Строительство ведется в соответствии с

Строительство ведется в соответствии с

Строительство в Москве и во всех регионах страны должно вестись в соответствии с положениями статей Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Однако принятые законами РФ несколько лет назад эти основополагающие документы и сегодня продолжают дорабатываться, о чем свидетельствуют постоянно вносимые в их редакцию изменения и дополнения. Так, например, претерпел изменения текст принятого в декабре 2004 года Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, принятие этого кодекса послужило основанием для внесения изменений более чем в 22 закона РФ. Изменены отдельные положения и внесены новые положения и в Земельный кодекс РФ, они утверждены 232-м Федеральным законом.

О наиболее значимых изменениях рассказывает один из разработчиков Земельного и Градостроительного кодексов, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Елена Леонидовна Ковалева. — Любое строительство начинается с предоставления земельного участка. Елена Леонидовна, какие изменения претерпел Земельный кодекс после принятия его первой редакции? — Согласно изменениям, которые были внесены в Земельный кодекс, участки под жилищное строительство могли предоставляться исключительно на условиях аукциона. Практика показала, что в ряде случаев аукцион не может быть проведен.

В новой редакции устанавливается возможность предоставления земельного участка для строительства без проведения аукциона в двух случаях: когда строительство ведется за счет бюджетных средств на основе муниципальных или государственных контрактов (они заключаются в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд) и когда земельный участок предоставляется в рамках территории, подлежащей развитию, лицу, с которым заключается договор о развитии застроенной территории, и этим лицом должны быть выполнены все обязательства по договору.

Внесено еще одно важное дополнение. Как известно, Федеральным законом N232 предусматривается возможность вовлечения федеральных земель сельскохозяйственного назначения в черту населенных пунктов в целях использования под строительство жилья, объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Для стимулирования жилищного строительства введена норма: если по истечении трех лет этот участок не используется для строительства жилья, арендная плата за выделенный участок устанавливается в размере не менее двукратной ставки земельного налога. Это положение не распространяется на индивидуальное жилищное строительство. Урегулирован также ряд вопросов, связанных с ипотекой земельных участков, и устранен правовой пробел, связанный с тем, что нормы об аукционе вступили в силу с 1 октября 2005 года, а юридические лица не успели завершить оформление прав на земельный участок. 232-й Закон урегулировал эту ситуацию: если до 1 октября 2005 года уже было получено решение о согласовании места размещения планируемого объекта, то участок в аренду предоставляется без аукциона. Второй случай — когда до 30 декабря 2007 года уже было заключено соглашение о передаче жилых помещений для переселения, о сносе объекта или новом строительстве объектов жилья, инженерной и социальной инфраструктуры. — Можно ли изъять у собственника земельный участок под будущее жилье или другие цели? — Изъять земельный участок можно только для размещения объектов, указанных в статье 49-й Земельного кодекса, или когда стоящие на участке жилые дома в установленном Правительством РФ порядке признаны аварийными. Допускается установление еще ряда случаев субъектами федерации в отношении земель, находящихся в собственности субъектов РФ. — С учетом этих положений прокомментируйте, пожалуйста, нашумевшую ситуацию с частными владениями в Южном Бутове. — Право изъять участки в пользу жилой городской застройки у Правительства Москвы, конечно, было в соответствии с прежней редакцией 83-й статьи Земельного кодекса. В соответствии с новой редакцией уже невозможно лишить собственников частных домов их прав на земельный участок. Это можно будет сделать лишь в том случае, если на рассматриваемом участке стоит многоквартирный дом, который признан аварийным. — В текст Градостроительного кодекса, принятого 29 декабря 2004 года, тоже внесен целый ряд изменений. Осталось ли положение об обязательном учете мнения населения по поводу предстоящей застройки территории? — Оно изначально присутствовало и сохранилось в той же редакции Кодекса.

Согласно Кодексу, все наиболее важные градостроительные документы принимаются к действию лишь с учетом мнения жителей и результатов их обсуждения на публичных слушаниях. Кодекс также устанавливает, что проекты генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания территории должны быть опубликованы в официальном порядке и размещены на сайте, для того чтобы любой желающий мог ознакомиться с проектами таких документов и представить свои предложения. — Какие изменения были внесены в Кодекс 232-м Федеральным законом? — Самое важное изменение: с 1 января 2007 года вступили в силу нормы о единой государственной экспертизе проектной документации и о едином государственном строительном надзоре. То есть до этого надзор и экспертизу проводили различные многочисленные органы. 232-м Законом были введены изменения в более чем 22 федеральных закона, исключающие из их редакции необходимость проведения различных экспертиз с целью установления единой государственной экспертизы.

Было много обращений по поводу того, например, что отменена необходимость экологической экспертизы и ряда других. Но отмена экспертизы, предусмотренной каким-либо отдельным федеральным законом, вовсе не означает, что проектная документация не будет проверяться по этому вопросу. Она будет проводиться на соответствие экологической безопасности, соответствие требованиям санэпиднадзора и так далее, но только в рамках одной экспертизы, выполняемой одним экспертным органом. На федеральном уровне таким органом является Росстрой, а экспертизу проводит подведомственное ему учреждение — Главгосэкспертиза.

Такие экспертные органы должны быть определены и в субъектах РФ и вести экспертизу либо сами, либо с привлечением подведомственных им учреждений.

Более того, теперь проектная документация не требует никаких других согласований и заключений, кроме Госэкспертизы. И Градкодексом прямо запрещено согласование документации, например, с Санэпиднадзором или с каким-то другим департаментом, что раньше требовало множество подписей. Этим положением устранены многие административные барьеры.

Ожидается, что с введением этих норм сроки подготовки проектной документации сократятся на 60 процентов.

Аналогично изменена и процедура надзора. Чтобы ввести объект в эксплуатацию, требовалось получить кучу согласований. Сейчас необходимо иметь лишь заключение органа государственного строительного надзора и только в случае, если Кодексом предусмотрено его проведение при строительстве. Единственное исключение из правила единой Госэкспертизы и Госстройнадзора касается случаев строительства на континентальном шельфе или в исключительных экономических зонах, в территориальном море и во внутренних водах РФ. Вот там осталась необходимость осуществлять и экологические экспертизы, и вести экологический контроль в соответствии с Законом об экологической экспертизе. — Что за изменения введены в сфере привлечения частных инвестиций и вопросов сноса ветхого и аварийного жилого фонда? — Градкодекс дополнен статьями, предусматривающими развитие застроенной территории. То есть территория, в которую включаются ветхие и аварийные дома, признается подлежащей развитию. Право на заключение договора на развитие такой территории разыгрывается на аукционе. На лицо, заключающее договор, возлагаются следующие обязанности: предоставить жилые помещения для граждан, проживающих по социальному найму либо по специализированному найму. Что касается собственников жилых помещений в аварийных домах, то застройщик обязан передать в органы местного самоуправления средства в размере выкупной цены за такие жилые помещения, а решение об изъятии собственности принимает муниципалитет.

Застройщик обязан подготовить проект планировки и межевания, построить объекты инженерной и социальной инфраструктуры и осуществить собственно строительство.

Муниципальный орган должен принять решение об изъятии аварийного жилого фонда и утвердить проект планировки и межевания такой территории. Застройщик имеет право получить сформированные в рамках застроенной территории участки в собственность или в аренду — на свое усмотрение. В собственность участок предоставляется бесплатно, в аренду — на условиях арендной платы, не выше устанавливаемой ставки земельного налога. Особо важно подчеркнуть, что Градкодекс не регулирует вопросы изъятия земли, он лишь дает право муниципалитету определить территорию, подлежащую развитию. Изъять можно участок только под многоквартирным домом, признанным в установленном Правительством РФ порядке аварийным, переселить можно только граждан, проживающих по социальному найму, в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом. Если кто-то проживает и имеет квартиру в собственности в ветхом, но не признанном аварийным доме, то его никто не может обязать съехать или переселиться из данного дома. Застройщик обязан с ним сам договариваться на обоюдовыгодных условиях. Учитывая, что договор о развитии застроенной территории может в какой-то мере затронуть права всех проживающих на данной территории, в состав такой территории запрещено включать объекты, которые не являются аварийными, не включены в муниципальную программу и соответствуют градостроительному регламенту в части разрешенного использования и предельных параметров строительства.

И еще: вести речь о развитии застроенной территории можно только при наличии градостроительного регламента. Это значит — должно быть установлено разрешенное использование территории, как и предельные параметры строительства.

Градостроительный регламент — это часть правил землепользования застройки, которые принимаются представительным органом местного самоуправления (в Москве — Московской городской Думой) обязательно с учетом мнения жителей, которое выявляется во время публичных слушаний. — На какие встречные вопросы у Вас, как разработчика Градкодекса, пока нет ответов? В терминологии, например? — Есть ряд вопросов, в том числе связанных с введенными в текст Кодекса новыми для архитекторов и строителей терминами, которые должны быть рассмотрены и сняты на уровне Правительства РФ. Сегодня большая проблема в другом: до сих пор во многих субъектах РФ Градостроительный кодекс не начал исполняться.

Например, требуют согласования проектной документации, не предусмотренные Кодексом, затягивают сроки выдачи разрешений на строительство. 232-м Законом РФ введен контроль за соблюдением субъектами РФ и муниципалитетами законодательств о градостроительной деятельности. Это положение уже вступило в силу с 1 января 2007 года. На федеральном уровне такой контроль возложен на Росстрой, а субъектам РФ делегирован контроль за выполнением этих требований муниципалитетами. — Есть ли какие-то "отступные" сроки для субъектов федерации? — Законом 232-м предусмотрено, что по уникальным объектам Москвы государственную экспертизу и государственный строительный надзор до 2011 года выполняют экспертные органы, подведомственные Правительству Москвы, а не федеральные. Этот переходный период обусловлен отсутствием соответствующих федеральных нормативных технических документов и уже имеющимися в столице нормативными документами по данному виду объектов. — Перечисленные изменения окончательны, других не будет? — Работа продолжается. Уже внесен в Госдуму, например, законопроект, разрешающий вести экспертизу не только бюджетным, но и автономным учреждениям. Закон уже принят в первом чтении, в конце апреля Госдума намерена рассмотреть его во втором. Сейчас экспертиза проектов ведется только с точки зрения обеспечения безопасности объекта. Рассматривается вопрос введения обязательной экспертизы проекта с точки зрения экономической обоснованности и целесообразности объекта, разрабатываемого на бюджетные средства. Эти вопросы уже и так решаются как на федеральном, так и местном уровнях, но теперь обоснованность и целесообразность должны устанавливаться при экспертизе, а вопрос экономической эффективности должен (и будет) рассматриваться либо МЭРТом (Министерство экономического развития и торговли), либо другим органом. — Москва начинает прокладывать Четвертое транспортное кольцо. Как будет оцениваться эффективность этого проекта? Есть сейчас такое федеральное законодательство? — В статью 14-ю Федерального закона об инвестиционной деятельности внесено изменение, согласно которому сметная стоимость инвестиционного проекта должна проверяться на предмет эффективности, обоснованности и достоверности в порядке, установленном Правительством РФ, субъектами и муниципалитетами — в зависимости от того, на чьи деньги будет вестись строительство. Однако вопрос эффективности и обоснованности — это не одно и то же. Вопрос обоснованности и достоверности должен рассматривать один и тот же орган, который проводит проверку всей проектной документации, а эффективность — это вопрос затрат, социальной значимости, и рассматривать его должен уже другой уполномоченный орган. — Какие изменения коснулись частных собственников, их земельных участков и строительства индивидуального жилья? — На индивидуальную застройку участка проектной документации не требуется. Вы идете в орган местного самоуправления, пишете заявление о выдаче вам градостроительного плана вашего земельного участка. Орган обязан вам выдать его в течение месяца. Имея градплан на руках, вы видите требования об отступах от красных линий, от границ участка и с учетом этого делаете схему, на которой отражаете местоположение нового объекта. С градпланом, правоустанавливающим документом на землю и этой схемой идете в орган местного самоуправления. Если схема не противоречит градплану, в течение десяти дней вы получите разрешение на строительство. А разные отсылки вас к проектным организациям незаконны. — Я должна делать какую-то заявку или могу самопроизвольно начинать застройку участка? — Нет, общее правило на индивидуальное жилищное строительство: вы должны получить разрешение на строительство, потом — на ввод объекта в эксплуатацию. — А если я просто ремонтирую старый дом или строю не дом, а хозблок на своем участке? — Разрешение на строительство в ряде случаев не требуется, в частности, когда речь идет о строительстве вспомогательных объектов. — Как при этом складываются взаимоотношения с соседями? — Любое строительство должно вестись с соблюдением всех положенных отступов на основе градплана, в котором определены все параметры застройки. Любые разногласия с соседями рассматриваются в соответствии с положениями Гражданского кодекса. — Спасибо за беседу.

Читайте также:  Телефон с разъемом для внешней антенны

1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

2. Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также — договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

2.2. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства:

1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;

4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;

5) лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

3. Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

3.1. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

(часть 3.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

3.2. В случае выдачи разрешения на отдельные этапы строительства, реконструкции объектов капитального строительства индивидуальные предприниматели или юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (если иное не предусмотрено настоящей статьей), могут привлекаться застройщиком или техническим заказчиком на основании договора строительного подряда на осуществление отдельных этапов строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

(часть 3.2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

4. При осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также — органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ)

Читайте также:  Пэс 100 технические характеристики

1) копия разрешения на строительство;

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ)

3) копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

4) общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ;

5) положительное заключение экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

5.1. Лицо, осуществляющее строительство, вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 настоящей статьи. В этом случае органы государственного строительного надзора самостоятельно запрашивают указанные документы (сведения, содержащиеся в них) в органе, выдавшем разрешение на строительство.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

6. Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

7. Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

8. В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.

9. Требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ осуществляет:

— государственную экспертизу проектной документации и государственную экспертизу результатов инженерных изысканий (статья 49 ГрК РФ);

— государственный строительный надзор (статья 54 ГрК РФ).

В рамках реализации указанных полномочий в Службе созданы и функционируют два основных управления: Управление государственной экспертизы и Управление государственного строительного надзора.

В составе Управления государственного строительного надзора создан отдел по надзору за специальными видами работ. Сотрудники отдела осуществляют в рамках государственного строительного надзора пожарный, санитарно-эпидимиологический и экологические надзоры на объектах строительства.

Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.

Для того, чтобы определить необходимость проведения государственной экспертизы проектов необходимо обратиться к положениям статьи 49 ГрК РФ:

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три , предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков , количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций , количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Все остальные объекта строительства, не попадающие под указанные параметры требуют проведения государственной экспертизы проекта и, соответственно, подлежат государственному строительному надзору.

Следует разделять понятия, изложенные в статье 53 ГрК «строительный контроль» и в статье 54 ГрК «государственный строительный надзор». Так, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, и имеет целью проверку выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов. Несмотря на схожесть целей указанные виды деятельности не заменяют друг друга, а должны дополнять друг друга, кроме того, при проведении государственного строительного надзора проверяется качество выполнения строительного контроля на объектах строительства.

Предметом государственного строительного надзора является проверка (статья 54 ГрК РФ):

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса:

2) Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

3) Лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи.

Порядок осуществления государственного строительного надзора определяется Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 2006 года № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации». В данном постановлении содержится «Положение об осуществлении государственного строительного надзора в российской Федерации».

Также указанным Постановлением определено, что научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ возложено на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Поэтому приказы этого ведомства, называемые также РД (Руководящие документы) также определяют порядок осуществления государственного строительного надзора.

Постановлением Правительства РФ № 54 определены задачи государственного строительного надзора как выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком или лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком) нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Следует обратить внимание, что впервые нарушения проектной документации сопоставлены и приведены к одному уровню с нарушениями нормативных документов и несет за собой такие же последствия.

Государственный строительных надзор осуществляется в форме ПРОВЕРОК соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (статья 9 положения об осуществлении ГСН).

Проверке подлежат соблюдение работ по монтажу конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей) и инженерных систем и оборудования. В указанный общий перечень попадают работы:

— по обеспечению устойчивости здания, в том числе: монтаж конструкций и/или обеспечение их пределов огнестойкости, повышение устойчивости конструкций при различных режимах эксплуатации здания, в том числе при пожаре или других чрезвычайных обстоятельствах;

— монтаж инженерных сетей и систем, обеспечивающих безопасность здания на стадии строительства и эксплуатации, в том числе монтаж систем автоматической противопожарной защиты здания, к которым относятся

— автоматическая пожарная сигнализация,

— автоматические установки пожаротушения;

— системы противодымной защиты;

— системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре;

— внутренний противопожарный водопровод и системы тушения пожара на ранней стадии развития;

Читайте также:  Аэратор м18 внутренняя резьба

— наружный противопожарный водопровод.

Положения статьи 52 Грк РФ определяют, что лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работа до составления актов об устранении выявленных недостатков.

Форма указанного извещения определена приложением № 4 к РД 11-04-2006, утвержденный приказом Ростехнадзора № 1129 от 26.12.2006г.

Таким образом, при окончании работ по обеспечению пожарной безопасности лицо, выполняющее работы (субподрядная организация или генеральный подрядчик) обязаны направить в Управление государственного строительного надзора Службы извещение по установленной форме для того, чтобы инспектора могли запланировать проведение проверки выполненных работ.

Сложившаяся практика показывает, что это не всегда выполняется.

При получении извещения от лица, осуществляющего строительство о завершении работ, которые подлежат проверке инспектор УГСН связывается с представителями заказчика, подрядчика для организации и проведения проверки.

В статье 52 ГрК указано, что все лица, осуществляющие строительство, обязаны обеспечивать доступ на территорию, где ведется строительство, сотрудникам УГСН.

Вместе с тем, в ходе строительства инспектора УГСН проводят плановую работу по надзору за процессом строительства. Эта работа ведется в соответствии с регламентом проверок, разработанным в Службе, и планами проведения проверок. В ходе плановых проверок инспектора посещают объекты строительства и выполняют все те функции, о которых я говорил ранее.

Также приказом Ростехнадзора № 1129 от 26.12.2006 г. (РД-11-04-2006) определено понятие итоговой проверки. Даная проверка проводится при получении извещения об окончании строительства сотрудниками ГСН и целью проверки является определение соответствия построенного (завершенного строительством) объекта требованиям технических регламентов, норм проектирования и проектной документации. В результате итоговой проверки УГСН готовиться заключение о соответствии построенного объекта указанным ранее документам или отказ в выдаче такого заключения, если в ходе итоговой проверки выявляются какие-либо нарушения.

Учитывая то, что УГСН обязано проводить проверку всех аспектов обеспечения безопасности на объектах, законченных строительством, проверка проводится как минимум 4-мя инспекторами УГСН:

— общая проверка, осуществляемая инспектором (или несколькими инспекторами, если есть в этом необходимость) строительного надзора, проверяющими выполнение общестроительных вопросов, в том числе наличие необходимых разрешительных и правоустанавливающих документов;

— проверка по вопросам обеспечения пожарной безопасности,

— проверка по вопросам выполнения санитарно-эпидимиологиеских требований;

— проверка по вопросам обеспечения экологической безопасности в процессе строительства

проводимые инспекторами отдела по надзору за специальными видами работ.

В ходе проверки инспектора проверяют:

  1. Порядок ведения общего или специального журнала учета выполнения работ на объекте строительства. Внесены или проверяемые виды работ в данный журнал, соответствуют ли записи в журнале требованиям, установленным РД-11-05-2007, утвержденный приказом Ростехнадзора от 12.01.07 № 7.

В раздел 3 указанного журнала должны вносится данные о выполнении всех работ при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) объекта. Данные о работах, выполняемых при строительстве, должны содержать сведения о начале и окончании работы и отражать ход ее выполнения.

Описание работ должно производиться применительно к конструктивным элементам здания, строения или сооружения с указанием осей, рядов, отметок, этажей, ярусов, секций, помещений, где работы выполнялись. Здесь же должны приводиться краткие сведения о методах выполнения работ, применяемых строительных материалах, изделиях и конструкциях, проведенных испытаниях конструкций, оборудования, систем, сетей и устройств (опробование вхолостую или под нагрузкой, подача электроэнергии, давления, испытания на прочность и герметичность и др.).

  1. Исполнительную документацию, представляемую лицом, выполняющим работы. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации установлены в РД-11-02-2006, утвержденном приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 г. № 1128.
  2. Соблюдение требований технических регламентов (норм, правил) и проектной документации применительно к выполненным работам;
  3. Работоспособность инженерных систем и инженерно-технического оборудования.

Проверки могут быть сопряжены с проведением экспертиз, обследований, испытаний (статья 20 РД 11-04).

Для этого в отделе специальных видов работ имеется все необходимое для этих целей оборудование, прошедшее метрологический контроль. Сотрудники отдела прошли обучение по использованию измерительного и контрольного оборудования и могут применять его при проверке работ по обеспечению пожарной безопасности.

Застройщик или заказчик строительства обязан обеспечить условия для проведения соответствующих экспертиз, обследований и испытаний (статья 23 РД 11-04).

При выявлении в ходе проверки нарушений готовится АКТ, в котором отражаются все вопросы, выявленные в ходе проверки. Форма акта установлена приказом Ростехнадзора (приложение № 7 к приказу Ростехнадзора от 26.12.2006г). Акт является также основанием для выдачи ПРЕДПИСАНИЯ об устранении выявленных нарушений, форма которого определена тем же приказом Ростехнадзора (приложение № 8 к приказу Ростехнадзора от 26.12.2006г. № 1129).

В предписании указываются все допущенные нарушения, а также определяется срок для их устранения. Сроки по устранению нарушений определяются инспектором, выдающим предписание, исходя из потенциальной опасности допущенного нарушения, сложности проведения работ по его устранению, общему состоянию строительства на конкретном объекте и способности организации, допустившей нарушение к проведению работ по его устранению.

Также сведения о результатах проверки заносятся в раздел 7 общего журнала работ или специальных журналов.

Если в ходе проведения проверки были выявлены факты нарушения требований проектной документации или требований технических регламентов, а также других норм строительства, то инспектор, проводящий проверку обязан составить ПРОТОКОЛ об административном нарушении. Сам протокол является документальной фиксацией состоянии объекта и допущенных нарушений и несет только информативную функцию. Единственным отличием от акта проверки является обязательное указание нормы административного права, которая была нарушена а также то лицо, которое допустило нарушение. Также существенным отличием от акта проверки является то, что содержание протокола (в принципе его форма) определены Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Протокол составляется в двух экземплярах и вручается представителю виновного лица под роспись. В протоколе фиксируются все заявления лиц, являющихся представителями виновного лица, из заявления, объяснения по факту допущенного правонарушения.

Необходимо обратить внимание, что статья 2.1 КоАП РФ определяет, что наказание одного виновного лица (например юридического) не отменяет необходимость наказания всех остальных виновных лиц, которыми являются допустившие нарушения конкретные должностные лица. Поэтому за выявленные нарушения сотрудники Службы составляют, как правило, два административных протокола — на всех виновных лиц – и на должностное лицо и на юридическое. На необходимость таких действий Службе указала городская прокуратура при проведении проверки в рамках своего надзора. Следует отметить, что эти два протокола не являются повторным наказанием за одно и тоже нарушение, а несут собой задачу по наказанию всех виновных лиц.

За нарушения, которые затрагивают вопросы обеспечения безопасности строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения санкции установлены в части 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Статья 9.4. Нарушение требований проектной документации и нормативных документов области строительства (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ):

  1. Нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

  1. То же действие, которое затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Решение о наложении того или иного административного наказания принимается должностным лицом Службы – государственным инспектором, наделенным необходимыми полномочиями. Таким должностным лицом является Начальник Службы или его заместитель – начальник Управления государственного строительного надзора. Решение о наложении административного взыскания выносится в виде ПОСТАНОВЛЕНИЯ о наложении административного взыскания.

При вынесении административного наказания в виде штрафа виновное лицо имеет право в течении 10 дней с момента наложения административного взыскания (даты вынесения постановления) опротестовать решение о наложении взыскания у вышестоящего государственного инспектора или в суде по месту составления административного протокола.

По истечении этого срока у виновного лица есть 30 дней на добровольную уплату административного штрафа. Информацию об уплате административного штрафа необходимо представить в этот срок в Службу. Непредставление этой информации будет считаться отказом от добровольного выполнения наложенного наказания.

В соответствии с КоАП РФ после этого сотрудники Службы обязаны составить административный протокол о невыполнении законного требования и направить его в суд для принятия решения. Сумма штрафа по такому протоколу составляет двойное значение вынесенного ранее штрафа. Также материалы по обоим административным наказаниям направляются в службу судебных приставов для принятия ими мер по взысканию штрафов в принудительном порядке (вплоть до наложения ареста на имущество виновных лиц).

После устранения нарушений, выявленных в ходе проверки объекта строительства застройщик (заказчик строительства или лицо, осуществляющее строительство) обязано направить в адрес Службы ИЗВЕЩЕНИЕ об устранении выявленных нарушений. Форма такого извещения установлена в приложении 9 к приказу Ростехнадзора от 26.12.06 № 1129.

Порядок проведения ИТОГОВОЙ проверки не отличается от общей проверки, за исключением, что результатом проверки является получение АКТА ИТОГОВОЙ проверки, который является основанием для выдачи Службой ЗАКЛЮЧЕНИЯ о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов (норм, правил) и иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector