Символика цветов на гербах

Символика цветов на гербах

Геральдические цвета разделяются на металлы, меха и финифти (эмали или тинктуры). В геральдике используется семь цветов: два металла и пять эмалей.

Первоначально было только четыре цвета — красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета: зеленый, желтый и пурпурный. В итоге остались следующие основные цвета эмалей: красный (Червлёнь), синий (Лазурь), черный (Чернь), зеленый (Зелень) и фиолетовый (Пурпур)

Лазурь
(все оттенки синего и голубого цветов).

Синий — целомудрие, честность, верность и

Червлёнь
(все оттенки красного).

Красный цвет — любовь, мужество, смелость, великодушие.

Зелень
(все оттенки зелёного цвета).

Зеленый — надежда, изобилие, свобода и радость.

Пурпур
(фиолетовый, холодно-малиновый, сиреневый и цвет запёкшейся крови).

Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чернь
(чёрный или тёмно-серый цвет).

Черный — осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях.

Металлические тинктуры
Золото и серебро. Их изображают белым и жёлтым цветами.

Золото RGB-цвета: R=255, G=255, B=0 Серебро RGB-цвета: R=255, G=255, B=255

Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных, при этом в геральдике традиционно нашли применение только два — горностаевый и беличий.

Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха.
Мех, в соответствии со средневековыми нормами, мог использоваться только королевскими и дворянскими семействами в знак их исключительности и превосходства (в наши дни горностаевая шуба у привилегированных членов общества выполняет ту же функцию), однако сейчас это правило немного демократизировалось.

Беличий мех. Чаще всего использовался натуральный мех голубой (серой) белки. Обычай пришёл в средневековье и в геральдику от древних германцев, чьи боевые щиты покрывались мехами. Особенность расцветки изделий из белки заключалась в чередовании серо-голубого и белого меха, так как шкурки сшивались, образуя чередование окраса спины и брюшка названого пушного зверька. Также весьма часто дорогой мех заменялся вырезками из дешёвой материи (сукно), в виде шашек, ромбов, фестонов и т. д.

Не помещать финифть (эмаль) на финифть (эмаль), а металл на металл

Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. Да и при изготовлении современных гербов с испольованием эмалей необходима металлическая перегородка толщиной до 0,3 мм между эмалями разного цвета.

В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки геральдических тинктур на свой вкус. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.

В отношении особенностей применения данного важнейшего правила существуют два мнения. Одно предписывает применять правило неналожения только в ситуации, когда какая-либо фигура накладывается на поле щита, или одна фигура накладывается на другую. Однако это мнение различает понятия "наложение" и "соседство" однородных тинктур, и допускает соседство частей разделённого щита (рассечённого, пересечённого или скошенного), окрашенных однородными тинктурами. Например: щит, рассечённый на червлень и чернь, или щит, пересечённый на зелень и червлень, или щит, рассечённый на золото и серебро (герб Ватикана). Сторонники этой позиции, к которым причисляют себя и авторы, считают что в случае разделения щита на однородные по тинктурам части правило неналожения не нарушается, хотя при этом в определённой степени страдает принцип контрастности, который и породил данное правило. Но имеются и те, кто, оберегая не только букву, но и дух правила неналожения, считают недопустимым соседство однородных тинктур.

Для того чтобы можно было отображать геральдические цвета на гравюрах, то есть в чёрно-белом изображении, с XVII века была принята система Сильвестра Петра-Санкта, так называемая шафировка. Этот итальянский герольд предложил графически отображать цвета с помощью линейной штриховки (далее эта система приводится).

Металлы

«Правило тинктур»

Металла два: золото и серебро. Там, где золотую или серебряную краски применить нельзя, золото изображается жёлтым цветом, а серебро белым. Графически золото показывается точками, а серебро не имеет графического эквивалента и обозначается пустым пространством.

Главных геральдических финифтей (тинктур, эмалей) пять:

Червлёнь — (красный) графически изображается вертикальными линиями. Получался смешиванием сурика и киновари.

Лазурь — (голубой) графически изображается горизонтальными линиями. Получался смешиванием кобальта и ультрамарина.

Зелень — (зелёный) графически изображается диагональными линиями геральдически справа. Получался смешиванием хрома и растительной зелени.

Пурпур — (пурпурный) графически изображается диагональными линиями геральдически слева. Получался смешиванием кармина и розового лака. Пурпур, редко применяемый в геральдике цвет, изображался лиловым и лилово-красным, тёмно-синим и другими оттенками синего. Это связано с тем, что натуральную пурпурную краску добывали из двух разных видов раковин в Средиземном море. Один давал тёмный, фиолетовый оттенок, а другой, так называемый тирский пурпур — огненно-красный.

