Танк кв 2 фото внутри и снаружи

Танк кв 2 фото внутри и снаружи

Появление новых тактик и стратегий как в обороне, так и в наступлении во многом определяло развитие вооружений. Уже с Первой мировой войны акцент делается на бронетехнику как основную ударную силу. В противовес ей развивались и оборонительные вооружения.

Преодоление огневой мощи противника, наращивание брони и сохранение мобильности — все это стало определяющими факторами в развитии танкостроения. Однако практическое применение танков нередко показывало необходимость новых разработок, способных решать узкоспециализированные задачи.

КВ-2 стал одним из таких танков. Разработанный к началу Великой Отечественной, он сочетал в себе повышенную огневую мощь с сильной броней. Танк разрабатывался специально для преодоления оборонительных сооружений, однако хорошо зарекомендовал себя и в полевых условиях.

История создания

Историю разработки КВ 2 связывают с Советско-Финской войной. К концу 1930-х годов бронетехника Красной армии считалась самой многочисленной в мире. Однако ее основу составляли легкие танки серии БТ и Т-26. Такие машины отличались своей мобильностью и обеспечивали решение тактических задач в полевых сражениях.

Недостаток легких танков — слабая броня, делающая их уязвимыми перед артиллерией. Боевые действия в Финской войне наглядно показали неспособность имевшихся машин преодолевать глубокую оборону противника. Не помогал и предварительный обстрел позиций посредством артиллерии и авиации.

Преодолеть линию Маннергейма не позволила и переброска тяжелых танков Т-28 и Т-35. Несмотря на хорошую броню данные модели не обладали мощным вооружением, способным пробивать бетонные укрепления. Зимой 1939-40 года появился КВ-1, но и он не смог решить поставленную задачу.

В данном контексте решено было создать танк, способный стрелять по укреплениям противника прямой наводкой из мощного орудия. Для этого требовалось оснастить его сильной броней, способный обеспечить машине выход на заданную позицию.

Проект нового танка был разработан на Ленинградском Кировском заводе всего за две недели, что считается подвигом советских инженеров. Им удалось совместить крупнокалиберное артиллерийское орудие с тяжелой танковой броней, создав отличную машину для поражения бетонных укреплений.

Первые образцы появились на фронте уже в январе 1940 года. Нестандартное конструктивное решение позволяло машине подходить к огневым точкам и уничтожать их с расстояния в 200-400 метров. Единственное, что могло эффективно противостоять КВ-2 — противотанковые мины.

Начало Великой Отечественной войны фактически положило конец истории танкистов КВ 2. Боевая ситуация на фронте не требовала наличия тяжелых штурмовых танков, многие бои велись в условиях полного или почти полного окружения, что требовало хорошей маневренности.

КВ-2 показал хорошую устойчивость и в полевых условиях. Немецкие орудия не могли пробить его броню, что позволяло советским танкам расстреливать противника с коротких дистанций. Несмотря на такое преимущество уже в первые месяцы войны почти все произведенные машины были потеряны.

Основная причина тяжелых потерь — отсутствие тактической мобильности в управлении и снабжении. Советские танки испытывали нехватку топлива, ремонта и запчастей, боеприпасов. Это обусловлено и тем, что производство танков было остановлено в июле 1941, а сами машины не считались приоритетными для поддержания и сохранения.

Немецкие войска оказались лучше скоординированы, но даже посредством штурмовой авиации и тяжелой артиллерии смогли уничтожить лишь треть машин. Экипажи большинства остальных КВ-2 были вынуждены оставлять танки из-за технической невозможности вести дальнейший бой.

Как расшифровывается КВ

КВ — Клим Ворошилов, сокращенное название серии тяжелых советских танков, производившихся в 1939-43 годах. Название получено в честь военного и политического деятеля Климента Ефремовича Ворошилова, проявившего себя в годы Гражданской войны.

Основные цели и задания

КВ-2 принадлежит к тяжелым штурмовым танкам, основная задача которых — преодоление укрепленных позиций противника. Для этого машина оснащена усиленной броней и мощным орудием. Сочетание данных аспектов позволяет подходить к укреплениям и поражать их прямой наводкой.

В полевом бою КВ-2 отличался не меньшей живучестью. Немецкие орудия на 88 мм и 105 мм не могли пробить его броню, что позволяло советским танкам уверенно держать строй при обороне. Собственные орудия позволяли при этом поражать почти любые танки противника.

Неэффективность штурмовых танков КВ 2 в первые месяцы войны проявилась именно из-за отсутствия хорошо налаженной логистики и управления. Зафиксированы случаи, когда огонь по вражеской бронетехнике приходилось вести бетонобойными снарядами. Несмотря на несоответствие, они тоже выносили цели, однако, подобные решения не спасли общую ситуацию.

В итоге танк Климент Ворошилов — узкоспециализированный, созданный для преодоления глубоких линий обороны. С учетом его применения можно сказать, что данные машины специально были созданы для преодоления линии Маннергейма. После этого, ввиду новой войны, они оказались невостребованными, из-за чего и были в большом количестве потеряны при недостатке снабжения.

Конструкция боевой машины

Отличительная особенность танков КВ-2 — непропорционально большая башня, в которой располагался основной экипаж расчета. По ее габаритам выделяют и различия ранних моделей от поздних. У последних башня более пониженная, лобовая оконечность имеет вертикальные бронеплиты вместо скуловых. Также поздняя версия КВ-2 рядом с кормовой дверцей имела установку под танковый пулемет Дегтярева (ДТ).

Отделение управления

С учетом отличительных особенностей конструкции в танке Климент Ворошилов отделение управления располагалось в башне и представляло собой артиллерийский расчет на четырех человек. Слева от пушки располагался наводчик и заряжающий, справа — командир танка и помощник заряжающего. Для посадки имелась кормовая дверца и один круглый люк на месте командира.

Боевое управление

В боевом отделении располагались места механика-водителя и стрелка-радиста. Первый размещался в передней части по центру, второй — слева от него. Стрелок-радист также имел круглый люк для покидания танка. В днище корпуса имелся аварийный выход, предусматривались и несколько других технических люков для погрузки боезапаса, доступа к узлам машины и топливным бакам.

Броня

Одно из ключевых преимуществ КВ-2 — его броня, позволявшая выдерживать прямые попадания практически любых танков. Для этого корпус обшивался катанными броневыми плитами различной толщины. Башня, лобная часть корпуса, его борта имели броню в 75 мм. Днище и крыша корпуса — 30-40 мм, маска орудия — 110 мм. Для противодействия ударной силе снарядов броня ставилась под рациональными углами наклона.

Экипаж

Экипаж КВ-2 состоял из шести человек: механик водитель, стрелок-радист, командир, наводчик, заряжающий и его помощник. Расположение мест формировало два отделения — боевое и управляющее. Из-за специфики конструкции танка и его вооружения по факту в башне располагался полноценный артиллерийский расчет, командир которого и обеспечивал управление машиной. Боевое положение КВ-2 и связь с другими подразделениями обеспечивались из передней части корпуса за счет механика-водителя и радиста.

Технические характеристики

Технические характеристики КВ-2 во многом ограничивались его конструкцией и специализацией. Из-за перевеса и тяжелого вооружения танк уступал в ходовых качествах и маневренности. Многие аспекты оставались недоработанными ввиду оперативной востребованности фронта в данных машинах.

Двигатель и трансмиссия

На КВ-2 устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый двигатель В-2К мощностью в 500 л. с. при 1800 оборотах в минуту. Позже мощность была увеличена до 600 л. с. Запуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 или сжатым воздухом из двух пятилитровых резервуаров в боевом отделении машины. Топливные баки в 600-615 л. располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.

Механическая трансмиссия КВ-2 состояла из следующих узлов:

  • многодисковой основной фрикцион сухого трения «сталь по феродо»;
  • пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
  • два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения «сталь по стали»;
  • два бортовых планетарных редуктора;
  • ленточные плавающие тормоза.

С учетом перегруженности трансмиссия танков и машин на его основе считалась ненадежной. Данный аспект считался еще одним недостатком КВ-2, осложняющим не только боевое управление танком, но и его ремонтопригодность.

Габариты и вес

По габаритам и весу КВ-2 имеет следующие технические характеристики:

  • длина корпуса — 6,95 м;
  • ширина — 3,32 м;
  • высота — 3,25 м;
  • дорожный просвет — 0,43 м;
  • масса — 52 т.

Внешние габариты КВ-2 имеют две ключевые особенности, позволяющие отличить данный танк от большинства других: непропорционально большая башня и короткое орудие. В определенной степени машина совмещала в себе характеристики танка и самоходной артиллерии.

Органы управления

К органам управления КВ-2 относят электрооборудование машины, а также средства наблюдения и связи. Электропитание обеспечивалось генератором ГТ-4563А и четырьмя последовательно соединенными аккумуляторами 6-СТЭ-128. Получаемая электроэнергия направлялась на:

  • электромотор, позволяющий поворачивать башню;
  • наружное и внутреннее освещение, подсветку приборов и индикаторов;
  • звуковые сигналы;
  • контрольно-измерительные приборы;
  • внутренние и внешние средства связи;
  • пусковые устройства — стартер и реле.

Средства наблюдения в КВ-2 характеризуются инженерами как неудовлетворительные. Командир танка имел один панорамный прибор. Механик-водитель вел машину посредством смотрового прибора с триплексом и броневой заслонкой.

Прицеливание обеспечивается телескопическим ТОД-9 и перископическим ПТ-9 для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций соответственно. Для ведения огня в ночное время приборы прицеливания имели подсветки.

Внешняя связь КВ-2 обеспечивалась коротковолновой радиостанцией 71-ТК-3. Внутренние переговоры велись с помощью устройства ТПУ-4-Бис, рассчитанного на четырех человек. Его преимущество — возможность переговариваться даже при сильном шуме.

Коробка перемены передач

Танк КВ 2 имел механическую коробку передач тракторного типа с пятью ступенями. Все приводы также были механическими. Ходовая часть машины представлена торсионной подвеской с амортизацией для каждого опорного катка. Напротив них к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески.

Механизм натяжения гусениц — винтовой. Каждая состояла из 86-90 траков с одним гребнем. Ширина — 0,7 м, шаг — 0,16 м.

Максимальная скорость

Ходовые качества КВ-2 имеют следующие показатели:

  • мощность двигателя — 500 л. с., позднее — 600 л. с.;
  • предельная скорость по шоссе — 34 км/ч;
  • скорость по пересеченной местности — 16 км/ч;
  • запас хода по шоссейной дороге — 250 км, по грунту — 150;
  • допустимый угол подъема — 36 градусов.
Читайте также:  Работа автоклава в стоматологии

Танк способен преодолевать стены в 0,87 м, рвы в 2,7 м, а также броды высотой в 1,6 м.

Вооружение

Основное вооружение КВ-2 — танковая модификация полевой гаубицы М-10Т. С учетом ее тяжести и отсутствия балансировки проявлялся и основной недостаток машины — невозможность вести огонь даже при небольшом крене. Из-за этого выход на позицию отнимал время. Вертикальный диапазон от -3 до +18 градусов также не добавлял больших возможностей для ведения огня.

Из-за сильной отдачи и отката существовал риск заклинивания башни, поэтому стрельба на ходу не допускалась. Данный фактор также считается недостатком машины, поскольку делал ее уязвимой для тяжелых орудий противника.

Дополнительным вооружением танка были три пулемета Дегтярева (ДТ) 7,62 мм — спаренный с пушкой, курсовой и кормовой. Последние два имели собственные шаровые установки, могли по необходимости сниматься и применяться вне танка. Боезапас ко всем трем пулеметам составлял 3087 патронов. В дополнение экипаж снабжался несколькими ручными гранатами Ф-1 и пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

152-мм гаубица-пушка

Танковая гаубица-пушка М-10Т имеет следующие характеристики:

  • масса орудия — 2,3 т;
  • калибр — 152 мм;
  • боекомплект — 36 снарядов;
  • максимальная дальность поражения — 14 км;
  • начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 436 м/с, бетонобойного — 530 м/с;
  • скорострельность — 2-3 выстрела в минуту.

ТТХ пушки и танка позволяли вести огонь как с закрытых позиций, так и прямой наводкой с расстояния в 200-400 метров. Во втором случае требовалась остановка и занятие устойчивой позиции, в ином случае отдача могла заклинить башню.

Основные типы боеприпасов

Стандартный боезапас КВ-2 составлял 36 осколочно-фугасных снарядов, в основе которых применялись гаубичные гранаты ОФ-530 на 40 кг. Против укреплений противника применялись бетонобойные снаряды Г-530 массой 40 кг.

Нехватка боеприпасов и сложности со снабжением приводили к тому, что танки КВ-2 комплектовались любыми снарядами, которые оказывались под рукой. В начале Великой Отечественной войны нередко по танкам противника стреляли бетонобойными снарядами. Легкая техника от таких попаданий крошилась практически в ноль.

Также применялись осколочные гаубичные гранаты О-530А, зажигательные снаряды, старые фугасные, шрапнель. Подобное комплектование не всегда позволяло эффективно использовать КВ-2 в бою, что с учетом принципов ведения стрельбы также сказалось на потерях данных танков.

Недостатки танка и попытки их устранения

Почти все танки КВ-2 были уничтожены или потеряны в начале Великой Отечественной войны. Обусловлено это несколькими недостатками:

  • слабая трансмиссия — ненадежность и частые поломки нередко выводили танк из строя в самых разных ситуациях;
  • нехватка снабжения — в основном это касалось горючего, также был дефицит комплектующих и снарядов;
  • отсутствие опыта — многие экипажи пересаживались с легких Т-26 без серьезной подготовки к управлению и ведению боя тяжелым танком.

Из-за подобных недостатков многие КВ-2 просто оставляли на стоянках и боевых позициях из-за невозможности отвести их или продолжать бой. По некоторым данным всего треть машин была подбита минами, артиллерией или авиацией.

Существенным боевым недостатком выделяют и принцип ведения стрельбы. Наведение пушки ограничивалось небольшим диапазоном, нужная позиция занималась механиком-водителем. Сильная отдача при этом не позволяла стрелять с ходу.

Подобные условия снижали маневренность КВ-2, делая его удобной мишенью для противника. Сильная броня позволяла выдерживать огонь из танковых орудий, однако тяжелая артиллерия и авиация могла разносить неподвижные машины.

В вопросе устранения недостатков никаких специальных работ не проводилось. КВ-2 был создан с одной конкретной целью — преодоление укреплений противника. С учетом ведения боевых действий в Великую Отечественную войну данные танки не имели приоритета ни для снабжения, ни для дальнейшей модернизации. В определенной степени такие машины стали расходным материалом.

Применение танка в Великой Отечественной войне

С учетом своей специализации в Великой Отечественной войне танки КВ-2 не имели эффективного и долгосрочного применения. Большинство машин по тем или иным причинам было потеряно уже в первые месяцы боевых столкновений.

В контексте обстановки на фронте танки КВ-2 нередко были вынуждены вести бой в полном или почти полном окружении. Прямых противников они не имели, немецкие танки не могли пробить 75-миллиметровую броню. Угрозу представляли мины и зенитные установки Flak 18/36/37. Также КВ-2 страдали от авиации и тяжелой артиллерии.

Противник не строил оборонительных сооружений, быстро продвигался вперед. В итоге КВ-2 фактически были пущены в расход. Приоритет их снабжения был снижен до минимального, комплектация оказывалась неэффективной. В данном контексте основная задача КВ-2 в первые месяцы — сдерживание продвижения противника настолько, насколько было возможным для реорганизации армии и поставок.

КВ-2 — советский тяжёлый штурмовой танк начального периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура КВ означает «Клим Ворошилов» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1939—1943 годов, названных в честь героя Гражданской войны в России, военного и политического деятеля Ворошилова Климента Ефремовича. Первоначально именовался «КВ с большой башней».

Эта машина была разработана конструкторским бюро Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) в январе 1940 года в связи с острой необходимостью Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) в хорошо защищённом танке с мощным вооружением для борьбы с фортификациями линии Маннергейма во время советско-финской войны 1939—1940 годов.

Содержание

Конструкция [ править | править код ]

Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 75, 55, 40 и 20 мм. Броневая защита равнопрочная (бронеплиты с толщиной, отличной от 75 мм, использовались только для горизонтального бронирования машины), противоснарядная. Броневые плиты лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. При этом первые образцы танков КВ-2 отличались от серийных машин формой башни и конфигурацией маски орудия. Башня серийных КВ-2 выпускалась в двух вариантах: первоначальная установка МТ-1 и более поздняя «пониженная» башня меньшей массы. Внешне эти два типа башен легко различимы по их лобовой оконечности: установка МТ-1 имеет наклонные скуловые бронеплиты, а «пониженный» вариант — вертикальные. Оба варианта башен сваривались из катаных бронеплит, их толщина брони равнялась 75 мм. «Пониженная» модификация башни рядом со своей кормовой дверцей имела шаровую установку пулемёта ДТ. Башня устанавливалась на погон диаметром 1535 мм в броневой крыше боевого отделения и фиксировалась захватами во избежание сваливания при сильном крене или опрокидывании танка. Угломерный круг башни размечался в тысячных для стрельбы с закрытых позиций.

Механик-водитель располагался по центру в передней части бронекорпуса танка, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста. Четыре члена экипажа располагались в башне: слева от орудия были места наводчика и заряжающего, а справа — командира танка и помощника заряжающего. Посадка и выход экипажа производились через кормовую дверцу башни и два круглых люка: один в башне на месте командира и один в корпусе на месте стрелка-радиста. Корпус также имел днищевой люк для аварийного покидания экипажем танка и ряд люков, лючков и технологических отверстий для погрузки боекомплекта, доступа к горловинам топливных баков, другим узлам и агрегатам машины.

Двигатель [ править | править код ]

КВ-2 оснащался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л. с. (382 кВт) при 1800 об./мин., впоследствии мощность двигателя довели до 600 л. с. (445 кВт). Пуск двигателя обеспечивался стартёром СТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух резервуаров ёмкостью 5 литров в боевом отделении машины. КВ-2 имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объёмом 600—615 литров располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделениях.

Трансмиссия [ править | править код ]

Танк КВ-2 оснащался механической трансмиссией, в состав которой входили:

  • многодисковый главный фрикцион сухого трения «стали по феродо»;
  • пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
  • два многодисковых бортовых фрикциона с трением «сталь по стали»;
  • два бортовых планетарных редуктора;
  • ленточные плавающие тормоза.

Все приводы управления трансмиссией — механические. При эксплуатации в войсках наибольшее число нареканий и рекламаций в адрес завода-изготовителя вызывали именно дефекты и крайне ненадёжная работа трансмиссионной группы, особенно у перегруженных танков КВ выпуска военного времени. Практически все авторитетные печатные источники признают одним из самым существенных недостатков танков серии КВ и машин на его базе низкую общую надёжность трансмиссии в целом.

Ходовая часть [ править | править код ]

Подвеска машины — индивидуальная торсионная с внутренней амортизацией для каждого из 6 двускатных опорных катков малого диаметра по каждому борту. Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колёса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления располагались сзади, а ленивцы — спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными поддерживающими катками по каждому борту. Механизм натяжения гусеницы — винтовой; каждая гусеница состояла из 86—90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.

Электрооборудование [ править | править код ]

Электропроводка в танке КВ-2 была однопроводной, вторым проводом служил бронекорпус машины. Исключение составляла цепь аварийного освещения, которая была двухпроводной. Источниками электроэнергии (рабочее напряжение 24 В) были генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи марки 6-СТЭ-128. Потребители электроэнергии включали в себя:

  • электромотор поворота башни;
  • наружное и внутреннее освещение машины, приборы подсветки прицелов и шкал измерительных приборов;
  • наружный звуковой сигнал и цепь сигнализации от десанта к экипажу машины;
  • контрольно-измерительные приборы (амперметр и вольтметр);
  • средства связи — радиостанция и танковое переговорное устройство;
  • электрика моторной группы — стартер СТ-700, пусковое реле РС-371 или РС-400 и т. д.
Читайте также:  Ванная комната с деревянными элементами

Средства наблюдения и прицелы [ править | править код ]

Общая обзорность танка КВ-2 ещё в 1940 году оценивалась в докладной записке Л. Мехлису от военинженера Каливоды как крайне неудовлетворительная. Командир машины имел единственный смотровой прибор в башне — панораму ПТК. Механик-водитель в бою вёл наблюдение через смотровой прибор с триплексом, который защищался броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите по продольной осевой линии машины. В спокойной обстановке этот люк-пробка мог быть выдвинут вперёд, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места.

Для ведения огня КВ-2 оснащался двумя орудийными прицелами — телескопическим ТОД-9 для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-9 для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Для обеспечения возможности огня в тёмное время суток шкалы прицелов имели приборы подсветки. Курсовой и кормовой пулемёты ДТ могли комплектоваться прицелом ПУ от снайперской винтовки с трёхкратным увеличением. [1]

Средства связи [ править | править код ]

Средства связи включали в себя коротковолновую радиостанцию 71-ТК-3 и внутреннее переговорное устройство ТПУ-4-Бис на 4 абонента. Радиостанциями оснащались все выпущенные танки КВ-2.

Танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис позволяло вести переговоры между членами экипажа танка даже в сильно зашумлённой обстановке и подключать шлемофонную гарнитуру (головные телефоны и ларингофоны) к радиостанции для внешней связи.

Вооружение [ править | править код ]

На танке КВ-2 устанавливалась 152-мм танковая гаубица обр. 1938/40 гг. (М-10Т) — танковый вариант полевой гаубицы образца 1938 года (М-10). Гаубица М-10Т монтировалась на цапфах в башне и была полностью уравновешена, однако башня с орудием М-10Т уравновешенной не являлась: её центр масс не располагался на геометрической оси вращения. Как результат, штатный электромотор привода поворота башни даже при небольшом крене машины не справлялся со своей задачей. Гаубица М-10Т имела вертикальные углы наводки от −3 до +18°, при фиксированном положении башни она могла наводиться в небольшом секторе горизонтальной наводки (так называемая «ювелирная» наводка). Выстрел производился посредством ручного механического спуска.

Боекомплект орудия составлял 36 выстрелов раздельного заряжания. Выстрелы (снаряды и метательные заряды в гильзах) укладывались в башне и вдоль обоих бортов боевого отделения. По сравнению с широким ассортиментом боеприпасов 152-мм гаубицы М-10 штатный боекомплект КВ-2 был ограничен только одним видом боеприпасов:

  • осколочно-фугасная стальная гаубичная граната ОФ-530 массой 40 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — от 5,47 до 6,86 кг) и специальным зарядом, получаемым из штатного заряда Ж-536 буксируемой гаубицы М-10 удалением нескольких равновесных пучков пороха.

Однако на практике в обстановке хаоса лета 1941 года из-за отчаянного положения с обеспеченностью КВ-2 положенными по штату боеприпасами применялись любые виды 152-мм гаубичных снарядов, подходящих к гаубице М-10, которые только удавалось найти (в некоторых военных округах комплектность была на уровне 10 %, в других штатных боеприпасов для КВ-2 не было вовсе). То есть могли использоваться как бетонобойные снаряды Г-530, так и осколочные гаубичные гранаты сталистого чугуна О-530А, зажигательные снаряды, старые фугасные гранаты, шрапнель. Стрельба на полном заряде категорически запрещалась, так как из-за большой отдачи и отката могло заклинить башню, от сотрясения могли пострадать узлы и агрегаты моторно-трансмиссионной группы. По последней причине стрельба дозволялась только с места, что ещё больше повышало уязвимость танка в бою.

Бронепробиваемость снарядов танковой гаубицы М-10Т в доступных источниках не приводится, однако, на практике ей было по силам пробить броню любого бронеобъекта вермахта в 1941 и начале 1942 года.

Таблица бронепробиваемости для 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) для морского полубронебойного снаряда обр. 1915/28 гг. и заряда № 1 (начальная скорость 435 м/с)

Дальность, м Угол встречи 90° Угол встречи 60°
100 10З 84
300 100 81
500 97 79
1000 90 74
1500 84 69
2000 80 65

На первых 24 танках КВ-2 устанавливались два 7,62-мм пулемёта ДТ в башне: спаренный с орудием и кормовой в шаровой установке. На остальных 180 машинах появился курсовой пулемет у радиста. Боекомплект ко всем ДТ составлял 2394 и 3087 патронов соответственно. Эти пулемёты монтировались таким образом, что при необходимости их можно было снять с монтировок и использовать вне танка. Также для самообороны экипаж имел несколько ручных гранат Ф-1 и иногда снабжался пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

В начальном периоде войны КВ-2 легко уничтожал любой танк противника, и почти всегда безнаказанно, так как его броню не пробивали снаряды ни танковых орудий, ни штатной противотанковой артиллерии. Эффективно бороться с КВ-2 могли только изначально не предназначавшиеся для этих целей зенитные орудия Flak 18/36/37, а так же пушки 10cm K18 и гаубицы 15cm sFH18.

Боеприпасы [ править | править код ]

Руководство службы танка КВ [2] гласит, что гаубица М-10Т имеет два штатных типа снарядов.

  • Бетонобойный 53-Г-530, весом 40 кг. Взрыватель донный КТД.
  • Бронебойный, весом 51 кг (морская граната, полубронебойный обр. 1915/28 гг). Взрыватель донный КТД.

Соответственно обоим типам снарядов имелись два типа зарядов к ним (гильз). Для бетонобойного снаряда с начальной скоростью 530 м/сек и для бронебойного снаряда с начальной скоростью 436 м/сек.

Использование заряда, не соответствующего типу боеприпаса, могло привести к выходу орудия из строя (в случае употребления для морской гранаты заряда от бетонобойного снаряда), поэтому экипажам категорически запрещалось загружать одну машину снарядами и зарядами к ним разных типов. Использование фугасных и осколочных боеприпасов изначально не предполагалось. По замыслу конструкторов роль ОФГ должен был выполнять полубронебойный снаряд «морская граната».

Однако в условиях острой нехватки боеприпасов на начальном этапе войны зачастую использовались любые боеприпасы, пригодные для стрельбы из этого орудия.

В частности, часто вместо штатных боеприпасов использовалась осколочно-фугасная граната сталистого чугуна ОФ-530А.

Производство [ править | править код ]

В феврале 1940 года КВ-2 был официально принят на вооружение РККА и серийно выпускался в Ленинграде на ЛКЗ до июля 1941 года. Причиной снятия с производства послужила начавшаяся Великая Отечественная война. Всего ЛКЗ построил 204 танка КВ-2, которые активно применялись в боевых действиях 1941 года и тогда же были практически все потеряны.

Производство КВ-2 на ЛКЗ (по данным Военной приемки)
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Всего
1940 3 1 10 10 25 55 104
1941 60 40 100
Итого 204

Сохранившиеся экземпляры [ править | править код ]

До настоящего времени полностью сохранился один экземпляр позднего КВ-2, экспонирующийся в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве. Ещё один танк КВ-2 раннего выпуска (с «большой башней», макет с подлинными элементами, полностью на ходу) в музее военной техники «УГМК» города Верхняя Пышма Свердловской области Музей «Боевая Слава Урала».

Кроме того, возле музея ВВС СФ посёлка Сафоново Мурманской области экспонируется бутафория КВ-2, изготовленная на базе танка ИС-2М для съёмок в фильме «Танк „Клим Ворошилов-2“» в 1989 году и по своему внешнему виду очень далёкая от оригинала.

Первые бои Советско-Финской войны, в которых приняли участие тяжелые танки КВ-1, наглядно продемонстрировали эффективность этого класса бронетехники. 76-миллиметровой пушки танков было достаточно для поражения любых бронированных целей. В то же время, это оружие не позволяло уничтожать множество видов фортификационных сооружений. Если деревоземляную точку можно было разбить при помощи снаряда калибра 76 миллиметров, то для пробития бетонных стен более серьезных сооружений этого оружия уже не хватало.

Военный Совет Северо-Западного фронта предложил усилить вооружение тяжелого танка. Вместо 76-мм пушки они хотели видеть гаубицу калибра 152 миллиметра. Опыт эксплуатации полевой артиллерии такого калибра показывал ее достаточную мощь для того, чтобы эффективно бороться с серьезными укреплениями противника. Военное руководство страны одобрило это предложение и в январе 1940 года конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода (Ленинград) получило задание оснастить танк КВ-1 152-мм гаубицей. На выполнение важного задания дали всего несколько дней. Из-за этого конструкторский коллектив под руководством Ж.Я. Котина был вынужден перейти на казарменное положение. Рабочий день инженеров длился по 16-18 часов. Свободного времени хватало только на сон, да и то не всегда.

Первоначально в качестве вооружения для обновляемого танка рассматривалась 152-мм гаубица образца 1909/30 годов. Она имела подходящие для установки на танк габариты, но при этом ее характеристики были уже недостаточны. Затем взгляд конструкторов и военных пал на 152-мм гаубицу обр. 1938 года, также известную под названием М-10. Огневые характеристики этого орудия были гораздо лучше, чем у предыдущего. В то же время, казенная часть гаубицы и ее противооткатные устройства имели такие размеры, при которых требовалась новая башня. Собственно говоря, большая часть отведенного на создание танка времени ушла на создание новой башни. По сравнению с башней КВ-1 она имела большие габариты, хотя диаметр погона остался прежним. Благодаря этому не понадобились трудоемкие переделки бронекорпуса и ряда систем. Новая башня получила индекс МТ-1. Примечательно, что новый тяжелый танк с гаубицей большего калибра в документах обозначался как «танк с большой башней». Оригинальный КВ, в свою очередь, в этот период значился под названием «танк с малой башней».

Читайте также:  Обустройство мансарды в деревянном доме фото

В ходе глубокой модернизации танка КВ была немного изменена ходовая часть. Трансмиссия, гусеничный движитель и ряд сопутствующих систем остался без изменений. При этом был установлен новый двигатель. Дизель В-2К после доработки имел большую мощность – 600 лошадиных сил – что, однако, не дало значительного повышения характеристик. Дело в том, что новая башня утяжелила машину и весь прирост в мощности был «съеден» разницей в весе. Бронекорпус танка с толщиной катаных плит от 75 мм (лоб и борт) до 30 (крыша) обеспечивал защиту от подавляющего большинства существовавших в то время противотанковых орудий. Бронеплиты толщиной в 75 миллиметров имели хороший уровень защиты, поэтому новая башня МТ-1 собиралась именно из них. Все четыре стенки башни изготовлялись толщиной в семь с половиной сантиметров, крыша – в три, а маска орудия достигала толщины в 110 миллиметров. Из-за новой башни и более серьезного орудия «танк с большой башней» был почти на десять тонн тяжелее исходного КВ и имел боевую массу в 52 тонны. При этом удельная мощность обеих бронемашин, ввиду разных двигателей, была примерно равной и равнялась 11-11,5 лошадиным силам на тонну веса.

Вооружение «танка с большой башней» имело в своем составе одно орудие и три пулемета. 152-мм гаубица М-10 в ее танковом варианте монтировалась на цапфах в крупногабаритной башне. Система ее креплений была сконструирована таким образом, что орудие было полностью уравновешенным. Однако конструкторам СКБ-2 не удалось уравновесить всю башню целиком. Из-за этого центр тяжести башни с орудием находился не на ее оси вращения. В боевых условиях это приводило к тому, что танкистам приходилось внимательно следить за креном своей машины – при перекосе больше определенного значения электромотор поворота башни не справлялся со своей работой. Наведение орудия по горизонтали производилось поворотом башни. Углы вертикальной наводки находились в пределах от -3° до +18°. Кроме того, при необходимости экипаж танка мог производить т.н. «ювелирную наводку». Для этого башня фиксировалась, а орудие перемещалось в пределе горизонтального сектора шириной в несколько градусов. Боекомплект гаубицы составлял 36 снарядов раздельного заряжания. Первоначально планировалось выдавать танкистам только осколочно-фугасные гаубичные гранаты ОФ-530. Однако на практике новый тяжелый танк мог использовать почти любые снаряды калибра 152 миллиметра. Уже в ходе Финской войны «танки с большой башней» успешно вели огонь бетонобойными снарядами. Крупные габариты казенника орудия, а также особенности его крепления потребовали сделать в заднем листе башни специальную дверь. Через нее на заводе устанавливалась гаубица. В частях дверь использовалась для ремонта орудия, загрузки боекомплекта и посадки экипажа.

Дополнительное вооружение танка состояло из трех пулеметов ДТ. Один из них был спарен с пушкой. Два других устанавливались в шаровых установках на лобовом листе корпуса и задней стенке башни. Общий боекомплект трех пулеметов включал в себя 3087 патронов (49 дисковых магазинов).

Обновленное вооружение глубоко модернизированного танка КВ-1 потребовало увеличить экипаж. Теперь он состоял из шести человек: командир танка, командир орудия (наводчик), его помощник (замковой), механик-водитель, помощник водителя и стрелок-радист. В обязанности командира орудия и помощника входили действия, ранее выполнявшиеся одним заряжающим.

10 февраля 1940 года первый опытный «танк с большой башней» начал пробные стрельбы. Проводились они прямо на территории Кировского завода, на траншейном стенде. Стрельбы были признаны удовлетворительными, да и ходовая часть не подвела. Единственная проблема с конструкцией касалась дульной крышки. Для предотвращения попадания пуль, осколков и другого крупного «мусора» в ствол была установлена специальная круглая деталь. Открытие дула производилось автоматически, за долю секунды перед вылетом снаряда. При первом же пробном выстреле крышка была сорвана с креплений и куда-то улетела. Стало понятно, что эта деталь танка – лишняя. На втором прототипе «танка с большой башней» дульная крышка не устанавливалась, а с первого были сняты остатки механизма закрытия.

Заводские испытания нового танка продлились недолго. Уже 17 февраля оба прототипа отправились на фронт. В ходе войсковых испытаний была собрана необходимая для улучшений информация. В частности, была расширена номенклатура допустимых боеприпасов – именно укрепления линии Маннергейма стали теми объектами, благодаря которым «танк с большой башней» стал стрелять бетонобойными снарядами. Также военные высказали ряд предложений относительно компоновки новой башни. В соответствии с этими рекомендациями, во второй половине 1940 года инженеры СКБ-2 доработали ее форму. В первую очередь, переделке подверглись ее габариты. Обновленная башня танка имела меньшую высоту и обозначалась индексом МТ-2. Одновременно с этим изменили форму лобовой и бортовых плит. Для удобства сборки лоб башни стал прямоугольным, а не трапециевидным, как раньше. Также переработали маску орудия и ввели несколько менее крупных усовершенствований.

Доработанный танк с башней МТ-2 представлял собой то, что и хотели получить военные. Теперь вооружение бронемашины имело должную мощность и удобство эксплуатации. Что касается уровня защиты, то бронирование танков КВ с самого начала их боевой работы получало самые лестные отзывы. Так, после боев на лбу, бортах и башнях опытных «танков с большой башней» насчитывали десятки вмятин от вражеских снарядов. За несколько месяцев боевых испытаний ни один из них так и не смог пробить 75 миллиметров катаной гомогенной брони. В качестве примера мощи вооружения и уровня защиты новой машины можно привести слова танкиста Э. Ф. Глушака:

Совокупность защиты, вооружения и подвижности повлияли на решение Наркомата обороны. В начале 1941 года новый танк был принят на вооружение под обозначением КВ-2. Серийное производство было развернуто на ленинградском Кировском заводе. КВ-2 выпускался до октября 1941 года. В первые месяцы войны выпуск тяжелых танков постепенно снижался. Причиной этого были сразу несколько факторов: сложность и трудоемкость производства, тяжелое положение промышленности, необходимость эвакуации производств и т.д. Точное количество произведенных танков КВ-2 вызывает вопросы. Чаще всего приводится цифра в 330-340 машин. Однако ряд источников указывает тот факт, что пермский завод №172 успел произвести только сотню систем подвеса для гаубиц. Из этого делается вывод о соответствующем количестве собранных танков.

Несмотря на сравнительно небольшое количество изготовленных танков КВ-2, на фронтах Великой Отечественной войны они произвели настоящий фурор. Своими 152-мм снарядами тяжелые танки уверенно поражали всю имевшуюся на тот момент немецкую бронетехнику. Бронирования, в свою очередь, хватало для защиты от подавляющего большинства пушек. Более-менее нормально бороться с «Климами Ворошиловыми» второй модели могли только 88-мм зенитные пушки. Однако дуэль танка и зенитчиков не имела заранее понятного результата: за счет большего калибра танк мог уничтожить расчет орудия, не входя в зону гарантированного поражения. К тому же танкисты располагались за полноценными листами брони, а не за противопульным щитком пушки. В целом, КВ-1 и КВ-2 были грозной силой, которой стоило бояться. Однако некоторые нюансы применения, логистики и т.п. привели к печальным результатам.

В качестве примеров неудач новых танков часто приводится 4-я танковая дивизия. За первые две недели Великой Отечественной войны это соединение потеряло 22 танка КВ-2. При этом только пять из них были подбиты противником. Остальные из-за отсутствия горючего или запчастей были брошены или уничтожены экипажем. Собственно говоря, основная масса потерь советских тяжелых танков пришлась именно на небоевые инциденты. Трудности со снабжением и постоянные отступления вынуждали танкистов не ремонтировать свои машины, а бросать или уничтожать их. Тем не менее, даже в таких тяжелых условиях советские танкисты доставляли противнику массу проблем. Ярким примером этого являются воспоминания одного из немецких офицеров, служивших в 1-й танковой дивизии:

Для немцев встреча с КВ-2 стала настоящим шоком. Вот что записал в своем дневнике командир 11-го танкового полка (6-я танковая дивизия 4-й танковой группы) 25 июня 1941 года:

Уцелевшие во время отступления Красной Армии танки КВ-2 воевали в течение нескольких лет. Начиная с 1943 года, часть тяжелых танков переделывалась в ремонтно-эвакуационные машины. Дело в том, что их ходовые качества к тому времени уже не в полной мере устраивали военных, а двигатель хорошей мощности был способен обеспечить эвакуацию подбитой бронетехники. Несколько КВ-2 были захвачены Вермахтом и использовались в своих целях. В германской армии советские танки получили обозначение PzKpfw KV-II 754(r). Последний из этих трофеев был уничтожен в 45-м, во время штурма Кенигсберга.

Основной период жизни и боевой работы танков КВ-2 пришелся на самые тяжелые времена Великой Отечественной войны. Из-за этого танки несли большие потери, в первую очередь, небоевые. Это стало одной из главных причин того, что из трех с лишним сотен собранных танков до нашего времени дожил только один. Сейчас он является экспонатом Центрального музея Вооруженных сил. Интересно, что в музее ВВС Северного флота (Сафоново, Мурманская область) имеется еще один танк, похожий на КВ-2. Слово «похожий» применено здесь по той причине, что танк из Сафонова был изготовлен для съемок художественного фильма «Танк Клим Ворошилов-2» и базой для него стала другая тяжелая бронемашина – ИС-2.

По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://pro-tank.ru/
http://opoccuu.com/
http://battlefield.ru/
http://vadimvswar.narod.ru/
http://vspomniv.ru/

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector