортом, железнодорожным транспортом, технологическим трубопроводам с нефтебаз регламентируется действующей нормативно-технической документацией.

Количество принятого в резервуары АЗС нефтепродукта фиксируется в журнале учета поступивших нефтепродуктов и в сменном отчете,

Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, транспортируются в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток,

При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, работник АЗС проверяет число поступивших мест, соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной, наличие паспортов и сертификатов качества.

При приеме нефтепродуктов по трубопроводу и от наливных судов обязательно представление данных о партии и сертификатов качества.

Технологические процессы АЗС представляют собой комплекс мероп­риятий по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. Они обеспечиваются различными механическими и автоматизированными системами:

• определения количества нефтепродукта;

• контроля герметичности и противоаварийной защиты резервуаров;

• рециркуляции и отвода паров при сливе-наливе топлива и заправке техники;

• противопожарной защиты резервуаров и контроля заземления;

• автоматического отпуска топлива и коммерческою учета.

4.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

4.1.1. ПРИЕМ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми видами транспорта: ав­томобильным, железнодорожным, трубопроводным, водным. Возможна ком­бинация видов поставок нефтепродуктов (суда — трубопровод — АЗС, ж.д.ци- стерны — трубопровод — АЗС). Технологическая схема приема нефтепродук­тов должна быть отражена в проекте АЗС.

Прием по трубопроводам

Прием нефтепродукта в резервуары АЗС по трубопроводу осуществля­ется в присутствии комиссии, состоящей из материально ответственных ра­ботников нефтебазы (трубопровода, склада топлива, судна) и АЗС. Количе­ство нефтепродукта, принятого по трубопроводу, определяется на основании результатов замеров уровня, температуры и плотности в резервуарах АЗС до и после приема. Возможен учет принятого нефтепродукта с использованием сертифицированных и поверенных узлов учета. По завершении ириема неф­тепродукта на трубопроводе перекрываются и пломбируются задвижки в со­ответствии с порядком, определенным сторонами или договором на постав­ку нефтепродуктов. Порядок выполнения операций и требования при приеме нефтепродуктов от наливных судов определены действующими правилами технической экашуатации нефтебаз.

На принятый по технологическому трубопроводу нефтепродук т сост ав- ляется акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии. Один экземпляр акта представляется в бухг алтерию организации-поставщи­ка, второй остается на АЗС и прилагается к сменному отчету.

Читайте также:  Из чего делают дорогую мебель

Количество принятого в резервуары АЗС нефтепродукта фиксируется в журнале учета поступивших нефтепродуктов и в сменном отчете.

Прием из автоцистерн

Прием нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерны проводится не менее чем двумя работниками.

При подготовке к сливу нефтепродуктов оператор:

• организует установку автоцистерны на площадку для слива;

• открывает задвижку для приема нефтепродукта в резервуар аварийного пролива;

• закрывает задвижку на трубопроводе отвода дождевых вод в очистные сооружения с площадки для автоцистерны;

• обеспечивает место слива нефтепродуктов первичными средствами по­жаротушения;

• принимает меры к предотвращению разлива нефтепродуктов, локализа­ции возможных последствий случайных или аварийных разливов нефте­продуктов (наличие сорбента, песка и др.);

• присоединяет автоцистерну (прицеп) к заземляющему устройству (либо каждое в отдельности);

• убеждается в том, что двигатель автоцистерны выключен;

• проверяет время следования автоцистерны от нефтебазы и делает отмет­ку о времени прибытия на АЗС;

• проверяет сохранность и соответствие пломб на горловине и сливном вен­тиле (сливной задвижке);

• проверяет уровень заполнения автоцистерны (прицепа) «по планку». С использованием водочувствительной ленты или пасты определяет уро­вень подтоварной воды, отбирает пробу, измеряет температуру нефтепро­дукта в ней.

Объем и масса топлива, принятого из цистерны, определяются по ре­зультатам измерения уровня, плотности и температуры топлива в цистерне с учетом наличия подтоварной воды. Отсчет уровня должен проводиться с точ­ностью до I мм, плотности — 0,5 кг/м 3 , температуры — 0,5°С.

Оператор убеждается в соответствии данных, указанных в товарно- транспортной накладной и полученных при измерении в автоцистерне. В слу­чае превышения времени следования автоцистерны до АЗС и изменения тем­пературы продукта производит пересчет- массы с учетом фактических дан­ных обьема и плотности.

Объем жидкости при температуре Т °С рассчитывают по формуле

где VT — объем при температуре Т °С; VQ — объем при температуре 20 °С; р — коэффициент объемного расширения горючего (табл. 4.1); AT — разность температур.

Таблица 4.1 Значение коэффициентов объемного расширении в зависимости or плотности
р Р Р Р Р Р
0,73 0,001151 0,83 0,000845 0,93 0,000632
0,74 0,001130 0,84 0,000824 0,94 0,000612
0,75 0,001108 0,85 0,000803 0,95 0,000592
0,76 0,000997 0,86 0,000782 0,96 0,000572
0,77 0,000974 0,87 0,000760 0,97 0,000553
0,78 0,000953 0,88 0,000739 0,98 0,000534
0,79 0,000931 0,89 0,000718 0,99 0,000516
0,80 0,000910 0,90 0,000696 1,00 0,000497
0,81 0,000888 0,91 0,000674 1,01 0,000479
0,82 0,000868 0,92 0,000653 1,02 0,000462

Изменение объема AV, вызванное изменением температуры, рассчиты­вают по формуле:

При обнаружении недостачи в автоцистерне решение по ее сливу или отказу принимаются руководителем организации — владельца АЗС в соответ­ствии с установленным порядком и заключенным договором на поставку топ­лива. О выявленной недостаче делается отметка во всех экземплярах товар­но-транспортной накладной либо составляется акт.

В случае положительного решения вопроса о сливе оператор:

• убеждается в исправности технологического оборудования и трубопро­водов;

• убеждается в исправности технологического оборудования автоцистерны (сливные устройства, сливные рукава, заземление);

• убеждается в исправности резервуара , правильности включения запор­ной арматуры, соответствии полученного нефтепродукта продукту, нахо­дящемуся в резервуаре, в который он будет слит, исправности устройства для предотвращения переливов;

• прекращает заправку автотранспорта через ТРК, связанную с заполняе­мым резервуаром до окончания слива в него нефтепродукта из автоцис­терны;

• измеряет уровень и определяет обьем нефтепродукта в резервуаре;

• подсоединяет рукава автоцистерны к сливному устройству;

• принимает меры для исключения возможности движения автотранс­порта на расстоянии ближе 3 метров от места слива нефтепродукта в резервуары.

В ходе и по завершении слива нефтепродуктов в резервуары АЗС не­обходимо:

• снять пломбы с горловины и сливного вентиля;

• открыть горловину настолько, чтобы был обеспечен доступ атмосферно­го воздуха в пространство над нефтепродуктом;

• начало слива, характеризующееся заполнением сливных рукавов и при­емных трубопроводов, выполнять при малом расходе, с постепенным его увеличением по мере заполнения трубопроводов;

Читайте также:  Как рассчитать объем снега

• выполнить слив нефтепродуктов из автоцистерны;

• обеспечить постоянный контроль за ходом слива нефтепродукта и уров­нем его в резервуаре, не допуская переполнения или разлива;

• по завершении слива оператор лично убеждается в том, что нефтепродукт из автоцистерны и сливных рукавов слит полностью;

• отсоединить сливные рукава;

• после отстоя и успокоения нефтепродукта в резервуаре (не менее 20 мин.) произвести замер уровня и определить обьем факт ически принятого про­дукта по градуировочной таблице;

• внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товар­но-транспортную накладную данные о фактически принятом количестве нефтепродукта;

• при отсутствии расхождения между фактически принятым количеством (в тоннах) нефтепродукта и количеством (в тоннах), указанным в товар­но-транспортной накладной, расписаться в накладной, один экземпляр ко­торой остается на АЗС, а три экземпляра возвращаются водителю, доста­вившему нефтепродукты. При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной составить акт па недо­стачу в трех экземплярах, из которых первый приложить к сменному от­чету, второй — вручить водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.

Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:

• при неисправности технического и технологического оборудования АЗС;

• при неисправности сливного устройства автоцистерн;

• при неисправности заземляющего устройства автоцистерн;

• при отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправиль­ном оформлении;

• при наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;

• при несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качество;

• при выявлении недостачи нефтепродукта в автоцистерне до согласования с руководством АЗС и составления соответствующего акта.

Возможность приема нефтепродуктов в случае выявления недостачи,

вызванной нарушением времени следования автоцистерны до АЗС, непол-

ным наполнением или иными причинами, определяется руководством орга­низации-владельца или руководством АЗС.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.12.2018 2018-12-19

Статья просмотрена: 510 раз

Библиографическое описание:

Пихун В. А. Моделирование бизнес-процессов на автозаправочной станции (АЗС) с помощью программы Business Studio // Молодой ученый. — 2018. — №51. — С. 266-269. — URL https://moluch.ru/archive/237/54915/ (дата обращения: 03.01.2020).

Для одних руководителей «оптимизация» — это приказ, спущенный сверху, для других — острая необходимость, проект, от результата которого зависит дальнейшая судьба компании. Так или иначе, к анализу и оптимизации деятельности приступают топ-менеджеры компании или внешние консультанты. При этом их идеи и предложения по улучшению бизнеса могут быть кардинально противоположными. Понять, какая идея наиболее выигрышная — сложно. А проводить эксперименты на реальной компании — слишком дорого.

На автозаправочной станции можно выделить ряд таких бизнес-процессов, как:

– продажа сопутствующих товаров.

Для анализа, выберем бизнес-процесс — продажа топлива.

Построить правильную систему бизнеса, не экспериментируя над компанией и сотрудниками, можно используя методы «имитационное моделирование» и «функционально-стоимостной анализ» (ФСА) [2, с. 158].

Имитационное моделирование — метод исследования, позволяющий проанализировать систему, не изменяя её, так как изучаемая система заменяется имитируемой. Говоря об анализе деятельности компании, метод позволяет сымитировать выполнение модели бизнес-процессов так, как оно происходило бы в действительности, и получить реальную оценку длительности каждого процесса [1, c. 158].

Для проведения функционально-стоимостного анализа выберем процесс обслуживания клиентов в час-пик, так как на АЗС наблюдается проблема очередей во время большей активности клиентов и это является актуальным вопросом. Чаще всего на АЗС для легковых автомобилей установлены и работают круглосуточно 4 колонки, 2 оператора и менеджер.

Для выполнения функционально-стоимостного анализа применим имитационное моделирование с помощью программы Business Studio. В системе Business Studio методы функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования используются параллельно. Функционально-стоимостной анализ необходим для расчёта стоимости процесса. Стоимость процесса рассчитывается путём переноса стоимости ресурсов на стоимость выполняемых шагов процесса. Задача имитационного моделирования — рассчитать длительность каждого шага процесса.

Читайте также:  Коллекторный мотор что это

Этапы функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования включают:

– разработку модели процессов

– задание временных параметров конечных процессов

– задание параметров ресурсов, необходимых для выполнения этих процессов

– назначение ресурсов на процессы

– проведение имитации выполнения процессов

Итак, на первом этапе составим модель бизнес-процесса. Рассмотрим процесс распределения новых клиентов АЗС во время наибольшего потока потребителей за сутки (час-пик). Результат отражён на рисунке 1.

Рис. 1. Процесс распределения новых клиентов в час-пик

Далее задаём для каждой операции её свойства, ограничения и характеристики. Так как автор анализирует проблему очередей в час-пик, то операция «приехал клиент» задаётся с ограничением по времени. Час-пик для любой АЗС это промежуток времени с 17:00 до 18:30, так как наибольшее количество клиентов наблюдается во время отъезда работников близко расположенных предприятий домой после окончания рабочего дня. В час-пик клиенты могут подъезжать каждую минуту, данный параметр заносим в раздел свойств операции.

После приезда на АЗС клиент оценивает наличие свободных колонок и у него есть выбор: ждать или заправить машину на другой заправке без очереди. Если учесть фактор усталости, накопившейся за рабочий день и желание скорее добраться домой, то среднестатистический клиент будет ожидать около 10 минут. Возможность развития событий по этим двум сценариям учитывает функция XOR, воспользуемся ею. Далее есть два варианта действий: клиент соглашается на ожидание и успешно пользуется услугами АЗС, или клиент отказывается ждать и уезжает, что приводит к потере прибыли и ухудшению имиджа организации.

Задаём время выполнения каждой операции (рисунок 2):

Рис. 2. Расчёт времени выполнения операций

Для анализа затрат на обслуживание клиента задаём перечень используемых ресурсов, необходимых для выполнения шагов процесса и их стоимость. Например, операцию по оплате бензина выполняет оператор. Задаём свойства данного субъекта, а именно время работы и ставку оплаты труда (рисунок 3).

Рис. 3. Настройка параметров для анализа затрат на обслуживание клиента

Устанавливаем ограничение по количеству колонок и их пропускной способности. После успешного формирования требуемых условий и задания необходимых параметров, переходим к функции Business Studio- «имитация процесса». Данная функция позволяет сымитировать процесс, не прибегая к экспериментам над компанией и её сотрудниками и при этом моделирует результат и пошаговое выполнение заданного бизнес-процесса (рисунок 4).

По результатам выполнения имитации видим, что в час-пик на станцию приехало 169 клиентов. Из них 83 клиента не дождались своей очереди, что составляет 49 %, а это значит, что почти половина из потенциальных клиентов, уехали, не воспользовавшись услугами станции.

Далее нужно проанализировать стоимостную составляющую с помощью функции «статистика по процессам имитации» (рисунок 5).

Рис. 4. Результаты имитации работы АЗС в час-пик

Рис. 5. Статистика по процессам имитации

Из данного отчёта можно увидеть, что стоимость процесса довольно низкая, а гистограмма распределения длительности показывает, что в большинстве случаев продолжительность процессов составляет 15 минут, что заставляет большую часть клиентов отказываться от обслуживания на данной заправочной станции и уезжать. Для клиентов, приехавших в начальные часы работы станции, процесс заправки длился пару минут, но уже в час-пик это время приближается к 15-ти минутам и более.

Следовательно, по итогам моделирования и анализа бизнес-процесса выявлена проблема: в час-пик станция не справляется с потоком клиентов. Почти половина приехавших в данное время уезжает из-за длительного времени ожидания в очереди. Для осуществления анализа применялась программа Business Studio, которая упрощает процесс моделирования и помогает спрогнозировать варианты изменений в бизнес-процессе и их последствия.

  1. Котов, А. И. Экономические термины — Минск: Энциклопедикс, 2002. — 289 с.
  2. Шамов, О. В. Современные концепции и методы управления: моногр. —Гродно: ГрГУ, 2011. — 309 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector