Разновидности кистей для рисования

Разновидности кистей для рисования

Рубрики

  • Декупаж (577)
  • картинки для декупажа (150)
  • МК по декупажу (115)
  • Идеи (99)
  • Материалы для декупажа (30)
  • Мои работы (10)
  • Декупажное видио (5)
  • Рукоделие (125)
  • Вышивка крестом (1)
  • Бумага и из нее же (123)
  • Плетение из газет и журналов (28)
  • Квиллинг (8)
  • Картинки, клипарты, картины, Красота (108)
  • Для дома (107)
  • Дачные страсти (103)
  • Идеи (101)
  • Идеи для Нового года (78)
  • Идеи к 23 февраля (4)
  • Идеи к пасхе (2)
  • Идеи к Восьмому марта (1)
  • Делаем сами (96)
  • шторы (93)
  • Шитье (84)
  • Живопись (83)
  • Учимся рисовать (41)
  • Мастер-классы (79)
  • Фотошоп (78)
  • Уроки фотошоп (34)
  • Кулинария (66)
  • Торты (6)
  • Салаты (6)
  • Выпечка (5)
  • Заготовки (3)
  • Стихи (61)
  • Для деток-игры, одежки, придумки (61)
  • Бисер (58)
  • Интерьер (50)
  • Юмор (38)
  • красота и здоровье (32)
  • Мебель (32)
  • Фотография (28)
  • Уроки, советы (6)
  • Растишки (27)
  • Мыльные секретности (27)
  • Пригодится (26)
  • Подушки-одеялки (26)
  • Мысли и размышления (24)
  • Стекло-декор (23)
  • Книги и журналы (22)
  • Питер (20)
  • Из инета (12)
  • Свадебное (20)
  • Помощь в настройках (18)
  • Интересное-чудесное (18)
  • Канзаши (17)
  • Пэчворк (14)
  • Свет во всех его проявлениях (13)
  • Православие (13)
  • Для дневничка (12)
  • Подарки и поздравления (12)
  • Переделки-одежда,обувь и прочее (12)
  • Женский образ (11)
  • Видео (9)
  • Программы (8)
  • Музыка (8)
  • Виртуальные путешествия (7)
  • Воспитание деток (6)
  • Коврики (6)
  • Танец (3)
  • Танго (3)
  • Авто (3)
  • Фоторамки (3)
  • Психология (2)
  • Лепка (1)
  • Изучаем английский (1)
  • Заработок в инете (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Вторник, 26 Июня 2012 г. 07:49 + в цитатник

Кисти художественные. Разновидности и состав.

Кисти художественные

Кисть – это не более, чем простейший инструмент, помогающий художнику выполнить задуманное. Но как и с каждым инструментом с кистями надо тоже уметь обращаться.

Состав кисти . Кисти художественные состоят из трех основных частей: волосяного пучка, металлической обоймы (капсюля) и деревянной ручки. Волосяной пучок, собственно рабочая часть кисти — это натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера. Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма изготавливается из металла и других материалов. Цельнотянутые обоймы наиболее удобны в работе и внешне более привлекательны. Ручку хорошего качества можно сделать лишь из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук, береза. ).

Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями. С помощью круглой кисти вы сможете проникнуть в самые "недоступные” участки картины.

Плоские кисти изготовляются путем сдавливания обоймы так, чтобы образовался пучок плоской формы. Такими кистями наносят широкие ровные мазки: ими хорошо работать на крупных участках холста. Благодаря густоте и длине волоса, кисть удерживает много краски.

Этот вид кистей близок плоским: оба вида обладают схожей формой, однако пучок у этих кистей короче, что придает кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме этого, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.

Это — плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Ее применение весьма разнообразно — ей можно писать как обычной плоской кистью и, в то же время, в перпендикулярном положении к поверхности — как круглой. Это — постоянный лидер среди кистей, используемых для перехода одного цвета в другой.

Если вам необходимо нанести очень точный мазок, лучшей кисти не найти. Она похожа на подрезанную под угол плоскую кисть с коротким ворсом. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть — превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких, мелких участках картины.

Кончик волоса данной кисти тупой и плоский, а краска наносится на поверхность вертикальными ударами. Кисти служат для нанесения ровного слоя через трафарет. Кроме этого, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.

Кисти предназначены для свободной живописи заливками; используются, главным образом, с акварелью и производятся практически всегда из мягкого беличьего волоса. Они оправдывают свое название, поскольку могут удерживать много краски. Сухая кисть "шор” дает прекрасные результаты при работе поверх влажной краски — особенно по маслу — для размывки и смягчения контуров.

Это младшая сестра шрифтовых кистей. Они короче последних, но длиннее круглых, оставляют точные линии, длинные мазки и также годятся для нанесения надписей.

Кисти обладают общими конструктивными характеристиками; кроме этого, они имеют ряд общих свойств в отношении формы. Форма пучка и назначение кисти связаны напрямую.

Плоские кисти, в отличие от круглых, более эластичны, дают возможность получать более определенную плоскую форму мазка, поэтому они удобны для изображения травы, земли, листьев, архитектурных деталей и всего того, что требует точных очертаний.

По виду волоса кисти разделяются на щетинные, песчаниковые, барсуковые, медвежьи, колонковые, беличьи, ушные (коровьи), а так же синтетические.

Свиная щетина: Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской, как колонковая кисть — для акварели. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Упругая, крепкая щетина этого животного (волос длиной до 20 см) подвергается обработке — щетина кипятится и отбеливается и только белый волос идет на изготовление кистей профессионального качества. Вслед за упругостью, важнейшей характеристикой свиного волоса является его расщепленный кончик — он способствует хорошей наполненности кисти и ровному нанесению краски на поверхность основы. Самые лучшие кисти содержат около 80% расщепленных волосков.

Барсук: Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Ей нет равных при замесе масла или акрила. Волос этой кисти имеет коническую форму, а "брюшко” волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса. Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет "брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетические кисти. Синтетический волос на основе сложных полиэфиров выпускается в широком диапазоне диаметров и различной степени эластичности. Он хорошо ведет себя с маслом и акрилом — как густым, так и разведенным. Одним словом, щетина или синтетическая кисть с упругим волосом может эффективно использоваться при работе с краской прямо из тубы. Если наносить краску прямо из тубы или перед этим умеренно ее разбавить, то подойдет волос средней жесткости синтетической или натуральной (барсук) кистей. Более разбавленной краской работайте мягкой синтетической кистью или кистью из натурального волоса.

Читайте также:  Лучший магнитный кабель для зарядки телефона

Кисти песчаниковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста песчаника. По форме выпускаются только плоские с удлиненной или укороченной волосяной частью. Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок, лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Кисти медвежьи изготавливаются из обработанного волоса белого медведя. По форме выпускаются только плоские с удлиненным или укороченным волосяным пучком. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для работы масляными красками, а также темперой, гуашью и акварелью.

Кисти колонковые изготавливаются из обработанного волоса хвоста колонка. По форме бывают круглые и плоские, с удлиненной или укороченной волосяной частью. Эти кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости они применяются во всех видах живописи и совершенно незаменимы в работе гуашью и акварелью тогда, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи, главным образом при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяются круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев — плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Кисти беличьи изготавливаются из обработанного волоса хвоста белки. По форме выпускаются только круглые. Беличьи кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью.

Практические применения кистей зависит от индивидуальных требований того или иного мастера, от того, в какой технике он решает те или иные живописные задачи.

Вероятно, вы заметили, что подходящую кисть подобрать не так уж сложно. Вот еще несколько советов, которые помогут сделать правильный выбор. Не покупайте кисти наугад. Сначала следует тщательно проверить пучок. На рынок поставляется много кистей, снабженных защитными колпачками. Если колпачки были сняты и затем снова возвращены на место или заменены, есть вероятность, что пучок кисти поврежден. После этого, попробуйте акварельную кисть в деле. Любой серьезный продавец предоставит вам немного воды и место для испытания. Помните об основных показателях: тонком кончике, упругости и контроле над текучестью. Перед тем, как набрать кистью воды, удалите с пучка защитные элементы, по инструкции, предусмотренные производителем. Теперь наполните кисть водой. Новая кисть в контакте с водой ведет себя иначе, нежели бывшая в употреблении или поврежденная. Пусть новая кисть "подержит” воду в течение нескольких минут перед испытанием. Наберитесь терпения — возможно, понадобится

наполнить кисть водой несколько раз перед тем, как пучок примет необходимую форму. Далее, слегка постучите черенком по руке. Кончик пучка хорошей кисти должен заостриться. Теперь можно попробовать кисть на рабочей поверхности. Также при испытании сгибают конец волосяного пучка, пучок должен принять снова правильную форму и не топорщиться. При выборе круглых кистей № 1, № 2, № 3 для прорисовки мелких деталей — так же кисть смачивается и на ладони пробуют нарисовать знак восьмерки. Если кончик эластичен и кисть изготовлена правильно — волос не топорщиться, собраны в остриё и четко повторяют контуры движения. И обратите внимание, по мере высыхания или расхода воды, кисть не изменяет форму, гибкость и эластичность. При отрыве от ладони принимает исходную форму, а не остается с согнутым острием.

Общее правило для всех кистей — убедитесь, что обойма надежно закреплена на ручке. При выборе щетинных кистей внимательно проверьте щетину — много ли в ней волосков с расщепленным кончиком? Проведите синтетической кистью по пальцам — почувствуйте, какова относительная упругость ее волоса? Подходит ли она для работы с густой краской?

Также надо затронуть размер кисти. В художественном салоне вы наверняка столкнетесь с такой проблемой: размеры кистей у разных производителей значительно отличаются. На некоторых предприятиях размер акварельной кисти определяется диаметром отверстия обжимной обоймы. Это означает, что диаметр обоймы кисти №12 составляет 12 мм. Данный метод, казалось бы, должен способствовать установлению унифицированного подхода к определению размеров кистей всеми производителями. Однако сложность заключается в том, что в некоторых странах нет соответствия между величинами диаметра латунных и медных трубок, используемых в производстве обойм. Кроме этого, в каждой стране используются разные исторически сложившиеся стандарты определения номера кисти. В конечном счете, вам придется "на глаз” сравнивать размеры кистей независимо от указанного номера.

При ежедневной работе, если кисти не были вымыты, их оставляют в банке с керосином. Перед работой кисти должны быть тщательно вытерты тряпкой. Для мытья кистей существуют специальные кистемойки, которые представляют собой коническое ведерко с дырчатым или в виде сетки дном. Это коническое ведерко вставляют в ведерко с налитым керосином. Для отмывания кистей от краски их трут о сетчатое дно вставленного ведерка. Краска отмывается от кистей и осаждается на дно ведерка с керосином. Кисти в керосине можно оставлять на несколько дней. Размеры кистемойки: диаметр 130 мм, высота 190 мм.

Хорошо кисти отмываются и в мыльной пене, только не мойте кисть мылом, которое бы вы не решились использовать на собственных волосах. При длительном перерыве в работе, кисти следует тщательно вымыть в керосине, затем в мыльной пене и начисто промыть теплой водой. После этого кисти нужно опустить в банку с льняным маслом так, чтобы волос их не касался дна банки.

Запасные кисти следует хранить в сухом месте пересыпанными нафталином, обработанными специальной жидкостью от моли или покрытыми крахмальным клейстером.

Нельзя представить традиционную живопись без кисточек для рисования. Они бывают профессиональными и обычными, натуральными и синтетическими, плоскими и круглыми… Пушистые друзья художников приглашают разобраться, какие же есть виды кистей, входящих в различные наборы для рисования.

Из каких частей состоит этот инструмент художника:

  • Ручка – бывает деревянная или пластмассовая. Предпочтительнее деревянная лакированная. Длинные ручки более удобны при работе на больших форматах с мольбертом, а короткие – на малых листах и мелких деталях;
  • Металлическая обойма – закрепляет волосяной пучок на ручке и придаёт ему форму;
  • Пучок.

Натура и синтетика

Среди ворса природного происхождения популярен беличий. Такие кисти мягкие, хорошо впитывают воду, для акварели с круглой обоймой – незаменимы. Архитектурные объекты удобно рисовать плоскими кисточками, так как они дают чёткие края. Маленькие беличьи хороши для рисования по дереву.

Колонок – это волос пушистого зверька семейства куньих. Он дорогой, по сравнению с белкой более жёсткий, но подходит для любых стилей живописи.

Пони – ближе к колонку, чем к белке. Обычно их используют тогда, когда нет ни того, ни другого для акварели.
Барсук – более мягкий материал, подходит для мягких красок.

Соболь объединяет свойства колонка и белки для крупных и мелких работ.

Читайте также:  Ппми изоляция для труб

Свиная щетина справляется с густыми красками, поэтому масло и акрил – её выбор. Жёсткость даёт следы волосков на полотне при письме в полусухую.

Коза – волос упругий, длинный и достаточно мягкий. Кисточки из козы применяются в акварели, живописи тушью и каллиграфии. Кроме того, за счёт стойкости к температуре горячего воска такие кисти подойдут для горячего батика.

Если сравнивать синтетические и натуральные кисти для рисования из щетины, то первые более мягкие. Также синтетика устойчива к истиранию и даёт мягкий мазок. Интересно, что жёлтый цвет нейлонового ворса отличается от белого большей мягкостью.

Размер и форма имеют значение

У каждого производителя – своя маркировка номеров, поэтому кисти с одинаковыми цифрами на ручке могут иметь разные параметры.
Особо большие и широкие кисти «флейц» – подобными наносят клей на обои – находят применение и в рисовании, когда требуется залить объёмный фон. Чем больше формат картины, тем шире должна быть кисть.

Кстати, если вы не знаете, что купить для рисования малышу, то обратите внимание на такой принцип: чем младше ребёнок, тем толще кисть. Ведь у маленького ребёнка техника рисования ещё не сформировалась: он держит ручку в кулачке, пыхтит и плотно прижимает пучок к листу бумаги.

Набор кистей для рисования юным творцам должен отвечать следующим требованиям:

  • Прочность ручки;
  • Большая толщина кисти;
  • Разнообразность форм.

Последний пункт важен потому, что ребёнку может наскучить рисовать одной и той же формой кисти. Тем более, что линии у детей получаются на сразу: вначале они получают удовольствие от клякс.

Основные формы: плоские и круглые

Плоская кисть даёт широкий мазок и покрытие большой поверхности. Однако другая, узкая сторона даёт возможность сделать более узкий мазок. Её используют и для нанесения лаков, грунтовки – она незаменима в декоративно-прикладном творчестве.

Одна из назначений специализированной плоской кисти с длинным ворсом – для двойного мазка. Кромка ворса здесь подрезается в виде конуса, что даёт тонкую прямую линию при рисовании кромкой вдоль.

Ещё один вид плоских кистей — отводные или ретушные кисти. У них короткий ворс, подрезанный под углом. Этот острый кончик позволяет наносить аккуратные, точные мазки и создаёт чёткие линии, ширину которых можно регулировать силой нажатия. Иногда такие кисти используют как замену специальных кистей для «двойного мазка».

Особняком стоит плоская веерная форма кисточки: её используют редко, для специфических эффектов. С её помощью можно сделать утончённую растяжку цвета, растушёвку, лессировку, а также смягчить контраст в портретной, пейзажной и абстрактной живописи.

Круглая кисть подразумевает изогнутые линии и способность рисовать мазки разнообразных форм.

Кисти, мазки – продолжение руки

Что выбрать: синтетику или натуральные материалы? Однозначного ответа нет – синтетические кисти бывают незаменимы в некоторых техниках гуаши и акрила, а натуральные стоят больше, но быстрее стираются, особенно при покрытии полотна большого формата. Если же художественный инструмент испортился, им можно писать только в таком виде живописи, как «горячий батик».

  • кисть не должна быть подрезана;
  • ворс должен быстро восстанавливать свою форму, то есть быть упругим;
  • при намокании волосяной пучок становится похожим на каплю.

Последний пункт желательно проверять при покупке в магазине: можно попросить проверить товар, окунув его в воду.
На что ещё обратить внимание при выборе кисти:

  • Проверьте обойму: она не должна шататься, прокручиваться, ведь качественный товар имеет плотную обжимку.
  • Волоски не должны вылезать из кисти, если вы погладите её кончик. Даже один выпавший волосок указывает на плохое качество!
  • Хороший инструмент имеет качественную ручку из дерева твёрдой породы (бука, берёзы) с лакировкой.
  • Если это круглая кисть из белки, то все волоски должны сходиться в тонкий кончик.

Для письма масляными красками больше подходит щетина, а не белка из-за их густоты. Кисть из колонка будет вязнуть; но для детализации по сухому можно использовать и её, а также синтетику. Плоские кисти предпочтительнее: они более упруги и более равномерно распределяют масло по поверхности холста. По ширине обоймы лучше брать кисти 1,5 см, 1 см, пару-тройку по 5 мм и три-четыре кисти 4-3 мм. Наиболее популярные номера от 10 до 12: у каждого производителя – свой стандарт размера. Тем более, что каждый художник подбирает величину кисти под своё удобство.

Как ухаживать

Один день из жизни кистевяза

Самый распространённый вид искусства на Востоке – каллиграфия или «сёдо» — путь письма. А кисти мастера Фу Дэ уважительно называли в древности одной из четырёх драгоценностей кабинета. Именно этим кисточкам японское искусство обязано неизменно точными и изысканными линиями. Несколькими движениями опытный мастер-каллиграф может оставить на бумаге иероглиф как неповторимый знак своего мимолётного настроения.

Каждая кисть начинается с хвоста. Например, беличьего. Из одного хвостика можно сделать до сорока тонких кистей или одну с длинным и толстым кончиком. Аккуратные пушистые кучки перевязывают и обрабатывают бензином для жёсткости. Затем идёт прокаливание в печи около четырёх часов при температуре около 200 градусов. Закалённый волос становится более упругим и эластичным.

Все волоски нужно разобрать по цвету и длине, а это ювелирная работа. Теперь пучок окунается в зубной порошок, чтобы волоски не склеились от остаточного статического электричества и не скользили. Из бобины на ощупь берётся ровно столько волос, сколько нужно для кисти. Пучок вставляется в железный стаканчик и тщательно взбивается. Правильно взбитая рабочая часть получается ровной определённой формы и плотности. После этого пучок связывают посередине ниткой и получается, говоря профессиональным языком кистевязов, мазок. Затем его помещают в обойму, вытянув на нужную длину волосяной кончик. Таким образом получают множество рисующих форм: круглых и плоских, тонких и толстых, мягких и жёстких кистей в наборе.

Если эта кисть плоская, то обойму сплющивают. Готовые обоймы закрепляют капелькой клея и насаживают на ручку. Фиксируют ручку к обойме путём прокатывания, а затем наносится маркировка. Так выпускается до пятисот кистей для рисования в день. Теперь их путь лежит в магазин, а оттуда – в мастерские художников. Кстати, такие кисти используются ещё и профессиональными косметологами по всему миру, ведь макияж тоже можно считать изобразительным искусством.

Где лучше купить кисти для рисования

Покупать кисточки для рисования можно как в художественных магазинах, так и в интернете. В первом случае их можно пощупать, опустить в воду – словом, проделать все те манипуляции по выбору, которые описывались. На сайтах можно ориентироваться только по описаниям, отзывам и видео-обзорам. Но преимущество интернет-заказов в том, что выбора там значительно больше и цены могут быть намного приятнее.

Самые дешёвые для рисования кисти лучше не покупать, но и очень дорогие – не обязательно. Как всегда, в золотой середине находится средняя ценовая категория. У хорошего производителя кисти находятся в специальных колпачках, чтобы защитить ворс от внешних механических воздействий.

Читайте также:  Роза экзотика фото и описание

Безусловно, для новичков выбирать кисти не так просто, но с советами мастеров рисования гораздо легче: все познаётся на практике.

  • Круглые кисти
  • Плоские кисти
  • Специальные кисти

В наш век высоких технологий производство такой простой вещи, как кисть, кажется делом нехитрым. Однако, создание качественной художественной кисти – достаточно серьезная работа. Еще три столетия назад художникам приходилось самостоятельно изготавливать для себя кисти, и только затем появились ремесленники, которые стали производить эти инструменты для художников.

Сегодня процесс производства кистей объединяет как традиционные методы, так и передовые современные технологии, предлагая всем профессионалам и любителям художественного творчества замечательные инструменты для живописи.

Художественные кисти производятся в широком диапазоне размеров, типов и материалов. Как разобраться в этом многообразии?

Рассмотрим сначала, из каких основных частей состоит художественная кисть:

  • волосяной пучок/head (рабочая часть кисти) состоит из натуральных или синтетических волос, собранных в пучок определенной формы и размера,
  • металлическая обойма/ferrule (капсюль, гильза) обеспечивает конструктивную опору для волосяного пучка, служит для придания формы и соединения его с ручкой. Обойма, как правило, изготовлена из устойчивого к коррозии металла: латуни, меди, алюминия. Качественная обойма должна быть цельнометаллической (бесшовной).
  • ручка/handle (древко) производится преимущественно из древесины твердых пород деревьев (берёзы, осины, бука, ольхи). Есть и исключения, например, акварельные кисти с акриловыми ручками. Деревянные ручки обычно покрыты лаком для защиты от воздействия красок и жидкостей.

Остановимся теперь на основных формах художественных кистей.

Из всего многообразия форм и размеров выделим 2 основных вида кистей – круглые и плоские. Круглые кисти имеют цилиндрическую форму обоймы, а плоские – сплющенную (плоскую). И круглые и плоские кисти также делятся на подвиды в зависимости от длины и формы пучка.

Круглые кисти, пожалуй, самые универсальные. Волосяной пучок обжат в обойму цилиндрической формы и образует во влажном состоянии закругленный кончик.

Качественная круглая кисть позволяет создавать широкий спектр форм и эффектов, хорошо удерживает воду, впитывает излишки краски и легко ополаскивается. Необычайная эластичность такой кисти позволяет отобразить каждый жест художника, желающего добиться особой выразительности мазка. Хорошая круглая кисть имеет острый кончик, который позволяет выполнять тончайшие детализированные работы.

Кстати, в старину именно круглые кисти были наиболее распространенными, т.к. консистенция традиционных масляных красок в то время была более «сливочной». Круглые кисти удерживали больше краски и давали четкие сочные линии.

Существует широкое многообразие круглых кистей, их толщина и размеры зависят от того, в какой области художественного творчества они применяются: для миниатюрных работ, заливочные, шрифтовые, лайнеры.

Кисти для миниатюрных работ – тонкие и наиболее короткие из круглых кистей, имеющие достаточно короткий или средней длины ворс. Они используются для тонких скрупулезных работ. Такие кисти позволяют поставить тончайшую точку или провести тончайшую линию небольшой длины.

Заливочные кисти – толстые круглые кисти из мягкого ворса. Используются в акварельной живописи для заливки цветом больших площадей, а также для базовых плотных мазков.

Плоские кисти – это кисти с плоской обоймой и прямым краем, первоначально ставшие популярными среди художников-импрессионистов конца XIX века. Плоские кисти достаточно универсальны, они способны удерживать много краски и хороши как для заливки больших участков, так и для создания четких широких мазков. Почти все мазки, сделанные при помощи плоской кисти, образуют угловой или прямой край, поэтому они часто используются «мокрым по мокрому» (при этом маскируются или смягчаются характерные резкие края). Очень востребованы плоские кисти в архитектурной живописи.

Формы мазка плоской кисти разнообразны и зависят от материала, из которого изготовлен пучок, от его жесткости, а также от техники нанесения мазка.

Контурные кисти – вид плоских кистей, который имеет более короткий пучок. Это придает им большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме того, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и хорошо выделяет контур.

Скошенные кисти (ретушные) – плоские кисти, имеющие пучок, скошенный под углом. Используются для создания набросков и эскизов, позволяют проводить очень четкие линии, очерчивая острые углы.

Кошачий язык (овальные, филберт) – любимая многими художниками плоская кисть купольной или овальной формы. Эта кисть универсальна и подходит как для крупных мазков, так и для мелких деталей, совмещая в себе свойства как плоской, так и круглой кисти (если держать ее в перпендикулярном положении к поверхности). При помощи этой кисти можно не отрывая руки легко переходить от толстых линий к тонким, а также создавать переходы одного цвета в другой.

Для большинства работ, как уже упоминалось, требуется две или более основных – круглых и плоских кистей. Кроме того, существует целый ряд специальных кистей, которые нужны не так часто и предназначены для создания каких-либо специфических эффектов.

Ретушные – лучшие кисти для очень точного мазка. Они напоминают срезанную под острым углом плоскую кисть. Кончик такой кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущей краску, поэтому такая кисть – превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких участках картины, а также для прорисовки контуров.

Трафаретные – объемные плотные кисти круглой формы, имеют тупой плоский кончик волосяного пучка. Кисти служат для нанесения краски через трафарет вертикальными ударами. Кроме того, они прекрасно подходят для лессировок или свободно положенных слоев краски.

Флейц – широкая плоская кисть, предназначенная для нанесения широких слоев краски одним мазком и для свободной живописи заливками. Используется, главным образом, с акварелью, поскольку может удерживать много краски; всего несколькими движениями позволяет создавать большие по площади фактуры.

Веерные – плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. Они предназначены для растушевки краски, уже нанесенной на основу. С помощью таких кистей можно сделать утонченную цветовую растяжку. Они подходят также для смешивания, смягчения контрастов и фактуры. Используются для создания спецэффектов в портретной, пейзажной и абстрактной живописи.

Моп (швабра) – круглая кисть, сделанная из мягкого натурального волоса, способна впитывать большое количество краски. Используется для работы на больших площадях, смачивания поверхности, удаления излишней влаги.

Окончательно решить, какая же кисть необходима для работы с теми или иными красками, помогут знания о природе ворса, из которого изготовлен волосяной пучок кисти.

Шрифтовые кисти (шлепперы) – круглые тонкие кисти с длинным ворсом для работы с жидкими красками. Применяются для нанесения тонких ровных линий, надписей, для создания подсветки. Удлиненный волосяной пучок служит резервуаром для краски, что позволяет провести длинную линию без повторного наполнения кисти.

Лайнеры – специальные кисти с длинным ворсом (от 10 мм до 25 мм), часто используемые в аэрографии для подчеркивания контуров, для проведения очень длинных линий одинаковой толщины. Основание пучка кисти служит резервуаром для краски, «питающим» удлиненную сердцевину, что позволяет долго вести тонкую непрерывную линию без дополнительного добора краски.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector