Продление разрешения на сброс

Продление разрешения на сброс

Продление Разрешения на сброс загрязняющих веществ в природную среду (ПДС)

Сбросы загрязняющих веществ

Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующего предприятия, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования.

Плата за сбросы загрязняющих веществ

Нормативы допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами, рассчитанный в Проекте предельно-допустимых сбросов устанавливаются на срок не более 5 лет. На основании норматива допустимых сбросов водопользователь обязан ежегодно продлить Разрешение на сбросы загрязняющих веществ. Для данных целей предоставляется отчетная документация о неизменности технологических процессов, проведенных измерениях и пр.

Перечень документов, необходимых для продления Разрешения на сброс загрязняющих веществ в природную среду (ПДС)

  • Заявление в 2-х экземплярах.
  • Проект нормативов предельно-допустимых сбросов (ПДС), оригинал (возвращается природопользователю после согласования).
  • Технический отчет для продления нормативов ПДС за отчетный период, в 1-ом экземпляре, подписанный природопользователем (указывается краткая характеристика предприятия, приводятся изменения технологии и объема производства по сравнению с данными нормативов ПДС).
  • Отчет о проведении лабораторного производственного контроля сточных вод (в том числе ливнёвых, дренажных, фильтрационных) за отчётный период (в соответствии с планом-графиком контроля).
  • Оригиналы протоколов анализов состава сточных (природных, подземных) вод при сбросе в окружающую среду, проведенных аккредитованной лабораторией.
  • План-график проведения лабораторного производственного контроля сточных вод на последующий период, заверенный природопользователем, согласованный соответствующей территориальной инспекцией в 2-х экземплярах.
  • Разрешение на сброс за предыдущий год (копия).
  • Бланк разрешения в 3-х экземплярах.
  • Копию аттестата аккредитации лаборатории, проводившей анализ сточных вод, заверенную руководителем лаборатории.
  • Справку о выполнении природоохранных мероприятий за отчётный период, заверенную природопользователем.
  • Форму государственного учета объектов, осуществляющих негативное влияние на окружающую среду для организованных выпусков сточных вод.
  • Форму государственного учета объектов, осуществляющих негативное влияние на окружающую среду для неорганизованных выпусков сточных вод (Приложение 16 Инструкции).

Стоимость продления Разрешения на сброс загрязняющих веществ в природную среду со сточными, ливневыми, дренажными, фильтрационными водами (ПДС) (с согласованием) от 10.000 рублей.

В статье приведен сравнительный анализ положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2, и утратившего силу Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288.

13 сентября 2013 г. вступил в силу Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2 (далее — Административный регламент № 2).

Не секрет, что указанный документ был долгожданным как для действующих, так и для будущих водопользователей, особенно учитывая, что с 14 декабря 2012 г. указанные лица находились в состоянии правового вакуума — в отсутствие утвержденного порядка получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект (далее — разрешение на сбросы), в т.ч. требований к представляемым в государственные органы документам, необходимым для оформления соответствующего разрешительного документа, оснований для отказа в приеме заявления, а также в выдаче разрешения на сбросы.

Напомним, что ранее регулировавший интересующую нас сферу отношений между государственным органом и водопользователями Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный Приказом Минприроды России от 31.10.2008 № 288 (далее — Административный регламент № 288), утратил силу в связи со вступлением в силу Приказа Минприроды России от 31.10.2012 № 357 «О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации».

В связи с появлением нормативного правового акта, направленного на установление обязательной процедуры получения разрешения на сбросы, весьма актуален вопрос, связанный с формированием у водопользователей понимания о качественных изменениях порядка оказания соответствующей государственной услуги в сравнении с порядком, существовавшим в бытность Административного регламента № 288.

Читайте также:  Как оформить вьющиеся розы

Анализ административных регламентов проводился по следующим направлениям:

  1. комплектность представляемых для выдачи разрешения документов;
  2. основания для отказа в приеме заявления;
  3. срок рассмотрения и принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) разрешения;
  4. основания переоформления разрешения;
  5. основания для приостановления действия, аннулирования разрешения;
  6. форма разрешения.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА № 2 И АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА № 288

Для начала важно отметить, что в период с середины 2011 г. до настоящего времени в России было принято большое количество административных регламентов по исполнению соответствующими органами исполнительной власти государственных функций и оказания государственных услуг (в соответствии с их компетенцией). Данное обстоятельство обусловлено поручениями Правительства Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти о необходимости приведения административных регламентов в соответствие с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Указанное Постановление в том числе содержит общие требования к содержанию и составу разделов административных регламентов по оказанию федеральным органом исполнительной власти государственной услуги, что объясняет единообразие принимаемых с момента вступления в силу указанного нормативного правового акта административных регламентов.

Итак, приступим к сравнительному анализу административных регламентов.

Как видно из таблицы, на настоящий момент для получения разрешения на сбросы достаточно представления информации о заявителе, а также о местонахождении его отдельных производственных площадок. При этом в соответствии с новым порядком выдачи разрешений на сбросы заявитель (например, из соображений сокращения срока оказания государственной услуги) вправе представить в орган, уполномоченный на выдачу указанного разрешительного документа (территориальный орган Росприроднадзора), помимо заявления, следующие документы:

  • копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
  • копию свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке;
  • решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданное в установленном порядке, или лицензия на водопользование и договор пользования водным объектом, сроки действия которых не истекли;
  • ранее установленные лимиты на сбросы (при их установлении).

НА ЗАМЕТКУ

Представление указанных документов является правом, а не обязанностью водопользователя. Отметим, что данные документы могут быть получены административным органом по межведомственному запросу.

Таким образом, с 13 сентября 2013 г. соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в рамках принятия и рассмотрения материалов хозяйствующего субъекта, планирующего сбрасывать / сбрасывающего сточные воды в водный объект, не вправе требовать от заявителя представления сведений, которые ранее представлялись в составе обязательного комплекта документов.

Обратите внимание, что указанное нововведение не должно рассматриваться водопользователями как возможность получения разрешения на сбросы в отсутствие утвержденных НДС, т.к. одним из оснований отказа в выдаче разрешения на сбросы как в пределах НДС, так и в пределах лимитов является истечение срока действия утвержденных в установленном порядке НДС, информация о которых (с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод), в свою очередь, обязательно должна быть получена административным органом по межведомственному запросу у государственного органа, который указанной информацией обладает.

Иначе ситуация обстоит с необходимостью наличия действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод, т.к., хотя указанная информация и запрашивается административным органом посредством межведомственного запроса, отсутствие подобного решения не является основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы. Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего порядка.

Следует отметить, что в отсылочной норме Административного регламента № 2, устанавливающей основание для отказа административного органа в приеме заявления, по-видимому, допущена техническая ошибка. Так, в соответствии с п. 23 указанного нормативного правового акта в приеме документов отказывается, если заявление о предоставлении государственной услуги направлено заявителем, который не является лицом, соответствующим требованиям, изложенным в п. 4 Административного регламента № 2. Однако указанный пункт не предусматривает требований к заявителю. Данные требования предусмотрены п. 2 Административного регламента № 2, согласно которому государственная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, которая приводит к сбросам веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Читайте также:  Как сделать меха для горна

В свою очередь, утративший силу Административный регламент № 288 не содержал прямых указаний на возможность отказа в приеме документов заявителя, хотя в качестве критерия приема документов предусматривал, по сути, их комплектность в соответствии с требованиями, установленными самим регламентом. Старый порядок, помимо всего прочего, предусматривал возможность приостановления рассмотрения материалов заявителя по причине их некомплектности.

Административный регламент № 2 предусматривает основание для переоформления разрешения на сброс, не предусмотренное ранее Административным регламентом № 288, а именно реорганизация юридического лица.

Важно учитывать, что «изменение организационно-правовой формы» юридического лица (как основание для переоформления разрешения, предусмотренное Административным регламентом № 288) — понятие более узкое, чем «реорганизация» юридического лица. Так, изменение организационно-правовой формы в соответствии с гражданским законодательством представляет собой такую форму реорганизации, как преобразование юридического лица. При этом реорганизация юридического лица может осуществляться также в форме слияния, присоединения, разделения или выделения. В первых двух случаях права и обязанности реорганизованного лица переходят к юридическому лицу — правопреемнику на основании передаточного акта, в последних двух — на основании разделительного баланса, что имеет важное значение при определении принадлежности выпусков сточных вод в водный объект к лицам-правопреемникам.

Как уже было отмечено, старый и новый порядки оформления разрешения на сбросы отводят на переоформление разрешения на сбросы 10 рабочих дней.

Административный регламент № 2 устанавливает срок, в течение которого после реорганизации (изменения реквизитов юридического лиц, индивидуального предпринимателя) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают подачу заявления о переоформлении разрешения на сброс, а именно 30 рабочих дней (п. 50 Административного регламента № 2). При этом возможным правовым последствием нарушения указанного положения регламента может выступать отказ в приеме документов на переоформление в связи с несоблюдением установленного срока. Однако подобный вывод напрямую не подтвержден требованиями рассматриваемого нормативного правового акта, т.к. Административный регламент № 2 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, в который нарушение указанного срока не входит.

Таким образом, в настоящее время разрешение на сбросы не может быть приостановлено или аннулировано ввиду отсутствия оснований для начала соответствующих административных процедур. Однако указанное не исключает возможности приостановления деятельности юридического лица в целом в порядке применения соответствующего вида административного наказания при привлечении лица к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 8.14. Нарушение правил водопользования

1. Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В отличие от Административного регламента № 288 действующий Административный регламент № 2 не утверждает форму разрешения на сбросы, а лишь предусматривает обязательные требования к содержанию указанного разрешительного документа.

Так, в разрешении на сбросы указываются:

  • реквизиты приказа территориального органа Росприроднадзора, на основании которого выдано разрешение;
  • для юридического лица — полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
  • для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;
  • наименование водного объекта, в который осуществляется сброс сточных и (или) дренажных вод;
  • срок действия разрешения по каждому выпуску;
  • дата выдачи разрешения;
  • должностное лицо, подписавшее разрешение (руководитель территориального органа Росприроднадзора или должностное лицо, его замещающее).
Читайте также:  Напольное покрытие под мрамор

Перечень, допустимые концентрации и количества загрязняющих веществ по каждому из выпусков сточных и (или) дренажных вод указываются в приложении к разрешению, оформляемому в табличной форме, которое является неотъемлемой частью разрешения. Разрешение подписывается руководителем территориального органа Росприроднадзора или лицом, его замещающим, и заверяется оттиском гербовой печати.

Представляется, что потенциальных заявителей или настоящих водопользователей (в части сброса сточных вод в водный объект) может удивить такое отличие действующего порядка выдачи разрешения на сбросы от ранее действовавшего. Также интересен тот факт, что Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденный Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, содержит форму разрешения на выбросы. Однако следует учитывать, что полномочие по утверждению Минприроды России формы разрешения на выбросы закреплено за ним п. 5.2.26 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404. В отношении разрешения на сбросы подобного полномочия данное Положение не предусматривает.

Обобщая изложенное, следует отметить, что нами были рассмотрены основные, наиболее принципиальные различия административных регламентов по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водный объект. В процессе правоприменения могут возникнуть скрытые различия между старым и новым порядком, выявление которых вне непосредственного взаимодействия с административным органом затруднительно.

В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования»

Для получения нового «Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (продления ранее выданного) при действующем проекте нормативов ПДВ (ВСВ) необходимо представить не позднее, чем за 30 дней до истечения срока действия старого:

2. Опись предоставляемой документации в 2 экземплярах;

3. Технический отчет по контролю за соблюдением нормативов ПДВ;

4. «План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ» за отчетный период;

5. Протоколы анализов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, проведенных аккредитованной лабораторией;

6. «План-график ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ» на последующий период;

7. Электронную форму Разрешения на выбросы загрязняющих веществ установленной формы;

8. Разрешение на выброс за предыдущий год;

9. Форму государственного учета объектов, осуществляющих негативное влияние на атмосферу установленного образца на электронных носителях.

Для получения нового «Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду» (продления ранее выданного) при действующем проекте нормативов НДС необходимо представить не позднее, чем за 30 дней до истечения срока действия старого:

2. Опись предоставляемой документации в 2 экземплярах;

3. Протоколы анализов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, проведенных аккредитованной лабораторией;

4. Справку о выполнении природоохранных мероприятий за отчетный период (в случае запрашиваемых лимитов ВСС);

5. Электронную форму Разрешения на сбросы загрязняющих веществ установленной формы;

6. Разрешение на сброс за предыдущий год и проект НДС (ВСС) (требуется на время рассмотрения материалов по выдаче Разрешения);

7. Формы государственного учета объектов, осуществляющих негативное влияние на окружающую среду;

8. Форму государственного учета объектов, осуществляющих негативное влияние на окружающую природную среду (для объектов, осуществляющих сбросы сточных вод непосредственно в водные объекты).

Для подтверждения «Лимита размещения отходов производства и потребления» необходимо представить не позднее, чем за 30 дней до истечения установленного срока:

2. Опись предоставляемой документации в 2 экземплярах;

3. Технический отчет по подтверждению ранее установленных лимитов установленной формы;

4. Форму государственного учета в области обращения с отходами установленного образца на электронных носителях;

5. Бланк Лимита размещения отходов установленной формы в 3-х экземплярах на бумажном и электронном носителе;

6. Лимит размещения отходов за предыдущий год и ПНООЛР (требуется на время рассмотрения материалов по подтверждению лимитов);

7. Сведения о профессиональной подготовке специалистов организации, для которой разработан ПНООЛР (копию приказа о назначении лиц, ответственных за охрану окружающей среды, копию аттестата об экологическом образовании).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector