Способы крепления стальных канатов

Способы крепления стальных канатов

1. Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или с канатами других полиспастов.

Марка, тип и конструкция каната должны соответ­ствовать нормативным документам.

2. Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, Крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

а) с применением коуша с заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

в) путем заливки легкоплавким сплавом;

г) другим способом в соответствии с нормативными документами.

Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).

3. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, со­ответствующую диаметру каната.

4. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в таблице. Последний прокол каждой прядью должен произво­диться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Таблица. Число проколов каната прядями при заплетке:

Диаметр каната, мм Минимальное число проколов каждой прядью
До 15 От 15 до 28 От 28 до 60

5. Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Количество зажимов определя­ется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

Усилие (момент) затяжки гаек зажимов должно соот­ветствовать нормативным документам.

6. Крепление каната к барабану должно произво­диться надежным способом, допускающим возможность замены каната. В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух.

Длина свободного конца каната от прижимной план­ки на барабане должна составлять не менее двух диамет­ров каната. Расположение конца петли каната под при­жимной планкой или на расстоянии от планки, состав­ляющем менее трех диаметров каната, не разрешается.

2. В каких случаях обязательно присутствие специалиста ответственного за безопасное производство работ с применением ПС?

Лицо, ответственное за БПР с применением ПС обязано присутствовать и руководить работами крана при :

Разгрузке – погрузке ж/д полувагонов и любых других транспортных средств;

При перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки;

При производстве работ крана вблизи ЛЭП напряжением более 42 В;

При перемещении груза над перекрытиями служебных и производственных помещений, где могут находиться люди;

При перемещении груза двумя или более кранами,

А также в других случаях предусмотренных ППРк и др. нормативных документов.

Крепление каната должно выдерживать большее усилие, чем сам канат. Недостаточно надёжное крепление каната может стать причиной аварии. Крановые канаты закрепляют с помощью стальной кованой, штампованной или литой втулки с закреплением клином; путём заливки легкоплавким сплавом; с помощью коуша и заплёткой свободн6ого конца каната или установкой зажимов.

Крепление клином наиболее распространено. Канат 1 (рис.а) зажат между стенками сужающегося отверстия в корпус 3 втулки клином2, на боковых поверхностях которого выполнены выемки для плотного прилегания каната (диаметр выемки должен совпадать с диаметром каната). Под действием внешней нагрузки канат стремится переместить клин в сторону малого отверстия, в результате чего канат зажимается. Крепят канат так, чтобы ось его нагруженной ветви проходила через центр отверстия в проушине корпуса втулки. В противном случае канат будет перегибаться и надёжность крепления снижается. Второй конец каната должен выступать за край корпуса втулки на длину, равную 10-12 диаметрам каната, или заделан при помощи обмотки 4 ( рис.б). Крепление демонтируют, вынимая клин из отверстия во втулке.

Читайте также:  Для чего служит дифавтомат

Клинья неэффективны для крепления канатов большого размера, поэтому такие канаты чаще всего крепят в конусной втулке путём заливки легкоплавким сплавом (рис.в). Конец каната во избежание раскручивания перевязывают на расстоянии 200т – 300 мм от конца и пропускают в конусное отверстие втулки. Проволоки пряди распускают, органический сердечник удаляют. Распущенные проволоки зачищают, промывают бензином и протравливают 50%-ным раствором соляной кислоты, после чего заливают сплав специального состава. Этот способ крепления надёжен, однако конструкция не подлежит разборке.

Для крепления каната к различным элементам крана с помощью зажимов или заплёткой

(рис. г, д) используют петли. Стальной канат огибается вокруг коуша 5, на наружной стороне которого выполнена канавка для укладки каната ( диаметр канавки должен совпадать с диаметром каната). Коуш предохраняет канат от деформации и обрыва проволок. На коуше петлю фиксируют заплёткой свободного конца канат, кованой или штампованной втулкой, а также установкой зажимов. Число зажимов определяется при проектировании с учётом диаметра каната, но их должно быть не менее трёх. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната. При креплении заплёткой число проколов каната каждой прядью зависит от диаметра каната: при диаметре каната до 15 мм- 4; при диаметре каната 15…28 мм- 5; при диаметре каната 28…63 мм – 6. Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом прядей каната. Далее заплётку можно обмотать мягкой проволокой (обмоткой) 7 (рис.д)

Крепление каната к барабану производится прижимными планками или при помощи клиньев 9 (рис.е). В случае применения прижимных планок их должно быть не менее двух. Длина свободного конца от последней прижимной планки на барабане должна составлять не менее двух диаметров каната.

Порядок перемещения груза, на который не разработаны схемы строповки

Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповки, должно проводиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Правила подтаскивания грузов.

Запрещается подтаскивание груза по земле, полу или рельсам при наклонном положении грузовых канатов без применения направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузовых канатов.

Билет № 22

Крепление канатов на коуше

Для крепления каната к различным элементам кранов используют петли, накладываемые на стальной коуш, который имеет на наружной стороне канавку для укладки каната. Применение коуша предохраняет канат от деформации и разрыва проволок. На коуше петля фиксируется либо с помощью заплётки, либо с помощью зажимов.

Читайте также:  Доступ к смартфону по wifi
Заплётка должна иметь на всей длине обмотку из мягкой проволоки. Длина заплетаемой части для каната диаметром до 12 мм должна быть не менее 40 см, диаметром более 12 мм – 70 см. Число болтовых зажимов зависит от диаметра каната, но должно быть не менее трёх. Гайки зажимов располагают со стороны рабочей ветви петли. После затяжек гаек поперечное сечение каната должно составлять 0,6 его нового диаметра. Свободный конец петли обматывают мягкой проволокой. Петлю проверяют натяжением каната под нагрузкой

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

а) с применением коуша и заплеткой свободного конца каната или установкой зажимов;

б) с применением стальной кованой, штампованной, литой втулки с закреплением клином;

в) путем заливки легкоплавким сплавом;

г) другим способом в соответствии с нормативными документами.

Применение сварных втулок не допускается (кроме крепления конца каната во втулке электрической тали).

Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно соответствовать указанному в таблице.

Число проколов каната прядями при заплетке

Диаметр каната, мм

Минимальное число проколов каждой прядью

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам. Количество зажимов определяется при проектировании с учетом диаметра каната, но должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

3.3. Общие сведения о грузозахватных приспособлениях

Съемное грузозахватное приспособление mсг — устройство массой mсг, соединяющее груз с краном. Съемное грузозахватное приспособление легко снимается с подъемного устройства и отсоединяется от груза.

Грузозахватные приспособления и тара применяются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин. Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ с применением грузоподъемных машин производятся при помощи грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов используется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

В зависимости от условий производства работ, геометрических размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций. В качестве гибкого несущего элемента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже — цепи и ленты,

Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значительно удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органических растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

Читайте также:  Механизм для складывающихся дверей

Преимуществами стальных цепей по сравнению со стальными канатами являются их высокая гибкость, простота конструкции, технологичность и способность огибать острые грани, без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветвевые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (ЗСК), четырехветвевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (ЗСЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы — для строповки грузов обвязкой.

Многоветвевые стропы используют для подъема и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

Траверсы используют для подъема и перемещения длинномерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк крана при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчиваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка.

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажимы для листов, а также другие приспособления.

Наиболее распространенными видами стальной технологической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штучных, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector