Плод — генеративный орган покрытосеменных растений, включающий в себя семена и образующийся из одного цветка. Плод играет ключевую роль в размножении и распространении цветковых (покрытосеменных) растений.
Главная функция плода — формирование, защита и распространение содержащихся в нем семян. Плоды употребляют в пищу животные, и, что очень важно, семена устойчивы к действию соков в пищеварительном тракте за счет плотных покровов — семенной кожуры, так что семена выходят из ЖКТ неповрежденными.
Количество семян в плоде равно количеству семязачатков, образующихся в завязи. Из стенок завязи развивается околоплодник, защищающий семена от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
Околоплодник также называется перикарпий от греч. karpós плод. Перикарпий состоит из трех слоев: наружного — экзокарпия (гр.exo снаружи, вне), среднего — мезокарпия (от греч. mesos средний, промежуточный), внутреннего — эндокарпия (греч. endo — внутри).
Деление плодов на группы
По каким наиболее важным признакам можно классифицировать плоды?
- По количеству семян плоды подразделяются на:
- Односемянные — имеют одно семя, развившееся из единственного семязачатка. У подсолнечника, пшеницы.
- Многосемянные — содержат множество семян, каждое из которых сформировано одним семязачатком. У тыквы, помидора, гороха, смородины.
Виды плодов
Плоды подразделяются на основе типа гинецея. Гинецей (лат. gynaecēum, греч. — женская половина [в древнегреческом доме]) — совокупность плодолистиков цветка, образующих один или несколько пестиков цветка.
Имеется и другое определение. Гинецей — совокупность пестиков цветка (частей цветка, образованных плодолистиками). На основе этого выделяют:
-
Плоды монокарпии (от др.-греч. μόνος «один»)
Гинецей состоит из одного пестика, образованного одним плодолистиком.
-
Однолистовка — сухой многосемянной плод, вскрывающийся по брюшному шву. Такие плоды имеются у растений рода сокирки (консолида), у цимицифуги, багрянника, живокости полевой.
Из каждого отдельного пестика на цветке развивается свой свободный плод, эволюционно эти плоды наиболее древние. Возникают из цветов с верхней завязью.
-
Многокостянка — многосемянной сборный плод, состоящий из двух или более сочных костянок на сухом цветоложе. Мезокарпий у каждого плода сочный, эндокарпий — сухой. Имеется у малины, ежевики.
Земляничина (фрага) — плод типа многоорешка, с особенностями: у земляники орешки расположены в мякоти сочного разросшегося цветоложа.
Наиболее многочисленная группа плодов, развивающихся из цветков, как с верхней, так и с нижней завязью. Несмотря на то, что завязь в цветке одна, ее происхождение связано со сращением между собой двух и более плодолистиков.
-
Ягода — многосемянный невскрывающийся плод с сочным мезокарпием, экзокарпий которого состоит из тонкой кожицы. Есть у помидора, смородины, винограда.
У псевдомонокарпных плодов в гинецее изначально закладывается два и более плодолистиков, но развивается только один, остальные подвергаются редукции.
-
Семянка — односемянный сухой невскрывающийся плод у растений с кожистым (большей частью) околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой. Характерен для представителей семейства сложноцветные: одуванчик, подсолнечник, череда, репейник.
Соплодие
Соплодием называют любую совокупность близкорасположенных или сросшихся плодов, развивающуюся из соцветия (нескольких цветков). Вы должны проводить четкую границу между соплодием и сборным плодом, который возникает из одного цветка. Примерами соплодия являются ананас (срастание плодов), у калины соплодие образуется из щитка (близкое расположение плодов).
©Беллевич Юрий Сергеевич
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Урок познания мира.
Класс 1
Тема: Семена и плоды.
Форма урока: стандартная.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
Образовательные:
• повторить и закрепить знания учащихся о группах растений, частях растений и их значении, условиях, необходимых для роста и развития растений;
• познакомить учащихся с многообразием плодов и их видами;
• сформировать знание, что плоды образуются на месте цветка, а семя находится внутри плода;
• раскрыть значение плодов и семян для человека;
• формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивающие
• развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения;
• развивать умение вести записи в тетради
Воспитательные:
• создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку познания мира путём вовлечения каждого в активную деятельность;
• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, любознательность;
• воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
• прививать навыки здорового питания;
• прививать бережное отношение к природе.
Ход урока:
I. Вводная часть
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Мы друг другу улыбнемся,
За работу все возьмемся.
Здравствуйте, ребята! Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их. Садитесь на места, начнем урок.
2. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня у нас много интересной работы. Мы опять с вами будем узнавать новое. Спорить и доказывать.
II. Основная часть.
3. Актуализация опорных знаний.
а) Фронтальный опрос.
— Что мы сейчас изучаем на познании мира?
Давайте вспомним, что мы уже знаем о растениях.
— На какие группы делятся растения? Приведите примеры.
— Какие условия необходимы для жизни растений?
— Из каких частей состоит растение? (собрать части вырезанные из цветной бумаги пазл)
— Для чего растению нужен корень? (закрепляет растение в почве, добывает из почвы питательные вещества).
— Зачем растениям нужен стебель? (стебель – проводник: по нему питательные вещества поступают от корня к органам растения, а от листьев назад к корням).
— Какую пользу приносят листья растению? (в листьях образуются питательные вещества для растения, через листья растение дышит, листья испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается).
— Почему осенью листья желтеют и опадают? (не хватает питательных веществ, т.к. хлорофилловые зерна прекращают свою работу из-за недостатка солнечного света и тепла).
б) Индивидуальный опрос.
Графический диктант. (да +, нет -).
1.Растения живой организм.
2.Растения делятся на три группы: деревья, кустарники, травы.
3.Кустарники имеют один стебель.
4.Стебель является проводником питательных веществ.
5.Корень – это подземная часть растения.
Самопроверка по ключу, выставление оценок. Обратная связь – результат.
4. Физминутка.
Дидактическая игра «Деревья, кустарники, травы».
Если я называю дерево, вы встаете на носочки, поднимаете руки вверх, тянетесь. Если услышите кустарник – разводите руки в стороны, травы – приседаете.
Дуб, малина, одуванчик, сирень, береза, подорожник, секвойя, банановое дерево.
5. Постановка проблемы.
— Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у меня на столе. (яблоко, банан, груша, орехи, желуди).
-Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (плоды).
— Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
— Сегодня на уроке мы изучаем плоды и семена и их виды.
Запись темы урока на доске и в тетрадях.
6. Изучение нового материала.
а) Плоды.
Вот маленькое семечко попало в землю. Как только становится тепло, светло, достаточно влаги, что происходит с семечком? Оно начинает прорастать. Семечко пускает корешки, укрепляясь в почве. Затем появляются всходы, потом первый листик, второй листик, стебелек и растение растет и развивается. Что же появляется у выросшего взрослого растения? Цветочек, который радует нас своей красотой. И вот цветочек отцвел, а на месте цветка что-то начинает расти. Как вы думаете, что это? Это плод.
На месте чего появляется плод?
Таким образом, плод – это орган растения, который развивается из цветка.
Плоды растений разнообразны. На растениях они располагаются по-разному и в разных количествах. По форме и размеру плоды тоже бывают разными. То есть у каждого растения свой плод, который отличается от других.
Ученые биологи решили разделить плоды на два вида. Попробуйте вы определить эти виды. Посмотрите на плоды у меня на столе и на плоды у вас на парте. Что вы можете о них сказать?
Значит, плоды делятся на сухие и сочные. Запись на доске, запись в тетради.
К сухим плодам относятся (вывешиваю картинку): желудь, все виды орехов, кукуруза пшеница, фасоль, горох. Запомните ребята, что у пшеницы плодом является не весь колос, а зерно внутри его и у кукурузы — плод не весь початок, а зерна находящиеся внутри.
Нарисуйте сухой плод в тетради.
К сочным плодам относятся (вывешиваю картинку) назовите сами.
-Как вы думаете, что значит сочные плоды? (из них можно выдавить сок).
Нарисуйте сочный плод в тетради.
Дидактическая игра «Сухой, сочный».
Я показываю картинку с изображением плода. Если он сухой, вы сжались. Если плод сочный, расправили плечики и руки поставили на локоток на парту. (яблоко, земляника, горох, виноград, орех, апельсин, желудь, помидор, огурец).
Таким образом, плоды – это орган растения, который образуется из цветка. Плоды бывают сухие и сочные.
А еще мы сказали, что плоды бывают разные по размеру и количеству.
О самом большом плоде на земле расскажет Никита.
Самым большим плодом на Земле является плод пальмы, которая растет на Сейшильских островах. Это высокая медленнорастущая пальма. Цветы собраны в пучки, и цветение растягивается на 8 – 10 лет. На месте цветов образуется плод, который созревает в течение 7 – 10 лет и достигает веса 13-18 кг. Созревшие плоды люди используют в пищу, а из кожуры делают посуду. (рассказ сопровождается показом картинок).
О самом маленьком плоде на земле расскажет Таня.
Самый маленький плод на Земле у орхидеи, которая растет на стволах и ветвях других растений. Орхидея очень красивое растение, которое цветет месяцами. На месте цветка образуется стручок, в котором находится до миллиона мельчайших плодиков, размером меньше 1 мм. (показ картинки).
— У какого растения самый большой плод? А самый маленький?
Итак, мы изучили плоды и их виды.
б) Семена.
А теперь переходим к практической работе и выясним, что же находится внутри каждого плода.
Возьмите плод подсолнечника, вскройте его и посмотрите, что находится внутри.
Возьмите плод вишни , вскройте его, что увидели?
А теперь съеште дольку мандарина. Что находится внутри?
Посмотрите, я разрезаю яблоко. Что вы увидели?
Значит, какой можно сделать вывод? Что находится внутри плода?
Внутри плода находятся семена.
Когда вы вскрывали плод желудя и подсолнечника, сколько там было семян?
А сколько семян вы увидели у мандарина и яблока?
Значит, плоды бывают односемянные и многосемянные. Запись на доске. Запись в тетради.
— Сколько семян у огурца, помидора, арбуза, черемухи, вишни, сливы? (вывешиваю картинки под видами).
Нарисуйте односемянные плоды и многосемянные плоды в тетради.
— Как вы думаете, для чего растению нужны семена?
— Что бы произошло на земле, если бы семян у растений не стало?
Поэтому, подумайте ребята, прежде чем сорвать цветок, потому что вы лишаете его будущего плода, который пригодился бы человеку или животному, лишаете его продолжения жизни.
Поиграем в игру «Чьи это детки»
в) Питание человека.
Питание человека очень разнообразно. А растительная пища для него необходима. Многие плоды мы употребляем в сыром виде – это очень полезно для здоровья 7. Первичное закрепление.
Карточка – тест.
1.На месте чего образуется плод?
а) стебля; б) цветка; в) листа.
2.Какие бывают плоды?
а) сухие; б) мокрые; в) сочные.
3.Где находятся семена растения?
а) внутри плода; б) на корнях; в) на стеблях.
4.Для чего нужны семена?
а) употреблять в пищу; б) для размножения растения; в) для изготовления поделок.
III. Заключительная часть.
8. Домашнее задание
Нарисовать 3 сочных плода, 3 сухих.
Вспомнить сказки, в которых встречаются плоды.
9. Итог урока.
— С какими органами растения познакомились?
— Как вы считаете плод и семя – это важные органы растения?
Конечно, и корень, и стебель, и лист, и плод, и семя – все органы важные, у каждого своя задача, чтобы растение росло и радовало всех. Спасибо за урок!
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
- Ильясова Светлана КасымовнаНаписать 1346 31.03.2016
Номер материала: ДВ-571155
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
готовые домашние задания
1. Практическая работа «Изучаем части растений».
1) Нарисуйте растение, которое вы рассмотрели. Выполните рисунок так, чтобы были видны все изученные части растения.
2) Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.
Я нашел у растения его части: цветок, лист, стебель, плод и корень. Зарисовал растение и обозначил его части.
2. Собери растение из частей, данных в Приложении. Какое растение получилось?
Получилось растение колокольчик.
3. Изучите, какие семена в этих плодах. Наклейте к каждому плоду рисунок с его семенами (из Приложения)
Нам нужно определить какие семена у гороха, арбуза, мака и яблока.
На картинке ниже показано соответствие семян их плоду.
Изучите, какие семена в этих плодах. Наклейте к каждому плоду рисунок с его семенами
У гороха семена круглые и зеленые.
У арбуза семена в форме сплюснутой капельки.
У мака семена в форме маленьких черных круглых крупинок.
У яблока семена в форме коричневых капелек.