Чёрнь — (чёрный) графически изображается пересекающимися горизонтальными и вертикальными линиями. Наносился жжёной слоновой костью. Французское название этого цвета "sable" указывает на его происхождение от черного собольего меха, распространенного на Востоке и в эпоху Крестовых походов попавшего в Европу.

В западно-европейской (в основном в английской) геральдике есть также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Orange, Tenne, Murrey и Sanguine, причём в некоторых источниках Orange отождествляется с Tenne, а Murrey с Sanguine. Есть разночтения и в их графическом обозначении.

Orange (оранжевый) — цвет, присущий только английской геральдике, изображается вертикальными пунктирными линиями.

Tenne (краснобуро-оранжевый) который показывается пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный (или диагональными линиями слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь).

Murrey (багрово-пурпурный) который графически показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами;

Sanguine (тёмно-кровяной) пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь и диагональными линиями справа, как зелень.

А также:
Bleu-celeste (небесно-голубой).
Brunatre (коричневый).
Cendree (пепельно-серый).
Rose (розовый).

Строго говоря, эти тинктуры не принадлежат ни к финифтям, ни к металлам, ни к мехам и классифицируются как оттенки, "натуральные цвета". В геральдике, когда речь идёт о фигуре, окрашенной такими цветами, всегда применяется термин натурально окрашенная.. В классической геральдике действовал принцип, согласно которому вместо натуральных цветов подбирались наиболее подходящие к ним по характеру геральдические тинктуры (например, олени и собаки изображались черными или красными, львы — золотыми или красными, человеческое тело — серебряным или красным).

В описании герба цвет называется строго определённо, независимо от его оттенка на рисунке. В геральдических правилах ничего не сказано об оттенках цветов, так как эту область невозможно регламентировать (разные художники, изображающие герб по стандартному описанию, один и тот же цвет могут отобразить по-разному). Поэтому художник волен выбирать оттенки геральдических тинктур на свой вкус.

Меха два: горностаевый и беличий. Традиция использовать в геральдике меха происходит, вероятно, от древнего обычая обивать щиты мехом животных.

Горностаевый мех условно изображается в виде чёрных крестиков (крапинок), уширенных к низу, на серебряном поле, или более натуралистично: чёрными хвостиками на серебряном поле с текстурой меха. Горностаевый мех бывает четырёх видов: "ermine" — белая область с чёрными крапинками; "ermines" — чёрная область с белыми крапинками (противогорностаевый); "erminois" — золотая область с чёрными крапинками. Имеется также "pean" (кожа) — изображаемый чёрной областью с золотыми крапинками.

Беличий мех или мех голубой белки условно изображается белыми и голубыми шлемовидными фигурами, расположенными попеременно (это объясняется особенностью расцветки белки, мех которой был серо-голубым на спине и белым на брюшке, так что, когда шкурки сшивались, тёмный мех чередовался с белым). Беличий мех, как и горностаевый, может быть противобеличьим, и показываться обратной (негативной) расцветкой. Разновидность беличьего меха, встречающаяся только в английской геральдике — "potent", (по аналогии с особым типом геральдической линии его можно назвать крюковидным) который изображается не щитообразными, а Т-образными чередующимися фигурами.

Типы мехов

Читайте также:  Поделки из скрученных салфеток своими руками

Горностаевый
Ermine

Противогорностаевый
Ermines

Золотой горностаевый
Erminois

Золотой противогорностаевый
Pean

Беличий
Vair

Противобеличий
Countervair

Противобеличий опрокинутый
Countervair inv.

Сдвинуто-беличий
Vair en point

Столбовидно-беличий
Vair in pale

Столбовидно-беличий опрокинутый
Vair in pale invert

Золотой беличий
Vairy

Золотой противобеличий
Countervairy

Золотой сдвинуто-беличий
Vairy en point

Золотой столбовидно-беличий
Vairy in pale

Беличий крюковидный
Potent

Противобеличий крюковидный
Counterpotent

Беличий переменно-крюковидный
Potent en point

Пёстрый беличий
Buntfeh

Самые распространённые меха — простые горностаевый (ermine) и беличий (vair). За исключением "potent", разновидности беличьего меха редки, так же, как и "papellone" (чешуя) и "plumete" (перья). Русская геральдика использует только два меха — горностаевый и беличий (включая их "негативные" варианты).

Можно предположить, что только самые первые гербы несли произвольно взятые изображения, не наделённые каким-то особым смыслом. Но в проникнутую духом мистицизма эпоху средневековья, когда даже в элементарных вещах старались разглядеть скрытый смысл, некое божественное откровение, цветам, как и другим геральдическим элементам, начали придавать конкретное символическое значение. Поскольку нет жёсткой системы, способной помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета какой угодно смысл, вполне естественно, что существует множество разнообразных толкований, предлагаемых разными источниками.

Золото — король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

Серебро — символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Червлёнь — символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.

Лазурь — символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.

Зелень — символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.

Пурпур — символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.

Чёрнь — символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.

Тинкту́ры — название красок и покрытий гербовых тел в геральдике.

Содержание

Особенности и правила [ править | править код ]

В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро; пять цветов (финифтей, эмалей): червлень, лазурь, зелень, чернь и пурпур. Также применяются два меха: горностаевый и беличий. В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет, оранжевый, коричневый.

Читайте также:  Пошив чехлов на кресло своими руками

Один из важнейших принципов геральдики (т. н. правило тинктур): не помещать финифть на финифть, а металл на металл. Если же случалось отдельное отступление от этого принципа, то было абсолютно необходимо обозначить (фр. enquerir ) уважительную причину нарушения правила. Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. К примеру, золото на серебре или лазурь на черни будут трудноразличимы на поле битвы. Правило допускает лишь частичное проникновение на гербах со сложной композицией. Самым известным исключением являлся средневековый герб Иерусалимского королевства с золотыми крестами на серебряном фоне, однако некоторые герольды предполагают, что кресты изначально являлись червлёными, но средневековые технологии крашения и окисление материалов привело к изменению изначального цвета. Возможен также вариант, что исключение из правила возникло специально, чтобы подчеркнуть особое положение и святость города.

Показательным примером соблюдения правила тинктур служит пример одиночных, однородных и/или однотипных фигур помещаемых в разноокрашенные поля. На границе указанные фигуры меняет свою окраску с металлической на эмалевую (и наоборот), переменную с полями металла и финифти. Исключением являются ординарные (геральдические) фигуры, которые «старее самого правила о тинктурах»; покрытые мехами или натурального цвета финифтями; сюда же относятся и составленные (многократно разделённые) фигуры; значимые атрибуты гербовых фигур, выделенные цветом, например, языки, когти, клювы, чешуя и т. п.; элементы субординарных гербовых фигур. Случались и явные исключения-казусы, когда на старых гербах золото от времени краснело, а серебро становилось синим или чёрным.

Тинктуры разделяются на естественные и искусственные: к первым, например, относится покрытие части человеческого тела, изображённой в гербе естественным цветом, а также, порой, меха. К искусственным тинктурам причислены металлы и финифти. Если цвет гербового тела совпадает с его прототипом, например — чёрная собака, то в этом случае естественный и искусственный цвета почитается за один. Допускается наложение на гербовые тела тинктур, отличных от их подлинников. Например, зелёный лев, золотой осёл и т. д. Полутона и оттенки геральдикой отвергаются.

Даже простой окрашенный щит без любых фигур на нем, может являться гербом. Так, например:

  • золотой щит — герб немецкого рода Боссенштейн;
  • серебряный щит — герб польского рода Биельских;
  • червлёный щит — герб безымянного поэта-рыцаря, упоминаемого цюрихским«Манесским кодексом» (XIV век);
  • зелёный щит — герб испанского рода Прадо;
  • чёрный щит — герб французского рода Gournay;
  • синий щит — герб французского рода de Barge.

Применение тинктур позволяет разнообразить число вариантов традиционно немногочисленных в геральдике фигур, привнести оттенки смысла в их трактовку. Удачный выбор красок позволяет добиться удобочитаемости герба на дальнем расстоянии и при уменьшении на печати, его лёгкого запоминания и узнаваемости.

В реальных гербах использовались натуральные материалы или соответствующие по цвету и виду заменители. В описании герба (блазоне) тинктуры всегда обозначаются строго определёнными терминами, вне зависимости от оттенка, сорта краски, конкретного металла, посредством которых они символически переданы на рисунке.

Классические тинктуры и их символика [ править | править код ]

Согласно теории, «символика, место и применение цвета постоянны, интернациональны и могут интерпретироваться лишь строго определенным образом» [ источник не указан 1302 дня ] . На практике же происходит изменение интерпретации тинктур в связи с религиозными, этнографическими, историческими, национальными и политическими особенностями стран и регионов. Например, черный цвет, символизирующий траур в большинстве гербовых систем, в Германии ассоциируется с доблестью предков [ источник не указан 1302 дня ] .

К каждому гербовому цвету давалось соответствие между стихиями, металлами, драгоценными камнями, планетами, и т. д [ источник не указан 1302 дня ] . В геральдике Франции и Англии тинктуры до сих пор имеют несколько различных наименований и толкований, сообразно дворянскому разряду лица, которому принадлежит герб [ источник не указан 1302 дня ] .

О символике цвета, в том числе и гербовой, наиболее авторитетно [ источник не указан 1302 дня ] писали Cardanus (ум. 1576), Пьер д’Арль (Pierre d’Arles, «Sympathia septem metallorum et septem selectorum lapidum ad planetas»), Коломбьер, Варенн, Ле П. Ансельм (Le P. Anselme, «Palais d’honneur», Париж, 1686).

Классические металлы [ править | править код ]

Русское название Французское/английское название Цвет Шраффировка
Зо́лото Or все оттенки жёлтого
Серебро́ Argent все оттенки белого и светло-серого цветов

Классические финифти (эмали) [ править | править код ]

Русское название Французское/английское название Цвет Шраффировка
Че́рвлень Gueules/Gules все оттенки красного
Лазу́рь Azur/Azure все оттенки синего и голубого цветов
Зе́лень Vert все оттенки зелёного цвета
Чернь Sable чёрный или тёмно-серый цвет
Пу́рпур Pourpre/Purpure фиолетовый, холодно-малиновый,
сиреневый и цвет запёкшейся крови

Смысл существования геральдических эмалей состоял в их противопоставлении геральдическим металлам, то есть белому и жёлтому цветам (серебру и золоту), с учётом правила неналожения. Цвету придавали символическое значение, причём толкований было великое множество. Наиболее распространенные перечислил французский геральдист XVII века П. Асельм [ источник не указан 1302 дня ] :

Золото означает христианские добродетели — веру, справедливость, милосердие и смирение — и мирские качества — могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро символизирует чистоту, надежду, справдивость и невинность, а из мирских свойств — благородство, откровенность, белизну. Красный цвет — любовь, мужество, смелость, великодушие; черный — осторожность, мудрость и постоянство в испытаниях; синий — целомудрие, честность, верность и безупречность; зеленый — надежду, изобилие, свободу и радость. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
Читайте также:  Бюджетный потолок своими руками

Есть и другие определения: красное поле — кровь, пролитая за церковь или государя, синее поле — небо, зеленое — луговая трава, черное — мрак, печаль [ источник не указан 1302 дня ] .

Символика тинктур [ править | править код ]

Одна из возможных трактовок символики геральдических цветов приведена в книге французского автора, масона Жерара де Сорваля «Потайной язык герба» [1] :

Тинктуры серебро
(белый)
чернь
(чёрный)
червлень
(красный)
лазурь
(синий)
золото
(жёлтый)
зелень
(зелёный)
пурпур
(фиолетовый)
Небесные светила
и боги
Луна
Артемида
Сатурн
Сатурн
Марс
Марс
Юпитер
Юпитер
Солнце
Аполлон
Венера
Венера
Меркурий
Меркурий
Знаки зодиака Рыбы
Водолей
Козерог
Весы
Овен
Скорпион
Дева
Близнецы
Лев Телец
Рак
Овен
Стрелец
Металлы серебро свинец железо олово золото медь ртуть
Драгоценные камни жемчуг чёрный жемчуг
алмаз [2]
обсидиан
рубин сапфир хризолит
топаз
изумруд гранат
аметист
Стихии вода земля огонь воздух эфир
Стороны света запад север юг восток центр надир зенит
Дни недели понедельник суббота вторник четверг воскресенье пятница среда
Времена года зима осень лето весна
Темпераменты флегматик меланхолик холерик сангвиник
Возраст человека детский дряхлый подростковый старейшина взрослый юношеский мальчиковый
Душевные черты воображение память чувства разум воля сознание интеллект
Семь свободных искусств грамматика риторика диалектика
(логика)
арифметика геометрия музыка астрономия
Мирские добродетели чистота смирение щедрость правдивость благородство
знатность
терпение великодушие
Главные и религиозные
добродетели
благоразумие умеренность мужество справедливость вера надежда любовь
Смертные грехи уныние
(лень)
похоть
чревоугодие
гнев алчность ложь зависть гордыня
Величайшие блага [3]
(ступени познания)
богобоязненность благочестие сила наука совет разум мудрость
Таинства крещение исповедь соборование миропомазание причастие венчание рукоположение
Стадии Великого делания дистилляция кальцинация гниение солюция коагуляция вивификация проекция
мультипликация
Сфирот (Древо Жизни) Малхут
(царство)
Йесод
(основа)
Ход
(слава)
Нецах
(победа)
Тиферет
(красота)
Гвура
(сила)
Хесед
(милость)

Дополнительные тинктуры [ править | править код ]

В западноевропейской (в основном в английской) геральдике есть, помимо классических, также несколько редких тинктур, вошедших в употребление с 1600 года: Orange, Tenne, Murrey, Sanguine и прочие, причём в некоторых источниках Orange отождествляется с Tenne, а Murrey с Sanguine. Есть разночтения и в их графическом обозначении.

Стандартные английские финифти (эмали) [ править | править код ]

Русское название Французское/английское название Шраффировка Примечание
Оранжевый Orange Оранжевый цвет присущ только английской геральдике. Изображается вертикальными пунктирными линиями. Может отождествляться с краснобуро-оранжевым.
Коричневый Brunatre (Tenne) / Brown [4] (Tawny) Показывается пересекающимися диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный.

Прочие западноевропейские финифти (эмали) [ править | править код ]

Русское название Французское/английское название Шраффировка Примечание
Краснобуро-оранжевый Tenne Показывается пересекающимися диагональными линиями слева, как пурпур, и горизонтальными линиями, как лазурь, (или диагональными линиями справа, как зелень, и вертикальными линиями, как красный). Может отождествляться с коричневым.
Багрово-пурпурный Murrey Показывается пересекающимися правыми и левыми диагональными полосами.
Тёмно-кровяной Sanguine Показывается пересекающимися горизонтальными линиями, как лазурь, и диагональными линиями справа, как зелень. Может отождествляться с багрово-пурпурным.
Небесно-голубой Bleu-celeste В классических геральдических правилах оттенки цветов игнорируются. Цвет обычно отождествляется с лазурью.
Пепельно-серый Cendree
Розовый Rose В классических геральдических правилах оттенки цветов игнорируются. Цвет обычно отождествляется с пурпуром.

Эти тинктуры не принадлежат ни к финифтям, ни к металлам, ни к мехам и классифицируются как оттенки, «натуральные цвета». В геральдике, когда речь идёт о фигуре, окрашенной такими цветами, всегда применяется термин натурально окрашенная. В классической геральдике действует принцип, согласно которому вместо натуральных цветов подбирались наиболее подходящие к ним по характеру геральдические тинктуры. Использование этих нестандартных цветов нежелательно.

Дополнительные металлы [ править | править код ]

В геральдике некоторых стран присутствуют дополнительные металлы. Так в польской геральдике встречается сталь, а в канадской — медь.

История [ править | править код ]

Некоторые исследователи проводили зависимость между употреблением основных цветов в средневековой турнирной геральдике и применением таковых же у римлян и византийцев в цирковых играх, где партии соперников различались цветами своих одежд. Подобные игры вошли в обычай также в римских провинциях.

Согласно трактату «L’arbre des batailles», времен французского короля Карла V (XIV в.) изначально в геральдике использовались лишь четыре цвета: красный, синий, белый и черный. Вскоре прибавились зеленый, желтый (золотой), и пурпурный, а в английских гербах, кроме того, появился оранжевый. В связи с распространением обычая украшения щитов золотом и серебром, около 1400 года утвердилось разделение тинктур на благородные металлы и финифти. Белый и жёлтый, заменявшие металлы, как самостоятельные цвета более не именовались.

Изучение частоты использования цветов и металлов во Франции показало, что, если в средневековье преобладающим цветом считался красный, то начиная с XIII века происходил стабильный рост в употреблении на гербах синего цвета, который в XVII веке стал первенствовать за счёт применения его в гербах простолюдинов-ротюрье (хотя в гербах знати доминирующим остался красный). Сегодня синий остаётся предпочтительным цветом в европейской геральдике, оставляя прочие тинктуры далеко позади, хотя в Древнем Риме он считался «варварским», а в эпоху царствования Карла Великого никакой представитель знати не позволил бы себе появиться прилюдно в одежде синего цвета, так как она обычно предназначалась для будней. Синий стал восприниматься как изысканный только во времена Людовика Святого [5] . Самым редким цветом в геральдике (из основных) во все времена являлся зелёный.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector