Ремонт крана из полипропилена

Ремонт крана из полипропилена


Полипропиленовый кран VALTEC

Напорные полипропиленовые трубопроводы благодаря своей дешевизне и относительной простоте монтажа прочно завоевали своё место во внутридомовых инженерных системах.

Кроме непосредственно самих труб и фитингов, соединяемых методом полифузионной сварки, стала применяться и широко использоваться также и специальная полипропиленовая арматура для таких трубопроводов: шаровые краны, вентили, фильтры, коллекторы и обратные клапаны.

Полипропиленовые шаровые краны являются наиболее распространенным видом арматуры, применяемой в системах полипропиленовых трубопроводов. Они устанавливаются и на каждом вводе в квартиру, и на разводящих трубопроводах, и на стояках. Кроме того, такие краны в несколько ином исполнении монтируются на входе и выходе отопительных приборов, позволяя отключать эти приборы в случае необходимости.

Сами по себе шаровые краны являются надёжными и долговечными устройствами. Огромное количество шаровых кранов с латунными и стальными корпусами успешно эксплуатируются десятки лет на объектах самого разного назначения.

Однако в процессе эксплуатации систем полипропиленовых трубопроводов стали выявляться определенные недостатки шаровых кранов, корпус которых выполнен из полипропилена.

Наиболее часто встречающийся дефект, как правило, связан с протечкой крана по штоку (рис. 1, 2).


Рис. 1. Негерметичность уплотнения штока. Проверка мыльным
раствором


Рис. 2. Протечка шарового крана по штоку

Как оказалось, эта проблема может быть вызвана несколькими причинами. Первая причина связана с конструкцией и традиционной технологией изготовления таких кранов.

Латунный шаровой затвор (2) обычного полипропиленового крана (рис. 3) со штоком (4) и седельными кольцами из PTFE (тефлона) (3) помещается в составную пластиковую (полипропиленовую или нейлоновую) обойму (5), состоящую из двух половинок. На шток заранее устанавливаются эластомерные сальниковые кольца (6), выполненные из NBR, EPDM или FPM (витона). Обойма с затворным механизмом фиксируется в пресс-форме, после чего форма поступает в термопластаппарат. Здесь в пресс-форму подаётся под высоким давлением расплавленный полипропилен, формирующий корпус крана (1).

Именно в этот момент могут происходить непредсказуемые деформации обоймы, вызванные воздействием высокой температуры и давления.

В период эксплуатации эти деформации могут усугубляться от воздействия транспортируемой среды. В результате зазоры между обоймой и штоком увеличиваются и уже не могут компенсироваться эластичностью сальниковых колец. Возникает протечка.

Малейшее нарушение режима формования корпуса полипропиленового крана приводит к печальным последствиям. Превышение температуры расплава может привести к полному расплавлению обоймы, что вызовет неработоспособность готового изделия. Если температура расплава будет меньше расчетной, герметичной связи между корпусом и обоймой не возникнет, что вызывает общую потерю краном герметичности (рис. 4).

Рис. 3. Конструкция традиционного полипропиленового крана


Рис. 4. Распил бракованного шарового крана с отслоившейся обоймой

Еще одной причиной потери герметичности полипропиленовых кранов является различие коэффициентов линейного расширения полимерных материалов и латуни.


Рис. 5. Конструкция крана VTp.743

Установка обычного полипропиленового крана в систему горячего водоснабжения или отопления приводит к следующему: пластиковая обойма и корпус шарового крана увеличиваются в размерах больше, чем латунный шаровой затвор и шток. Это ведет к образованию зазора между деталями, в результате чего появляется течь. Шаровой кран уже не представляет собой цельное изделие, а лишь набор отдельных, неплотно прилегающих друг к другу составных частей.

Ещё одним существенным недостатком пластиковой обоймы полипропиленового шарового крана является её гораздо меньшая прочность по сравнению с латунью, из которой выполняется шток. В процессе открытия-закрытия крана, латунный шток, поворачиваясь в обойме, постепенно сминает ее, как и более мягкий и податливый материал. Это вызвано тем, что при воздействии на флажковую рукоятку крана пользователь передаёт на шток не только крутящий, но и некоторый изгибающий момент. И этот изгибающий момент тем больше, чем туже открывается затвор. С течением времени, между штоком и обоймой образуется зазор, который уже не может компенсировать эластичность сальниковых эластомерных колец. Как следствие, возникает течь.

Читайте также:  Все модели швейных машин

Выявив и изучив вышеизложенные недостатки, компания VALTEC внесла существенные изменения в конструкцию полипропиленовых шаровых кранов.

В полипропиленовом кране VTp.743 (рис. 5) в конструкцию крана включена сальниковая обойма (7), выполненная из латуни CW614N, в которой помещён шток (4) и сальниковые кольца (6). Такая обойма уже не покоробится при формовке и не потеряет герметичности из-за силовых и абразивных воздействий штока. В нижней части штока имеется опорный буртик, который упирается в латунную сальниковую обойму. Таким образом давление рабочей среды, а также возможные гидравлические удары, воспринимает не пластик, как в традиционном кране, а латунь. Обойма, в которой располагается шаровой затвор (2) и седельные кольца (3) выполнена из полипропилена, армированного стекловолоконной фиброй.

Масса фибры составляет 17 % от общего веса материала обоймы. Армированный полипропилен обоймы имеет коэффициент линейного расширения 6,2х10-5 1/°С, что более чем в два раза ниже чем у неармированного полипропилена (13х10-5 1/°С). Таким образом, обойма компенсирует скачок в линейных деформациях латуни и полипропилена, не позволяя появляться в конструкции крана зазоров, ведущих к потере герметичности. Это обеспечивает заявленный класс герметичности шарового затвора (класс «А») как в системах отопления, так и в системах горячего водоснабжения. Эти же решения использованы в конструкции радиаторных шаровых кранов VTр.717 (прямой) и VTр.718 (угловой) (рис. 6).


Рис. 6. Конструкция шарового крана VTр.717

Единственным отличием от крана VTp.743 у радиаторных кранов является наличие дополнительного интегрированного в корпус резьбового патрубка, к которому присоединяется полусгон с накидной гайкой. Полусгон служит для непосредственного соединения полипропиленового крана с отопительным прибором.

Чтобы ещё больше приблизить эксплуатационные и прочностные качества полипропиленового шарового крана к его латунным аналогам, компанией VALTEC был разработан усиленный шаровой кран VTp.744 (рис. 7), представляющий некий гибрид латунного и полипропиленового шаровых кранов, сочетающий в себе достоинства каждого из них.


Рис. 7. Конструкция крана VTp.744

В кране VTp.744 пластиковая обойма затвора и шара заменена на латунную, изготовленную из горячепрессованной никелированной латуни CW.617N. В сущности, получился латунный шаровой кран, заключенный в полипропиленовую оболочку. Для защиты от протечек, вызванных разностью коэффициентов линейного теплового расширения латуни и пластика, в местах возможного негативного проникновения рабочей среды в обойму интегрированы уплотнительные кольца из EPDM. Сальниковый узел такого крана теперь ничем не отличается от сальникового узла обычного латунного крана, например серии VALTEC COMPACT. Такой кран хоть и несколько дороже обычных полипропиленовых кранов, но по эксплуатационным свойствам, прочности и долговечности значительно превосходит их.

Внешний вид кранов VTp.744 и VTp.743 одинаковый. Различаются они маркировкой на корпусе («744» и «743»).

Стендовые испытания в Лаборатории комплексных испытаний элементов инженерных систем (ЛаКИЭлИС) подтвердили ресурсную надёжность шаровых полипропиленовых кранов, о которых мы рассказали в этой статье.

В частности, при циклических испытаниях краны VTp.743, VTp.717 и VTp.718 выдержали по 13 000–15 000 циклов открытия/закрытия на горячей (70 °С) воде, а кран VTp.744 – 24 000 циклов.

Таким образом, используя полипропиленовые шаровые краны VALTEC, пользователь может быть твёрдо уверен в их длительной безаварийной эксплуатации.

Читайте также:  Рейтинг настольных циркулярных пил

Если судить по рисунку, то можно отметить несколько моментов осложняющих монтаж нового крана — практически отсутствует расстояние между не разборной муфтой (металл/полипропилен­ ) тройником и краном, близость стены. Все это можно использовать дальше в таком же виде, если только ниже неисправного крана врезать новый (исправны) Старый кран, в открытом виде, будет просто приложением (если он конечно не течет из под рычага.

Что же делать при полной замене. Я бы в вашем случае, остановив воду, обрезал трубу ниже крана. После этого нужно обрезать трубу между муфтой и углом 90 градусов, вывернуть муфту (потому что полностью вывернуть муфту с углом может не дать стена) После этого откручиваем муфту с резьбы металлической трубы.

Теперь можно использовать и латунный кран, навернув его прямо на металлическую трубу а на него уже в свою очередь разборную муфту американку. Есть латунные краны уже с такими муфтами.

В очень ограниченном пространстве можно поставить вот такой кран, который объединяет в себе и переход с металла на полипропилен, и запорный блок, и поворот на 90 градусов.

Еще один вариант, после разборки, снова так же ставить не разборную муфту, выходить вниз углом 90 градусов, и уже к углу (через отрезок трубы) припаивать вот такое кран, в вертикальном положении как и стоял старый —

И еще совет: Я лично стараюсь избегать при пайке полипропилен (там где это возможно) стыковать углы, тройники, краны и т.п., слишком плотно друг к другу. Лучше оставлять запас хотя бы для еще одной перепайки. Это очень упрощает и демонтаж и сокращает расходы, потому как подавляющее большинство полипропиленовых комплектующих можно использовать повторно, промыв и обезжирив.

Ну а из инструментов вам понадобятся, конечно же паяльник (сварочный аппарат по полипропилену) ножницы по ПП, ну и необходимые кран, лучше иметь ножовку по металлу, угол 90 градусов, лента-фум или лен, газовый ключ.

Краны из полипропилена вызывают у многих покупателей недоверие в связи с тем, что они считают материал изготовления ненадежным и недолговечным. Между тем, современные технологии обеспечивают высочайшее качество изготовления, благодаря чему по своим свойства такие краны не уступают изделиям из металла, а по некоторым показателям даже превосходят их. В данной статье будут рассмотрены основные особенности данного вида изделий и критерии выбора качественных моделей.

Достоинства данной группы изделий

Краны для полипропиленовых труб могут быть самыми разными: стальными, латунными или из того же материала, что и основные коммуникации. Именно последний вариант мы и рассмотрим более подробно, тем более, что у него есть целый ряд неоспоримых достоинств:

Простота монтажа Любой специалист подтвердит, что установить своими руками кран из полипропилена гораздо проще, чем металлический. Система крепления представляет собой резьбовые трубные соединения и самое главное – выбрать узлы с нужной резьбой, чтобы не пришлось снова возвращаться в магазин для замены
Низкий вес Масса конструкций данного вида намного ниже, чем у других вариантов. Это не только упрощает их погрузку и перевозку, но и снижает нагрузку на конструкцию, что в некоторых случаях является основополагающим фактором при выборе
Стойкость к коррозии Благодаря тому, что полипропилен не подвержен коррозионным процессам, внутренняя поверхность узлов остается гладкой на протяжении многих лет, на ней не скапливается налет и значительно снижается вероятность возникновения засоров
Простота эксплуатации После установки и сборки системы краны не нуждаются в обслуживании, то есть коммуникации не нуждаются в периодической проверке и чистке, что очень важно в местах, доступ к которым затруднен по каким-либо причинам
Долговечность Срок службы изделий из полипропилена составляет порядка 50 лет, что превосходит показатели большинства аналогов. При этом цена изделий весьма демократична, что можно также отнести к немаловажным преимуществам

Важно!
Еще одним важным преимуществом является тот факт, что запорный механизм изготавливается из высококачественной нержавеющей стали, это гарантирует долговечность конструкции и ее стойкость к неблагоприятным воздействиям.

Особенности полипропиленовых кранов

Для начала следует разобраться с основными особенностями конструкции, это позволит лучше понять, как функционирует система.

Читайте также:  Серо зеленый цвет в интерьере

Устройство

Изделия могут быть изготовлены из разных видов сырья, чаще всего верхний предел термостойкости ограничен 95 градусами. Лучше всего выбирать конструкции из марки сырья PPRC, размерный ряд изделий достаточно широк, но самыми распространенными являются типоразмеры 20, 25, 32 и 50 мм, но можно найти и другие варианты.

Независимо от размера конструкция состоит из следующих составных частей:

Также» можно встретить конструкции не только с двумя выходами, но и с тремя. Второй вариант встречается значительно реже, но в местах, где необходимо соединить три трубы, он просто незаменим.

Полипропиленовый трехходовой кран отличается сложной конструкцией и высоким качеством исполнения

Вывод

Данная статья – своего рода инструкция по выбору запорной арматуры из материалов нового поколения, важно выбрать качественный вариант, и он будет служить очень долго. Видео в этой статье расскажет еще некоторые важные нюансы по данной теме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector