Профилактические испытания и измерения электродвигателей

Профилактические испытания и измерения электродвигателей

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист

В процессе обслуживания периодически проверяют сопротивление изоляции подшипников и двигателя. Для обмоток статора сопротивление изоляции должно быть не менее 10 МОм, для обмоток ротора—1,5 МОм, для подшипников — 0,5 МОм. Если уровни изоляции не соответствуют указанным, обмотки сушат, а у подшипников проверяют и при необходимости заменяют изоляцию. Снижение электрической прочности объясняется способностью хлопчатобумажных и волокнистых материалов изоляции увлажняться.
О степени увлажнения изоляции машин судят по значениям сопротивления изоляции относительно корпуса и между обмотками и по коэффициенту абсорбции. Значение коэффициента абсорбции должно быть не ниже 1,3 при использовании для измерения мегаомметра на 2500 В.
Испытания повышенным напряжением проводят в течение 1 мин напряжением 0,8 (2UH0M + 3) В. Если сопротивление изоляции обмоток ниже нормы, то обмотки очищают от пыли и грязи, протирают бензином, холодным четыреххлористым углеродом и после просушки покрывают изоляцию слоем лака. Электродвигатель сушат обычно в неподвижном состоянии одним из следующих способов: горячим воздухом от воздуходувки, токами короткого замыкания или индукционными токами в стали статора.
Сушку изоляции проводят при температуре, близкой к максимально допустимой — 80—85 °С.
При сушке двигателя периодически измеряют сопротивление изоляции обмоток и определяют коэффициент абсорбции для каждой обмотки. Полученные данные заносят в журнал сушки электродвигателя. Перед измерением сопротивления изоляции обмотку разряжают на землю не менее 2 мин, если незадолго до этого производилось измерение изоляции или испытание повышенным напряжением. Ввиду отсутствия нормальной вентиляции при сушке током осуществляют повышенный контроль за нагревом двигателя, если при достижении наивысшей допустимой температуры нельзя умень

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист

шить напряжение на зажимах статора, нужно периодически отключать напряжение, требуемая температура сушки будет обеспечиваться перерывами в подаче тока в статор.
Сушку двигателя заканчивают, если коэффициент абсорбции и сопротивление изоляции остаются неизменными в течение 3 — 5 ч при постоянной температуре. Обычно сушка двигателя, например АЗ-4500-1500, продолжается от 2 до 4 суток в зависимости от состояния изоляции.
При температуре 85 °С в начальный период сушки сопротивление изоляции обмоток электродвигателя постепенно понижается, а затем через 20—30 ч сопротивление изоляции начинает возрастать, температурная кривая повышается и к концу сушки сопротивление изоляции стабилизируется на значениях 250 — 300 МОм. После прекращения сушки и охлаждения обмоток двигателя сопротивление изоляции несколько увеличится.
Сопротивления изоляции обмоток электрических машин после сушки должны быть не ниже:
— статоров машин переменного тока с рабочим напряжением выше 1000 В — 1 МОм на 1 кВ рабочего напряжения; до 1000 В —0,5 МОм на 1 кВ;
— якоря машин постоянного тока напряжением до 750 В — 1 МОм на 1 кВ.
— роторов асинхронных и синхронных электродвигателей, включая цепь возбуждения, — 1 МОм на 1 кВ, но не менее 0,2— 0,5 МОм;
— электродвигателей напряжением 3000 В и более: статоров — 1 МОм на 1 кВ, роторов — 0,2 МОм на 1 Кв.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

При работе, связанной с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат “Не включать. Работают люди”.

Операцию отключению и включению электродвигателей напряжением выше 1000 В пусковой аппаратурой с приводами ручного управления производят с изолирующего основания в диэлектрических перчатках.

При работе на электродвигателе заземление накладывают на кабель (с отсоединением или без отсоединения его от электродвигателя) или на его присоединение в распределительном устройстве. При работе на механизме, если она не связана с прикосновением к вращающимся частям или рассоединена соединительная муфта, заземлять питающий кабель электропривода не требуется.

Читайте также:  Ремонт гостиной в коттедже
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист

Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично работнику оперативного персонала или выделенному для этой цели обученному работнику, имеющему группу по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

— работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;

— пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми ковриками;

— не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземляющих частей.

Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков. У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением. Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается!

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе производственной эксплуатационной практики получили практические профессиональные навыки по монтажу различных видов оборудования, усвоили технологические приемы и методы монтажа электрооборудования, наиболее широко используемых в сельском хозяйстве.

Ознакомились с современными технологиями, оборудованием, инструментами, материалами, применяемыми при электромонтажных работах.

При работе с асинхронными двигателями в период работы нарушение трудовой дисциплины не допущены.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Правила устройства электроустановок ПУЭ-7 [Текст] : нормативно-технический материал / Деан — СПб, 2012. — 224 с.

2 Мысьянов А.М., Нестеренко В.М. Ремонт электрооборудования промышленных предприятий [Текст]: учебник для нач. проф. Образования. -М.: Академия, 2008. -448с.

3 Москаленко В.В. Электрический привод /Учебное пособие – М.: Ака- демия, 2009. – 366 с.

4 Савченко П.И. и др. Практикум по электроприводу в сельском хозяйст- ве.- М.: Колос, 1996. — 244с.

5 Аипов Р.С., Ярмухаметов У.Р. Электропривод: конспект лекций. Часть II/ Р.С.Аипов, У.Р.Ярмухаметов. – Уфа.: БГАУ, 2014. — 102 с.

6 Стандарт организации . Самостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи [Текст] : СТО 0493582-004-2010. Взамен СТО 0493582-003-2006. – Введ. 2010-04-01. – Уфа.: БГАУ, 2013. – 36 с.

Дата добавления: 2016-10-27 ; просмотров: 884 | Нарушение авторских прав

Профилактические испытания

Профилактические испытания электродвигателей производятся в соответствии с ГОСТ 11826—75* и «Нормами испытания электрооборудования», утвержденными Главтехуправлением Минэнерго.
Измерение сопротивления изоляции мегаомметром напряжением 2,5 кВ производится при выведении электродвигателей в капитальный или текущий ремонт.
Наименьшие значения сопротивления изоляции обмоток электродвигателей мощностью до 5000 кВт приведены в табл. 2.
Таблица 2. Минимально допустимое сопротивление изоляции

Температуру обмотки,

Сопротивление изоляции Rqq >>, МОм, при поминальном напряжении обмотки

Для электродвигателей мощностью более 5000 кВт наименьшее допустимое сопротивление изоляции R60„ при температуре 75 °С определяется по формуле, МОм,

где UHом — номинальное линейное напряжение, В; SH0м — номинальная мощность, кВ-А.
Если вычисленное по этой формуле сопротивление изоляции будет меньше 0,5 МОм, то наименьшее допустимое значение принимается равным 0,5 МОм.
Если температура обмотки во время измерения сопротивления изоляции ниже 75 °С, то фактическое наименьшее значение определяется умножением значения, рассчитанного по вышеприведенной формуле, на температурный коэффициент />т, значения которого приведены ниже:

Испытание изоляции статора электродвигателей мощностью 40 кВт и более и обмоток ротора синхронных электродвигателей выполняется повышенным напряжением частоты 50 Гц в мастерской или непосредственно на месте установки электродвигателя при выводе в капитальный ремонт.
Значения испытательного напряжения составляют 5, 10 и 16 кВ для номинального напряжения обмотки статора соответственно 3, 6 и 10 кВ, а для обмотки ротора 1,2— 2,8 кВ.
У двигателей на напряжение 3 кВ и более мощностью свыше 300 кВт измеряются сопротивления обмоток статора постоянному току. Значения сопротивлений различных фаз обмотки статора не должны отличаться друг от друга или от ранее измеренных, или от данных завода-изготовителя более чем на 2%.
Измерение зазоров между сталью ротора и статора производится в основном у электродвигателей с подшипниками скольжения специальными щупами во время разборки перед ремонтом. Полученные результаты позволяют уточнить объем ремонтных работ по подшипниковому узлу.
Измерение вибрации электродвигателя выполняется в процессе эксплуатации и перед выводом электродвигателя в ремонт. Допустимое значение вибрации на подшипнике электродвигателя не должно превышать следующих значений:
Частота вращения, об мин 1500 1000 750
Допустимая вибрация, мкм — 100 130 160
Гидравлические испытания масло- и воздухоохладителей производятся избыточным давлением (2—2,5) 105 Па (2—2,5 кгс/см2) в течение 5—10 мин, если по инструкции завода изготовителя не даны другие указания.
Испытание возбудителей синхронных электродвигателей (цепи возбуждения, реостат возбуждения, а также сопротивление цепи гашения поля) производится при проведении капитальных ремонтов напряжением 1 кВ относительно корпуса.

Читайте также:  Чем развести битумную мастику до жидкого состояния

Тепловые эксплуатационные испытания

Тепловые эксплуатационные испытания электродвигателей производятся для проверки их соответствия паспортным данным и приводимому агрегату.
Требуемый режим работы испытуемого электродвигателя устанавливается заранее, измерение исследуемых параметров производится в течение последних 2—3 ч после наступления установившегося теплового состояния.
Сопротивление обмоток двигателей в нагретом состоянии, по значению которого определяют их рабочую температуру, замеряют лишь на отключенном и полностью остановленном электродвигателе. Но за время, протекающее от момента отключения до первого замера, температура обмотки изменяется, и согласно ГОСТ 11828—75 требуется экстраполяция кривой остывания на момент отключения.
Для определения характера кривой остывания в начальный период первое измерение сопротивления обмотки рекомендуется производить для машин мощностью свыше 100 кВт не позднее 2 мин после отключения.
Контроль температуры различных узлов электродвигателя в процессе эксплуатации и при испытаниях осуществляется штатными встроенными датчиками температуры. Измерение температуры сегментов подпятников и направляющих подшипников осуществляется термометрическими сигнализаторами типа ТСМ-100 и термометрами сопротивления типа TCM-XI с градуировкой Гр24. Сопротивление датчика температуры при 0°С равно 53 Ом. На выпускаемых в 1970—1980 гг. электродвигателях установлены термометры сопротивления типа ТСМ-6097 и сигнализирующие термометры типа ТКП-160Сг по ТУ 25.02.ЭД1.1870—76.
В электродвигателях 14-го и 15-го габаритов контроль температуры осуществляется, как правило, двумя термометрическими сигнализаторами, а в двигателях 15-го— 17-го габаритов четырьмя или шестью термосигнализаторами. В более крупных электродвигателях температура контролируется не только термосигнализаторами, но и термометрами сопротивления.
Начиная с 1981—1982 гг. заводы-изготовители устанавливают на электродвигателях термопреобразователи типа ТСМ-0879 (ТУ 25.02.792.288—80) и ТСП-0979 (ТУ 25.02. 792.288—80) взамен ТСП-309 по ТУ 25-02.221.547—79. Значения сопротивлений постоянному току этих преобразователей приведены в табл. 3—5. в У электродвигателей серии ВАН-173 (АВ 16-го и 17-го
габаритов) применялись термосигнализаторы типа ТСМ-100 с глубиной погружения 250 мм с капилляром 6 мм, которые были заменены термометрами сопротивления типа ТК.П-160 Сг. Схемы размещения термометров сопротивления и термосигнализаторов в электродвигателях серии ВАН-173 и ВДС-325/69 приведены на рис. 1, 2.
Показывающие приборы термосигнализаторов или термометров сопротивления устанавливают на двигателе или на специальных панелях (щитках) по местным условиям эксплуатации.
Таблица 3. Градуировочная таблица медных термопреобразователей типа ТСГЛ от 0 до 180 °С (#0=53 Ом)

Читайте также:  Газовый обогреватель хендай отзывы
Температура, •С <десятки)

Сопротивление, Ом, при температуре, С (единицы)

Главная // Наша библиотека // Статьи // О периодичности испытаний электрооборудования

Согласно гл. 3.6. ПТЭЭП «Методические указания по испытаниям электрооборудования и аппаратов электроустановок Потребителей» сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок определяет технический руководитель Потребителя на основе приложения 3 Правил с учетом рекомендаций заводских инструкций, состояния электроустановок и местных условий. Указанная для отдельных видов электрооборудования периодичность испытаний является рекомендуемой и может быть изменена решением технического руководителя Потребителя.

Нормы приемо-сдаточных испытаний должны соответствовать требованиям Раздела 1 «Общие правила» главы 1.8. «Нормы приемо-сдаточных испытаний» Правил устройства электроустановок (седьмое издание).

В соответствии с ПТЭЭП (приложение 3), измерения сопротивления изоляции элементов электрических сетей проводятся в сроки:
— электропроводки, в том числе осветительные сети, в особо опасных помещениях и наружных установках — 1 раз в год, в остальных случаях — 1 раз в 3 года;
— краны и лифты — 1 раз в год;
— стационарные электроплиты — 1 раз в год при нагретом состоянии плиты.

В остальных случаях испытания и измерения проводятся с периодичностью, определяемой в системе планово-предупредительного ремонта (ППР), утвержденной техническим руководителем Потребителя (п. 3.6.2. ПТЭЭП).

Например для учреждений здравоохранения, согласно внутриотраслевых руководящих документов, определены следующие сроки проведения испытаний:
— проверка состояния элементов заземляющего устройства в первый год эксплуатации, далее — не реже одного раза в три года;
— проверка непрерывности цепи между заземлителем и заземляемой электромедицинской аппаратурой не реже одного раза в год, а также при перестановке электромедицинской аппаратуры;
— сопротивление заземляющего устройства не реже одного раза в год;
— проверка полного сопротивления петли фаза-нуль при приемке сети в эксплуатацию и периодически не реже одного раза в пять лет.

Периодичность профилактических испытаний взрывозащищенного электрооборудования устанавливает ответственный за электрохозяйство Потребителя с учетом местных условий. Она должна быть не реже, чем указано в главах ПТЭЭП, относящихся к эксплуатации электроустановок общего назначения.
Для электроустановок во взрывоопасных зонах напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью (системы TN) при капитальном, текущем ремонтах и межремонтных испытаниях, но не реже 1 раза в 2 года должно измеряться полное сопротивление петли фаза-нуль электроприемников, относящихся к данной электроустановке и присоединенных к каждой сборке, шкафу и т.д., и проверяться кратность тока КЗ, обеспечивающая надежность срабатывания защитных устройств.
Внеплановые измерения должны выполняться при отказе устройств защиты электроустановок. После каждой перестановки электрооборудования перед его включением необходимо проверить его соединение с заземляющим устройством, а в сети напряжением до 1000 В с глухозаземленной нейтралью, кроме того, — сопротивление петли фаза-нуль.

Конкретные сроки испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок при капитальном ремонте (К), при текущем ремонте (Т) и при межремонтных испытаниях и измерениях (профилактические испытания), выполняемых для оценки состояния электрооборудования без вывода его в ремонт (М), определяет технический руководитель Потребителя, на основании ПТЭЭП и различных межотраслевых руководящих документов.

Ниже приведена таблица соответствующая Приложению 3 ПТЭЭП и др. НТД.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector