Семена гороха арбуза мака и яблока

Семена гороха арбуза мака и яблока

Плод — генеративный орган покрытосеменных растений, включающий в себя семена и образующийся из одного цветка. Плод играет ключевую роль в размножении и распространении цветковых (покрытосеменных) растений.

Главная функция плода — формирование, защита и распространение содержащихся в нем семян. Плоды употребляют в пищу животные, и, что очень важно, семена устойчивы к действию соков в пищеварительном тракте за счет плотных покровов — семенной кожуры, так что семена выходят из ЖКТ неповрежденными.

Количество семян в плоде равно количеству семязачатков, образующихся в завязи. Из стенок завязи развивается околоплодник, защищающий семена от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Околоплодник также называется перикарпий от греч. karpós плод. Перикарпий состоит из трех слоев: наружного — экзокарпия (гр.exo снаружи, вне), среднего — мезокарпия (от греч. mesos средний, промежуточный), внутреннего — эндокарпия (греч. endo — внутри).

Деление плодов на группы

По каким наиболее важным признакам можно классифицировать плоды?

  • По количеству семян плоды подразделяются на:
  • Односемянные — имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. У подсолнечника, пшеницы.
  • Многосемянные — содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. У тыквы, помидора, гороха, смородины.
  • По содержанию воды в составе околоплодника плоды делятся на:
    • Сочные — околоплодник представлен сочной мякотью. Вишня, огурец, крыжовник, слива, яблоня.
    • Сухие — с кожистым или деревянистым околоплодником. Пшеница, подсолнечник, горох, капуста.
    • По особенностям вскрывания плодов:
      • Вскрывающиеся — сухие многосемянные плоды. У них плоды раскрываются и семена выпадают. Такие плоды есть у гороха (раскрываются двумя створками), мака (раскрываются двумя дырочками).
      • Невскрывающиеся — почти все односемянные и сочные плоды. Орех, желудь, зерновка.
      • Виды плодов

        Плоды подразделяются на основе типа гинецея. Гинецей (лат. gynaecēum, греч. — женская половина [в древнегреческом доме]) — совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков цветка.

        Имеется и другое определение. Гинецей — совокупность пестиков цветка (частей цветка, образованных плодолистиками). На основе этого выделяют:

          Плоды монокарпии (от др.-греч. μόνος «один»)

        Гинецей состоит из одного пестика, образованного одним плодолистиком.

          Однолистовка — сухой многосемянной плод, вскрывающийся по брюшному шву. Такие плоды имеются у растений рода сокирки (консолида), у цимицифуги, багрянника, живокости полевой.

        Из каждого отдельного пестика на цветке развивается свой свободный плод, эволюционно эти плоды наиболее древние. Возникают из цветов с верхней завязью.

          Многокостянка — многосемянной сборный плод, состоящий из двух или более сочных костянок на сухом цветоложе. Мезокарпий у каждого плода сочный, эндокарпий — сухой. Имеется у малины, ежевики.

        Земляничина (фрага) — плод типа многоорешка, с особенностями: у земляники орешки расположены в мякоти сочного разросшегося цветоложа.

        Наиболее многочисленная группа плодов, развивающихся из цветков, как с верхней, так и с нижней завязью. Несмотря на то, что завязь в цветке одна, ее происхождение связано со сращением между собой двух и более плодолистиков.

          Ягода — многосемянный невскрывающийся плод с сочным мезокарпием, экзокарпий которого состоит из тонкой кожицы. Есть у помидора, смородины, винограда.

        У псевдомонокарпных плодов в гинецее изначально закладывается два и более плодолистиков, но развивается только один, остальные подвергаются редукции.

          Семянка — односемянный сухой невскрывающийся плод у растений с кожистым (большей частью) околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой. Характерен для представителей семейства сложноцветные: одуванчик, подсолнечник, череда, репейник.

        Соплодие

        Соплодием называют любую совокупность близкорасположенных или сросшихся плодов, развивающуюся из соцветия (нескольких цветков). Вы должны проводить четкую границу между соплодием и сборным плодом, который возникает из одного цветка. Примерами соплодия являются ананас (срастание плодов), у калины соплодие образуется из щитка (близкое расположение плодов).

        Читайте также:  Нужно ли укорачивать малину осенью

        ©Беллевич Юрий Сергеевич

        Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

        Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
        с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

        Урок познания мира.
        Класс 1
        Тема: Семена и плоды.
        Форма урока: стандартная.
        Тип урока: изучение нового материала.
        Задачи урока:
        Образовательные:
        • повторить и закрепить знания учащихся о группах растений, частях растений и их значении, условиях, необходимых для роста и развития растений;
        • познакомить учащихся с многообразием плодов и их видами;
        • сформировать знание, что плоды образуются на месте цветка, а семя находится внутри плода;
        • раскрыть значение плодов и семян для человека;
        • формировать навыки исследовательской деятельности.
        Развивающие
        • развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения;
        • развивать умение вести записи в тетради
        Воспитательные:
        • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку познания мира путём вовлечения каждого в активную деятельность;
        • воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, любознательность;
        • воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
        • прививать навыки здорового питания;
        • прививать бережное отношение к природе.
        Ход урока:
        I. Вводная часть
        1. Организационный момент.
        Прозвенел уже звонок,
        Начинается урок.
        Мы друг другу улыбнемся,
        За работу все возьмемся.
        Здравствуйте, ребята! Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. Садитесь на места, начнем урок.
        2. Сообщение темы и задач урока.
        Сегодня у нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое. Спорить и доказывать.
        II. Основная часть.
        3. Актуализация опорных знаний.
        а) Фронтальный опрос.
        — Что мы сейчас изучаем на познании мира?
        Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.
        — На какие группы делятся растения? Приведите примеры.
        — Какие условия необходимы для жизни растений?
        — Из каких частей состоит растение? (собрать части вырезанные из цветной бумаги пазл)
        — Для чего растению нужен корень? (закрепляет растение в почве, добывает из почвы питательные вещества).
        — Зачем растениям нужен стебель? (стебель – проводник: по нему питательные вещества поступают от корня к органам растения, а от листьев назад к корням).
        — Какую пользу приносят листья растению? (в листьях образуются питательные вещества для растения, через листья растение дышит, листья испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается).
        — Почему осенью листья желтеют и опадают? (не хватает питательных веществ, т.к. хлорофилловые зерна прекращают свою работу из-за недостатка солнечного света и тепла).
        б) Индивидуальный опрос.
        Графический диктант. (да +, нет -).
        1.Растения живой организм.
        2.Растения делятся на три группы: деревья, кустарники, травы.
        3.Кустарники имеют один стебель.
        4.Стебель является проводником питательных веществ.
        5.Корень – это подземная часть растения.
        Самопроверка по ключу, выставление оценок. Обратная связь – результат.
        4. Физминутка.
        Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы».
        Если я называю дерево, вы встаете на носочки, поднимаете руки вверх, тянетесь. Если услышите кустарник – разводите руки в стороны, травы – приседаете.
        Дуб, малина, одуванчик, сирень, береза, подорожник, секвойя, банановое дерево.
        5. Постановка проблемы.
        — Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у меня на столе. (яблоко, банан, груша, орехи, желуди).
        -Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (плоды).
        — Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
        — Сегодня на уроке мы изучаем плоды и семена и их виды.
        Запись темы урока на доске и в тетрадях.
        6. Изучение нового материала.
        а) Плоды.
        Вот маленькое семечко попало в землю. Как только становится тепло, светло, достаточно влаги, что происходит с семечком? Оно начинает прорастать. Семечко пускает корешки, укрепляясь в почве. Затем появляются всходы, потом первый листик, второй листик, стебелек и растение растет и развивается. Что же появляется у выросшего взрослого растения? Цветочек, который радует нас своей красотой. И вот цветочек отцвел, а на месте цветка что-то начинает расти. Как вы думаете, что это? Это плод.
        На месте чего появляется плод?
        Таким образом, плод – это орган растения, который развивается из цветка.
        Плоды растений разнообразны. На растениях они располагаются по-разному и в разных количествах. По форме и размеру плоды тоже бывают разными. То есть у каждого растения свой плод, который отличается от других.
        Ученые биологи решили разделить плоды на два вида. Попробуйте вы определить эти виды. Посмотрите на плоды у меня на столе и на плоды у вас на парте. Что вы можете о них сказать?
        Значит, плоды делятся на сухие и сочные. Запись на доске, запись в тетради.
        К сухим плодам относятся (вывешиваю картинку): желудь, все виды орехов, кукуруза пшеница, фасоль, горох. Запомните ребята, что у пшеницы плодом является не весь колос, а зерно внутри его и у кукурузы — плод не весь початок, а зерна находящиеся внутри.
        Нарисуйте сухой плод в тетради.
        К сочным плодам относятся (вывешиваю картинку) назовите сами.
        -Как вы думаете, что значит сочные плоды? (из них можно выдавить сок).
        Нарисуйте сочный плод в тетради.
        Дидактическая игра «Сухой, сочный».
        Я показываю картинку с изображением плода. Если он сухой, вы сжались. Если плод сочный, расправили плечики и руки поставили на локоток на парту. (яблоко, земляника, горох, виноград, орех, апельсин, желудь, помидор, огурец).
        Таким образом, плоды – это орган растения, который образуется из цветка. Плоды бывают сухие и сочные.
        А еще мы сказали, что плоды бывают разные по размеру и количеству.
        О самом большом плоде на земле расскажет Никита.
        Самым большим плодом на Земле является плод пальмы, которая растет на Сейшильских островах. Это высокая медленнорастущая пальма. Цветы собраны в пучки, и цветение растягивается на 8 – 10 лет. На месте цветов образуется плод, который созревает в течение 7 – 10 лет и достигает веса 13-18 кг. Созревшие плоды люди используют в пищу, а из кожуры делают посуду. (рассказ сопровождается показом картинок).
        О самом маленьком плоде на земле расскажет Таня.
        Самый маленький плод на Земле у орхидеи, которая растет на стволах и ветвях других растений. Орхидея очень красивое растение, которое цветет месяцами. На месте цветка образуется стручок, в котором находится до миллиона мельчайших плодиков, размером меньше 1 мм. (показ картинки).
        — У какого растения самый большой плод? А самый маленький?
        Итак, мы изучили плоды и их виды.
        б) Семена.
        А теперь переходим к практической работе и выясним, что же находится внутри каждого плода.
        Возьмите плод подсолнечника, вскройте его и посмотрите, что находится внутри.
        Возьмите плод вишни , вскройте его, что увидели?
        А теперь съеште дольку мандарина. Что находится внутри?
        Посмотрите, я разрезаю яблоко. Что вы увидели?
        Значит, какой можно сделать вывод? Что находится внутри плода?
        Внутри плода находятся семена.
        Когда вы вскрывали плод желудя и подсолнечника, сколько там было семян?
        А сколько семян вы увидели у мандарина и яблока?
        Значит, плоды бывают односемянные и многосемянные. Запись на доске. Запись в тетради.
        — Сколько семян у огурца, помидора, арбуза, черемухи, вишни, сливы? (вывешиваю картинки под видами).
        Нарисуйте односемянные плоды и многосемянные плоды в тетради.
        — Как вы думаете, для чего растению нужны семена?
        — Что бы произошло на земле, если бы семян у растений не стало?
        Поэтому, подумайте ребята, прежде чем сорвать цветок, потому что вы лишаете его будущего плода, который пригодился бы человеку или животному, лишаете его продолжения жизни.
        Поиграем в игру «Чьи это детки»
        в) Питание человека.
        Питание человека очень разнообразно. А растительная пища для него необходима. Многие плоды мы употребляем в сыром виде – это очень полезно для здоровья 7. Первичное закрепление.
        Карточка – тест.
        1.На месте чего образуется плод?
        а) стебля; б) цветка; в) листа.
        2.Какие бывают плоды?
        а) сухие; б) мокрые; в) сочные.
        3.Где находятся семена растения?
        а) внутри плода; б) на корнях; в) на стеблях.
        4.Для чего нужны семена?
        а) употреблять в пищу; б) для размножения растения; в) для изготовления поделок.
        III. Заключительная часть.
        8. Домашнее задание
        Нарисовать 3 сочных плода, 3 сухих.
        Вспомнить сказки, в которых встречаются плоды.
        9. Итог урока.
        — С какими органами растения познакомились?
        — Как вы считаете плод и семя – это важные органы растения?
        Конечно, и корень, и стебель, и лист, и плод, и семя – все органы важные, у каждого своя задача, чтобы растение росло и радовало всех. Спасибо за урок!

        Читайте также:  Проекты домов 3д просмотр

        Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
        с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

        • Ильясова Светлана КасымовнаНаписать 1346 31.03.2016

        Номер материала: ДВ-571155

        Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
        с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

        готовые домашние задания

        1. Практическая работа «Изучаем части растений».

        1) Нарисуйте растение, которое вы рассмотрели. Выполните рисунок так, чтобы были видны все изученные части растения.

        2) Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.

        Я нашел у растения его части: цветок, лист, стебель, плод и корень. Зарисовал растение и обозначил его части.

        2. Собери растение из частей, данных в Приложении. Какое растение получилось?

        Получилось растение колокольчик.

        3. Изучите, какие семена в этих плодах. Наклейте к каждому плоду рисунок с его семенами (из Приложения)

        Нам нужно определить какие семена у гороха, арбуза, мака и яблока.

        На картинке ниже показано соответствие семян их плоду.

        Изучите, какие семена в этих плодах. Наклейте к каждому плоду рисунок с его семенами

        У гороха семена круглые и зеленые.

        У арбуза семена в форме сплюснутой капельки.

        У мака семена в форме маленьких черных круглых крупинок.

        У яблока семена в форме коричневых капелек.

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock detector