Прием нефтепродуктов
Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, трубопроводным, водным.
Автоцистерны после их заполнения нефтепродуктом на нефтебазе в обязательном порядке подлежат пломбированию ответственным лицом грузоотправителя. Схема пломбировки должна соответствовать технической документации на автоцистерну. После заполнения пломбируются:
- — горловина (горловины);
- — сливной вентиль (сливная задвижка);
в случае оборудования автоцистерны насосом пломбируется вентиль (задвижка), находящаяся между емкостью и насосом.
- — противопожарным инвентарем и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами;
- — сливными рукавами из маслобензостойких материалов, не имеющими расслоений, трещин и т.д.;
- — сливными рукавами с наконечниками из искронеобразующих материалов, обеспечивающими герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов.
Автоцистерны поверяются в установленном порядке, имеют свидетельства о поверке (паспорта). Доставка нефтепродуктов автоцистернами без свидетельства об их поверке или с истекшим сроком очередной поверки не допускается.
Прием нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерны проводится не менее чем двумя работниками в соответствии с порядком и правилами, установленными правилами технической эксплуатации автозаправочных станций .
Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:
- — при неисправности технического и технологического оборудования АЗС; при неисправности сливного устройства автоцистерны; при неисправности заземляющего устройства автоцистерны; при отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильном оформлении;
- — во время грозы;
- — при наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;
— при несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качество нефтепродуктов;
— при выявлении недостачи нефтепродукта в автоцистерне до согласования с руководством АЗС и составления соответствующего акта.
Возможность приема нефтепродуктов в случае выявления недостачи, вызванной нарушением времени следования автоцистерны до АЗС, неполным наполнением или иными причинами, определяется руководством организации-владельца или руководством АЗС.
Порядок выполнения операций и требований при приеме нефтепродуктов по отводам от нефтепродуктопроводов водным транспортом, железнодорожным транспортом, технологическим трубопроводам с нефтебаз регламентируется действующей нормативно-технической документацией.
Количество принятого в резервуары АЗС нефтепродукта фиксируется в журнале учета поступивших нефтепродуктов и в сменном отчете,
Нефтепродукты, расфасованные в мелкую тару, транспортируются в упаковке, исключающей разлив нефтепродуктов, порчу тары и этикеток,
При приеме нефтепродуктов, расфасованных в мелкую тару, работник АЗС проверяет число поступивших мест, соответствие трафаретов данным, указанным в товарно-транспортной накладной, наличие паспортов и сертификатов качества.
При приеме нефтепродуктов по трубопроводу и от наливных судов обязательно представление данных о партии и сертификатов качества.
Технологические процессы АЗС представляют собой комплекс мероприятий по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. Они обеспечиваются различными механическими и автоматизированными системами:
• определения количества нефтепродукта;
• контроля герметичности и противоаварийной защиты резервуаров;
• рециркуляции и отвода паров при сливе-наливе топлива и заправке техники;
• противопожарной защиты резервуаров и контроля заземления;
• автоматического отпуска топлива и коммерческою учета.
4.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
4.1.1. ПРИЕМ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Нефтепродукты могут поступать на АЗС всеми видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, трубопроводным, водным. Возможна комбинация видов поставок нефтепродуктов (суда — трубопровод — АЗС, ж.д.ци- стерны — трубопровод — АЗС). Технологическая схема приема нефтепродуктов должна быть отражена в проекте АЗС.
Прием по трубопроводам
Прием нефтепродукта в резервуары АЗС по трубопроводу осуществляется в присутствии комиссии, состоящей из материально ответственных работников нефтебазы (трубопровода, склада топлива, судна) и АЗС. Количество нефтепродукта, принятого по трубопроводу, определяется на основании результатов замеров уровня, температуры и плотности в резервуарах АЗС до и после приема. Возможен учет принятого нефтепродукта с использованием сертифицированных и поверенных узлов учета. По завершении ириема нефтепродукта на трубопроводе перекрываются и пломбируются задвижки в соответствии с порядком, определенным сторонами или договором на поставку нефтепродуктов. Порядок выполнения операций и требования при приеме нефтепродуктов от наливных судов определены действующими правилами технической экашуатации нефтебаз.
На принятый по технологическому трубопроводу нефтепродук т сост ав- ляется акт в двух экземплярах, который подписывается членами комиссии. Один экземпляр акта представляется в бухг алтерию организации-поставщика, второй остается на АЗС и прилагается к сменному отчету.
Количество принятого в резервуары АЗС нефтепродукта фиксируется в журнале учета поступивших нефтепродуктов и в сменном отчете.
Прием из автоцистерн
Прием нефтепродуктов в резервуары АЗС из автоцистерны проводится не менее чем двумя работниками.
При подготовке к сливу нефтепродуктов оператор:
• организует установку автоцистерны на площадку для слива;
• открывает задвижку для приема нефтепродукта в резервуар аварийного пролива;
• закрывает задвижку на трубопроводе отвода дождевых вод в очистные сооружения с площадки для автоцистерны;
• обеспечивает место слива нефтепродуктов первичными средствами пожаротушения;
• принимает меры к предотвращению разлива нефтепродуктов, локализации возможных последствий случайных или аварийных разливов нефтепродуктов (наличие сорбента, песка и др.);
• присоединяет автоцистерну (прицеп) к заземляющему устройству (либо каждое в отдельности);
• убеждается в том, что двигатель автоцистерны выключен;
• проверяет время следования автоцистерны от нефтебазы и делает отметку о времени прибытия на АЗС;
• проверяет сохранность и соответствие пломб на горловине и сливном вентиле (сливной задвижке);
• проверяет уровень заполнения автоцистерны (прицепа) «по планку». С использованием водочувствительной ленты или пасты определяет уровень подтоварной воды, отбирает пробу, измеряет температуру нефтепродукта в ней.
Объем и масса топлива, принятого из цистерны, определяются по результатам измерения уровня, плотности и температуры топлива в цистерне с учетом наличия подтоварной воды. Отсчет уровня должен проводиться с точностью до I мм, плотности — 0,5 кг/м 3 , температуры — 0,5°С.
Оператор убеждается в соответствии данных, указанных в товарно- транспортной накладной и полученных при измерении в автоцистерне. В случае превышения времени следования автоцистерны до АЗС и изменения температуры продукта производит пересчет- массы с учетом фактических данных обьема и плотности.
Объем жидкости при температуре Т °С рассчитывают по формуле
где VT — объем при температуре Т °С; VQ — объем при температуре 20 °С; р — коэффициент объемного расширения горючего (табл. 4.1); AT — разность температур.
Таблица 4.1 Значение коэффициентов объемного расширении в зависимости or плотности |
р | Р | Р | Р | Р | Р |
0,73 | 0,001151 | 0,83 | 0,000845 | 0,93 | 0,000632 |
0,74 | 0,001130 | 0,84 | 0,000824 | 0,94 | 0,000612 |
0,75 | 0,001108 | 0,85 | 0,000803 | 0,95 | 0,000592 |
0,76 | 0,000997 | 0,86 | 0,000782 | 0,96 | 0,000572 |
0,77 | 0,000974 | 0,87 | 0,000760 | 0,97 | 0,000553 |
0,78 | 0,000953 | 0,88 | 0,000739 | 0,98 | 0,000534 |
0,79 | 0,000931 | 0,89 | 0,000718 | 0,99 | 0,000516 |
0,80 | 0,000910 | 0,90 | 0,000696 | 1,00 | 0,000497 |
0,81 | 0,000888 | 0,91 | 0,000674 | 1,01 | 0,000479 |
0,82 | 0,000868 | 0,92 | 0,000653 | 1,02 | 0,000462 |
Изменение объема AV, вызванное изменением температуры, рассчитывают по формуле:
При обнаружении недостачи в автоцистерне решение по ее сливу или отказу принимаются руководителем организации — владельца АЗС в соответствии с установленным порядком и заключенным договором на поставку топлива. О выявленной недостаче делается отметка во всех экземплярах товарно-транспортной накладной либо составляется акт.
В случае положительного решения вопроса о сливе оператор:
• убеждается в исправности технологического оборудования и трубопроводов;
• убеждается в исправности технологического оборудования автоцистерны (сливные устройства, сливные рукава, заземление);
• убеждается в исправности резервуара , правильности включения запорной арматуры, соответствии полученного нефтепродукта продукту, находящемуся в резервуаре, в который он будет слит, исправности устройства для предотвращения переливов;
• прекращает заправку автотранспорта через ТРК, связанную с заполняемым резервуаром до окончания слива в него нефтепродукта из автоцистерны;
• измеряет уровень и определяет обьем нефтепродукта в резервуаре;
• подсоединяет рукава автоцистерны к сливному устройству;
• принимает меры для исключения возможности движения автотранспорта на расстоянии ближе 3 метров от места слива нефтепродукта в резервуары.
В ходе и по завершении слива нефтепродуктов в резервуары АЗС необходимо:
• снять пломбы с горловины и сливного вентиля;
• открыть горловину настолько, чтобы был обеспечен доступ атмосферного воздуха в пространство над нефтепродуктом;
• начало слива, характеризующееся заполнением сливных рукавов и приемных трубопроводов, выполнять при малом расходе, с постепенным его увеличением по мере заполнения трубопроводов;
• выполнить слив нефтепродуктов из автоцистерны;
• обеспечить постоянный контроль за ходом слива нефтепродукта и уровнем его в резервуаре, не допуская переполнения или разлива;
• по завершении слива оператор лично убеждается в том, что нефтепродукт из автоцистерны и сливных рукавов слит полностью;
• отсоединить сливные рукава;
• после отстоя и успокоения нефтепродукта в резервуаре (не менее 20 мин.) произвести замер уровня и определить обьем факт ически принятого продукта по градуировочной таблице;
• внести в журнал поступления нефтепродуктов, в сменный отчет и товарно-транспортную накладную данные о фактически принятом количестве нефтепродукта;
• при отсутствии расхождения между фактически принятым количеством (в тоннах) нефтепродукта и количеством (в тоннах), указанным в товарно-транспортной накладной, расписаться в накладной, один экземпляр которой остается на АЗС, а три экземпляра возвращаются водителю, доставившему нефтепродукты. При выявлении несоответствия поступивших нефтепродуктов товарно-транспортной накладной составить акт па недостачу в трех экземплярах, из которых первый приложить к сменному отчету, второй — вручить водителю, доставившему нефтепродукты, а третий остается на АЗС. О недостаче нефтепродукта делается соответствующая отметка на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
Запрещается производить прием нефтепродуктов в следующих случаях:
• при неисправности технического и технологического оборудования АЗС;
• при неисправности сливного устройства автоцистерн;
• при неисправности заземляющего устройства автоцистерн;
• при отсутствии товарно-транспортных документов либо их неправильном оформлении;
• при наличии в нефтепродукте воды и любого рода примесей;
• при несоответствии или отсутствии документов, подтверждающих качество;
• при выявлении недостачи нефтепродукта в автоцистерне до согласования с руководством АЗС и составления соответствующего акта.
Возможность приема нефтепродуктов в случае выявления недостачи,
вызванной нарушением времени следования автоцистерны до АЗС, непол-
ным наполнением или иными причинами, определяется руководством организации-владельца или руководством АЗС.
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 19.12.2018 2018-12-19
Статья просмотрена: 510 раз
Библиографическое описание:
Пихун В. А. Моделирование бизнес-процессов на автозаправочной станции (АЗС) с помощью программы Business Studio // Молодой ученый. 2018. №51. С. 266-269. URL https://moluch.ru/archive/237/54915/ (дата обращения: 03.01.2020).
Для одних руководителей «оптимизация» — это приказ, спущенный сверху, для других — острая необходимость, проект, от результата которого зависит дальнейшая судьба компании. Так или иначе, к анализу и оптимизации деятельности приступают топ-менеджеры компании или внешние консультанты. При этом их идеи и предложения по улучшению бизнеса могут быть кардинально противоположными. Понять, какая идея наиболее выигрышная — сложно. А проводить эксперименты на реальной компании — слишком дорого.
На автозаправочной станции можно выделить ряд таких бизнес-процессов, как:
– продажа сопутствующих товаров.
Для анализа, выберем бизнес-процесс — продажа топлива.
Построить правильную систему бизнеса, не экспериментируя над компанией и сотрудниками, можно используя методы «имитационное моделирование» и «функционально-стоимостной анализ» (ФСА) [2, с. 158].
Имитационное моделирование — метод исследования, позволяющий проанализировать систему, не изменяя её, так как изучаемая система заменяется имитируемой. Говоря об анализе деятельности компании, метод позволяет сымитировать выполнение модели бизнес-процессов так, как оно происходило бы в действительности, и получить реальную оценку длительности каждого процесса [1, c. 158].
Для проведения функционально-стоимостного анализа выберем процесс обслуживания клиентов в час-пик, так как на АЗС наблюдается проблема очередей во время большей активности клиентов и это является актуальным вопросом. Чаще всего на АЗС для легковых автомобилей установлены и работают круглосуточно 4 колонки, 2 оператора и менеджер.
Для выполнения функционально-стоимостного анализа применим имитационное моделирование с помощью программы Business Studio. В системе Business Studio методы функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования используются параллельно. Функционально-стоимостной анализ необходим для расчёта стоимости процесса. Стоимость процесса рассчитывается путём переноса стоимости ресурсов на стоимость выполняемых шагов процесса. Задача имитационного моделирования — рассчитать длительность каждого шага процесса.
Этапы функционально-стоимостного анализа и имитационного моделирования включают:
– разработку модели процессов
– задание временных параметров конечных процессов
– задание параметров ресурсов, необходимых для выполнения этих процессов
– назначение ресурсов на процессы
– проведение имитации выполнения процессов
Итак, на первом этапе составим модель бизнес-процесса. Рассмотрим процесс распределения новых клиентов АЗС во время наибольшего потока потребителей за сутки (час-пик). Результат отражён на рисунке 1.
Рис. 1. Процесс распределения новых клиентов в час-пик
Далее задаём для каждой операции её свойства, ограничения и характеристики. Так как автор анализирует проблему очередей в час-пик, то операция «приехал клиент» задаётся с ограничением по времени. Час-пик для любой АЗС это промежуток времени с 17:00 до 18:30, так как наибольшее количество клиентов наблюдается во время отъезда работников близко расположенных предприятий домой после окончания рабочего дня. В час-пик клиенты могут подъезжать каждую минуту, данный параметр заносим в раздел свойств операции.
После приезда на АЗС клиент оценивает наличие свободных колонок и у него есть выбор: ждать или заправить машину на другой заправке без очереди. Если учесть фактор усталости, накопившейся за рабочий день и желание скорее добраться домой, то среднестатистический клиент будет ожидать около 10 минут. Возможность развития событий по этим двум сценариям учитывает функция XOR, воспользуемся ею. Далее есть два варианта действий: клиент соглашается на ожидание и успешно пользуется услугами АЗС, или клиент отказывается ждать и уезжает, что приводит к потере прибыли и ухудшению имиджа организации.
Задаём время выполнения каждой операции (рисунок 2):
Рис. 2. Расчёт времени выполнения операций
Для анализа затрат на обслуживание клиента задаём перечень используемых ресурсов, необходимых для выполнения шагов процесса и их стоимость. Например, операцию по оплате бензина выполняет оператор. Задаём свойства данного субъекта, а именно время работы и ставку оплаты труда (рисунок 3).
Рис. 3. Настройка параметров для анализа затрат на обслуживание клиента
Устанавливаем ограничение по количеству колонок и их пропускной способности. После успешного формирования требуемых условий и задания необходимых параметров, переходим к функции Business Studio- «имитация процесса». Данная функция позволяет сымитировать процесс, не прибегая к экспериментам над компанией и её сотрудниками и при этом моделирует результат и пошаговое выполнение заданного бизнес-процесса (рисунок 4).
По результатам выполнения имитации видим, что в час-пик на станцию приехало 169 клиентов. Из них 83 клиента не дождались своей очереди, что составляет 49 %, а это значит, что почти половина из потенциальных клиентов, уехали, не воспользовавшись услугами станции.
Далее нужно проанализировать стоимостную составляющую с помощью функции «статистика по процессам имитации» (рисунок 5).
Рис. 4. Результаты имитации работы АЗС в час-пик
Рис. 5. Статистика по процессам имитации
Из данного отчёта можно увидеть, что стоимость процесса довольно низкая, а гистограмма распределения длительности показывает, что в большинстве случаев продолжительность процессов составляет 15 минут, что заставляет большую часть клиентов отказываться от обслуживания на данной заправочной станции и уезжать. Для клиентов, приехавших в начальные часы работы станции, процесс заправки длился пару минут, но уже в час-пик это время приближается к 15-ти минутам и более.
Следовательно, по итогам моделирования и анализа бизнес-процесса выявлена проблема: в час-пик станция не справляется с потоком клиентов. Почти половина приехавших в данное время уезжает из-за длительного времени ожидания в очереди. Для осуществления анализа применялась программа Business Studio, которая упрощает процесс моделирования и помогает спрогнозировать варианты изменений в бизнес-процессе и их последствия.
- Котов, А. И. Экономические термины — Минск: Энциклопедикс, 2002. — 289 с.
- Шамов, О. В. Современные концепции и методы управления: моногр. —Гродно: ГрГУ, 2011. — 309 с.