Как сделать древнерусскую куклу

Как сделать древнерусскую куклу

У знайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье. Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.

В языческой Руси вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.

Первоочередная задача славянской народной куклы — привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» — две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.

Славянские куклы из дерева

Куклы-берегини вырезались мужчинами для любимых женщин из сломанных ветром веток cвященных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети.

Славянские куклы из соломы

Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

Славянские куклы из ниток

Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

Тряпичные куклы-обереги

Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Когда делали кукле грудь, думали о счастливом материнстве и изобилии. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью». Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

Зерновушка

Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка — и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

Кукла на счастье и удачу

Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса — тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.

Читайте также:  План схема эвакуации при пожаре гост

Ловушка для снов

Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Желанница

Наибольшим спросом и в наши дни пользуется кукла, исполняющая заветные желания. Уже в процессе изготовления мастерицы закладывают в нее позитивный настрой и думы о своих мечтах. На Руси сокровенная куколка пряталась от посторонних глаз и хранилась в коробочке. Чтобы исполнилось желание, хозяйка повязывала Желаннице красивую тесьму или пришивала яркую бусинку. Затем подносила куколку к зеркалу и приговаривала: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

Русская народная тряпичная кукла

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Loki Laufeyjar запись закреплена

7-10 ноября, выставка-продажа Гранд Текстиль на Тишинке. Метро Белорусская, Тишинская площадь, д.1.

Праздник "КРАСНА ДЕВИЦА" «Хоровода «Заря — Заряница». Русский живой костюм»

Полина Рухлова запись закреплена

Выполнен очередной заказ.
Имею возможность взяться за новый. Кому, кому мои уважаемые, любимые мастерицы?
До нового года цены не меняю, доставка подешевела на 130 р.
Летние хлопоты почти закончены, фестивали, ярмарки и грядки на огороде. Есть время заняться рукоделием. Весной вся кутерьма начнётся вновь. Выполнить заказы вовремя будет проблематично.

Ербакыт-А Аубкріп запись закреплена
Арина Николаева запись закреплена
Яна Александрова запись закреплена
Соня Купцова запись закреплена
Виктория Белова запись закреплена
Виток Виток запись закреплена

Аристократ Мирский запись закреплена
Вячеслав Бирюков запись закреплена
Русская народная тряпичная кукла запись закреплена
Кукольный мир: выкройки, одежда, миниатюра

Русская народная тряпичная кукла запись закреплена
Родные куклы
Русская народная тряпичная кукла запись закреплена
●Красивые идеи● Handmade

Русская народная тряпичная кукла запись закреплена
Родные куклы
Русская народная тряпичная кукла запись закреплена
Magic Point | Красота. Творчество. Вдохновение

Русская народная тряпичная кукла запись закреплена
Татьяна Антонова
Русская народная тряпичная кукла запись закреплена
СЛАВЯНСКИЕ УЗОРЫ: узорные ткани, лен, хлопок

Исключительное место в материальной культуре славянских народов занимают куклы.

В этих простых, на первый взгляд, предметах народного быта заложена многоплановая информация и вековая житейская мудрость.Они наполняют нашу жизнь особой духовностью. С древнейших времён, ещё с эпохи матриархата, женщины были основными хранительницами традиций,передавая знания и навыки из поколения в поколение.
Показать полностью…

В нашей жизни не стоит отбрасывать опыт предыдущих поколений, ведь само изготовление и игра в куклы служат своеобразным пособием для передачи ребёнку знаний о материальном и духовном мире своего народа. В народе примечали: если дети много и усердно играют в куклы — будет в семье достаток.
Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Мощная символика русской куклы

Читайте также:  Скользящая крыша на срубе

Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского – такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.
Почему она долго оставалась безликой?

Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы – на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные – все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема – сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

Читайте также:  Как сделать деревянную раму для стеклопакета

В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” – пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами

В старину люди обращали внимание как их дети играют с куклами. Так, если дети были усердно заняты игрой с куклами, то семья будет крепкой и хорошей. Однако, русская игровая кукла занимала не главную роль в жизни людей. Основное внимание куклам уделялось в обрядах. Русские куклы играли главные роли в праздничных и бытовых народных обрядах, в традициях славян. Это были обрядовые, обереговые куклы.

Невозможно было представить быт народа без обрядов с национальными костюмами, без народного творчества и фольклора, без праздников и гуляний. Также невозможно представить и без сопровождавших все это народных кукол. Как правило, старинные русские куклы делались из того, что было под руками. Солома, деревья, ветки, кусочки ткани, веревки, сухая трава, мох — все это было материалами при изготовлении народных поделок.

Практически в каждой русской избе находились традиционные народные куклы. Из поколение в поколение народ передавал свои традиции и опыт. Так на Руси появлялись замечательные рукодельницы-мастерицы, своим творчеством развивали и продолжали самобытное кукольное искусство.

Проводя экскурсию в музее и рассказывая об обрядах, традициях, нельзя не затронуть тему русских народных кукол.

К каждому празднику делали свою куклу. Приглашаю познакомиться с некоторыми из них.

Обзор народных кукол. Традиционные — обрядовые куклы.

Кукла «Кострома», делали на Масленицу, стояла всю неделю, затем сжигали.

Кукла «Колокольчик», приносит добрые вести, пришла с Валдая.

Куколка дарилась на счастье, чем длиннее коса, тем дольше жизнь.

Куколка «Веснянка», подруги дарили друг другу, чтобы весна быстрее пришла.

Кукла «Спиридон-Солнцеворот», поворачивает лето на зиму, а зиму на лето.

Кукла «Коза», изготавливали на Рождество, несет в дом достаток.

Кукла «Плодородие», несла богатство в семью.

Куколка Травница, набивалась душистой травой.

Кукла Одноручница, дарилась молодым на свадьбу

Кукла «Мировое дерево», этих куколок делали для свадебного пирога.

Кукла «Десятиручница» дали молодой жене, чтобы все успевала делать.

Таких куколок делали на праздник Пасхи и дарили вместо яйца.

"Божье око" Одна из самых первых кукол.

Кукла «Кормилица», чем больше грудь, тем лучше.

" ", делали на осенний праздник урожая, закрепляли на столбе, парни соревновались в ловкости, приносит мужскую силу.

"Конь-огонь", делали на богатство и достаток в доме.

Видео русские народные куклы

Кукла-мотанка своими руками.

Мастер-класс кукла-закрутка своими руками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector