Шестиугольная барселонская плитка гауди для городских тротуаров

Шестиугольная барселонская плитка гауди для городских тротуаров

Антонио Гауди – известный во всем мире испанский архитектор, покоривший многих своим неординарным подходом в искусстве. Его работы узнаваемы яркой шестиугольной мозаикой. Технику данного архитектора можно использовать в современном интерьере. Но перед кладкой такой шестиугольной плитки следует ознакомиться со всеми ее особенностями.

Стиль дизайна

Модерн являлся нарушителем спокойствия во времена творчества Гауди. Главным способом выражения в данном стиле являются не прямые, а извилистые и утонченные линии. Именно благодаря этому стилю стали использоваться новые материалы (стекло, керамика). Основной особенностью модерна считается исключение классических основ техники составления рисунка и осуществления кладки. Также для направления характерно несоблюдение целесообразности и принципа единства.

Ярким представителем модерна в искусстве мозаики считается испанский архитектор Антонио Гауди. Он создавал уникальные и необыкновенные по красоте памятники архитектуры, которые были достаточно специфичны для стиля модерн. На архитектора также повлияло направление арт-нуво. Благодаря Гауди оно получило особое развитие.

Изогнутые стены, пилястры, подобные сталагмитам, разноцветные узоры из плитки и окна неправильной формы ни с чем не могут сравниться. Оба эти направления используются в интерьере дизайнерами.

Применение техники Гауди в интерьере

Архитектор использовал в своих работах глазированную керамику, осколки ваз, посуды, бутылок. Все свои шедевры он выполнял в технике trencadis. Её понимают, как керамику, разбитую на маленькие кусочки, из которых потом собирают цветные композиции по неровной поверхности.

Отделка мозаикой уже давно не считается привилегией богатых людей. Её может позволить себе практически каждый человек. Использование такого направления в дизайне помещения достаточно разнообразно. Технику можно применить в:

  • ванной комнате;
  • сауне или хамаме;
  • бассейне;
  • гостиной;
  • прихожей;
  • кухне;
  • декоративных участках помещения.

Наверняка каждый, кто хотя бы раз побывал в столице Каталонии, обратил внимание на узор в виде стилизованного цветка с четырьмя лепестками, украшающий тротуары большинства улиц города. Этот орнамент, или panot на каталанском, известный также как барселонская роза, уже стал визитной карточкой города и широко используется в самой разнообразной сувенирной атрибутике, а история его существования насчитывает более ста лет.

Появлением узора Барселона обязана одному из самых известных архитекторов – автору многих знаменитых зданий, таких как Дом Амалье, Дом с шипами, Дом Марти, каталонскому мастеру Жозепу Пуч-и-Кадафалку, который впервые использовал это изображение в оформлении зоны въезда для экипажей Дома Амалье. Существует версия, что источником вдохновения для архитектора послужил цветок миндального дерева, на который отдаленно похож рисунок.

Позднее, в 1916 году, властями города был объявлен конкурс на лучший дизайн плитки для тротуаров, в котором лидировали пять рисунков: четыре круга, плитка шоколада, ромб с четырьмя кругами, концентрические круги и знаменитый ныне цветок. Победу с дизайном последнего одержала компания Escofet, с конца XX века применяющая технику изготовления плитки из цемента, песка и воды с помощью гидравлического пресса. Такая техника обеспечивала серийное производство плитки, пришедшее на смену экономически невыгодному ручному изготовлению, и позволяла замостить весь город, что ранее являлось невыполнимой задачей.

Удобный формат новой плитки быстро сделал ее популярной: прочная, недорогая в производстве, небольшого размера (площадью 20 на 20 см и толщиной 4 см), нескользящая и при необходимости легкозаменяемая, она явилась идеальным решением для оформления городских тротуаров.

Кроме того, простой и запоминающийся дизайн быстро стал одним из символов города и в настоящее время активно эксплуатируется множеством компаний, занимающихся изготовлением сувенирной продукции, аксессуаров и ювелирных изделий. Практически любой туристический магазин переполнен футболками, сумками, кружками, брелоками, украшениями с этим узором, а некоторые фирмы выпускают целые коллекции продуктов, основанные на нем: например, популярная дизайнерская марка Barcelovni, кондитерская Enric Rovira, делающая шоколад в форме барселонской розы или компания-производитель сумок Calpa, вовсе взявшая знаменитый рисунок за основу своего логотипа. Многие компании используют барселонскую розу в оформлении пола в своих офисах, подтверждая тем самым неослабевающую популярность узора.

Читайте также:  Береза карликовая betula nana

Барселонская роза приобрела настолько высокую значимость в культурной жизни города, что когда Олимпийский музей в Лозанне (Швейцария) запросил у каталонских властей какой-либо идентификационный символ города, в качестве его был выслан квадратный метр плитки из барселонского района Vila Olímpica.

Еще одним неоспоримым доказательством большого значения барселонской розы является ее использование как ориентира на так называемом «маршруте модернизма» (La Ruta del Modernismo), включающем в себя 120 творений знаменитых архитекторов, сделавших город мировой столицей модернизма. Чтобы начать путешествие по этому маршруту, требуется обзавестись специальным путеводителем, который можно найти в крупных книжных магазинах Барселоны или специальных Центрах модернизма, однако сориентироваться помогут и плитки с изображением барселонской розы, окрашенные в красный цвет и расположенные около каждого из объектов маршрута.

Без сомнения, барселонская роза является главным узором улиц, однако на территории города есть и другие достойные внимания орнаменты. Например, в честь легендарного каталонского мастера Антонио Гауди в 1997 году бульвар Passeig de Gracia был вымощен плиткой замысловатого узора, получившего его имя.

А в 2008 году была выпущена плитка с рисунком в виде повернутых под разными углами латинских букв “В”, который был призван стать дизайном барселонских тротуаров нового тысячелетия, однако на практике рисунок не оправдал возложенных на него ожиданий и даже стал поводом для шуток.

Гуляя по городу и забираясь в его самые укромные уголки, вы наверняка найдете еще немало любопытных образцов, украшающих тротуары, но самым популярным все-таки остается барселонская роза – орнамент с более чем столетней историей, который остается актуальным и сегодня.

Если вы желаете поближе познакомиться с Барселоной, лучше узнать ее историю и культуру, центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» готов предложить вам составление индивидуального тура, в ходе которого вы сможете открыть для себя город с самых разных сторон. Наши специалисты учтут все ваши пожелания и организуют увлекательное путешествие с профессиональными гидами.

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Барселона полна загадок и интересностей. Иногда достаточно всего лишь внимательно присмотреться под ноги, чтобы увидеть… искусство! А именно знаменитую барселонскую плитку, «el panot».

Дабы понять всю значимость плитки для каталонской столицы, давайте перенесемся в Барселону конце 19 — начала 20 века. Когда легендарный каталонский инженер Ильдефонс Серда взялся за расширение Барселоны за пределами снесенных городских стен, в его план также входило мощение новых улиц. Однако поначалу процесс покрытия дорог в Эшампле — т.н. «новой Барселоне» — пошел уж очень неравномерно: каждый резидент стелил перед своим домом 2,5 метра покрытия, авторизованного городскими властями — асфальтом, натуральным камнем или цементом. Поскольку покрытие происходило не одновременно, то большие куски улиц долгое время оставались непокрытыми. А потому как только начинался сильный дождь, новый район Эшампле просто утопал в грязи. Чтобы не испачкаться, прохожим приходилось подворачивать штанины и прыгать через огромные грязевые лужи.

В 1903 году в Барселоне шли обильные дожди, и легендарный каталонский еженедельный сатирический журнал «L’Esquella de la Torratxa» (1872 — 1939) выпустил карикатуры с заголовком «Город грязи» (кат. «la ciutat del fang»), изобразив утопающие в грязи ботинки, штанины и юбки барселонских буржуа. За Барселоной тут же закрепилось неофициальное название «Can Fanga» — «Дом Грязи», а за барселонцами — «fanguers» или «de Can Fanga».

Читайте также:  Как красиво залепить пирог из слоеного теста

КОГДА ПАДАЮТ ЧЕТЫРЕ КАПЛИ. — Понятно: Городские советы меняются, а грязь остается та же. ГОРОД ГРЯЗИ. Это Барселона.

Раз и навсегда избавить Барселону от грязи помогла именно новая плитка, кат. «el panot», повсеместной кладкой которой наконец-то решил заняться Городской совет Барселоны. Видимо, сильные дожди стали последней каплей и уже через три года после «грязевого потопа» — в 1906 году — Департамент общественных работ представил общественности 18 дизайнов плитки:

Плитка «el panot» представляла собой кусок гидравлического цемента (портландцемент, песок и вода) весом в 1,5 кг. Такое универсальное покрытие дешево по себестоимости, привлекательно, легко моется, обладает устойчивой поверхностью и не скользит даже во влажном состоянии. В общем, это было настоящее спасение для барселонцев, их штанин, юбок, обуви, домашних питомцев на выгуле и т.д.

Чуть позже, в 1907 году, Городской совет Барселоны зафиксировал обязательный размер «el panot» в 20 см х 20 см и ее толщину в 4 см:

Также Городской совет сузил количество дизайнов до пяти (хотя некоторые из вышеуказанных восемнадцати уже начали класть в Эшампле): цветок (кат. la flor de Barcelona), череп (кат. calavera), концентрические круги (кат. cercles concèntrics), четыре плитки с четырьмя кругами (кат. quatre pastilles amb quatre cercles) и, наконец, просто четыре плитки (кат. quatre pastilles):

В тендере участвовали восемь барселонских производителей плитки. И хотя первоначально, в 1907 году, тендер выиграла компания Ramona Escobara, в итоге работа была передана легендарной компании Escofet, ранее специализировавшейся только на иньерьерной плитке. Но компания была действительно лучшей из лучших: в 1888 году за свои дизайны интерьерной плитки Escafot получила золотую медаль на всемирной выставке Universal Exhibition. В 1913 году Escofet впервые представила уличную плитку и приступила к ее покладке на улицах Барселоны в 1916 году. Компания существует и по сей день — F. Escofet i Cia, однако не занимается больше покладкой именно этой плитки.

Сегодня из тех самых исторических дизайнов «el panot» производятся только два вида: цветок Барселоны (la flor de Barcelona) и четыре плитки (quatre pastilles). Превратившись в урбанистические символы Барселоны, они считаются не только самыми ценными с исторической точки зрения, но и самыми функциональными.

Цветок Барселоны — La Flor de Barcelona
Именно «цветку Барселоны» (el flor de Barcelona, также rosa de Barcelona, el panot de flor) суждено было стать одним из главных урбанистических символов Барселоны. Именно этим узором, окрашенным в красный цвет, обозначается знаменитый туристический маршрут в Барселоне, посвящененый модерну — «la Ruta del Modernismo».

«Цветок Барселоны» чаще всего используется на барселонских сувенирах, дизайнерских предметах декора, драгоценностях, аксессуарах и одежде. В Готическом квартале Барселоны даже есть магазин кожаных сумок и аксессуаров «CALPA» («Bosses de Pell Calpa») на улице Ферран (Carrer de Ferran, 5), в котором продаются сумки с «цветком Барселоны»:

Магазин CALPA. Carrer de Ferran, 5.

Принято считать, что автором «цветка Барселоны» был знаменитый каталонский архитектор Пуиг-и-Кадафалк. В 1900 году он разработал дизайн для внутреннего дворика для повозок в Каса Аматье. Однако это был более примитивный узор из четырех кругов, которые лишь напоминали цветок. С течением времени узор стал почти неузнаваемым, но в данный момент проводится реставрация.

Casa Ametller (c) Irina Golenkova Ferrero

Читайте также:  Пластиковый балкон в хрущевке фото

Примечательный факт: когда Олимпийский музей в Лозанне (Швейцария) запросил Городской совет Барселоны направить им какой-либо значимый символ города, швейцарцы получили в ответ по почте квадратный метр тротуара Олимпийской деревни с плиткой «цветок Барселоны».

Четыре плитки — Quatre pastilles
Второй по историко-культурной значимости и самый распространенный вид исторической плитки в Барселоне — это т.н. «четыре плитки» или просто «плитка». Посколку в каталонском языке, как и в русском, «плитка» ( кат. «rajola») может быть и напольной, и шоколадной, то благодаря этой игре слов в 90-х в Барселоне появился аналогичный сладкий сувенир известного барселонского шоколадного мастера Энрика Ровиры. Он выпускает шоколадные конфеты с дизайнами легендарной барселонской плитки, включая и «цветок Барселоны». Изделия мастера можно посмотреть и в его онлайн-магазине (также и на английском):

Сегодня плиткой «el panot» покрыто более 5 миллионов квадратных метров и встерчается она вот в таких исторических дизайнах. При этом последний, четыре плитки, — самый распространенный в Барселоне вид плитки:

Бесконечная мозаика Гауди
Прогуливаясь по знаменитой Пассеж-де-Грасиа (Passeig de Gràcia), пешеходы могут полюбоваться под своими ногами настоящим искусством от Антонио Гауди. Плитка появилась в Барселоне в 1997 году в честь великого каталонского архитектора по решению Городского совета Барселоны. Если присмотреться повнимательней, то станет понятно, в чем здесь проявился гений Гауди: покрытие из его шестиугольной плитки с природными морскими орнаментами бесконечно! Всеми своими углами каждая плитка образует совместный узор с соседними аналогичными плитками — так что одна плавно переходит в другую и так до бесконечности — пока не закончится дорога…:

Этот дизайн Гауди разработал в 1904 году для интерьерной плитки компании Escofet. Компания по сей день хранит металлическую пресс-форму оригинального дизайна. Первоначально планировалось класть эту плитку в Каса Батьо (Casa Batlló), но в итоге ей был покрыты полы в служебных помещениях в Педрере (La Pedrera). Оригинал плитки намного больше, поэтому гравировку изначально было легче рассмотреть, чем сейчас на Пассеж-де-Грасиа. По всей видимости, уменьшить первоночальный дизайн пришлось из-за того, что на улице слишком крупная плитка быстрее бы поломалась. Именно за эту плитку компания Casa Escafot получила золотую премию Дельта за лучший дизайн продукта в 1965 году.

«Вибрирующая» плитка — «El Vibrazo»
В 1950 году casa Escofet представила еще один вид плитки — «el vibrazo» — архитектора Адольфа Флоренсы. С 1968 года центральный отрезок Рамблы начали покрывать этой плиткой. В 1992 году одной из разновидностей этой плитки — el vibrazoli — покрыли площадь в Олимпийском парке Барселоны на холме Монжуик la Plaça de l’Anella Olímpica de Montjuïc.

К сожалению, по улицам Барселоны периодически ступают ноги и тех, кто отколупывает для себя кусочек плитки. Может быть, таким людям недостаточно плиток шоколадных, а может быть, им столь дорога Барселона, что они пытаются увезти ее кусочек с собой. Но тем самым, эти люди крадут историю у самой Барселоны, а вместе с тем и деньги добропорядочных каталонских налогоплательщиков. Ведь городу приходится ежегодно инвестировать новые средства в новое покрытие. Вот такие вот издержки бывают у туристического города с историей…

ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА СТАТЬЮ — ПОДДЕРЖАТЬ ОНЛАЙН-ЖУРНАЛ

Если вам была полезной и интересной эта статья, вы можете отблагодарить автора одной, двумя или даже тремя чашками кофе и вдохновить писать новые статьи о Барселоне и культуре Каталонии, основанные исключительно на оригинальных источиках на каталонском и испанском языках! Спасибо! 🙂 Ирина Голенкова Ферреро

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector