Ходовые огни маломерных судов

Ходовые огни маломерных судов

ГИМС — Государственная Инспекция по Маломерным Судам (официальный сайт)

ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждены Приказом Минтранса России от 14 октября 2002 г. № 129 (официальный сайт)

IV. Ночная ходовая сигнализация (иллюстрации)

57. Одиночное самоходное судно должно нести:

топовый огонь; судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь, расположенный позади и выше переднего;

три кормовых огня, расположенные треугольником основанием вниз — на судах шириной более 5 м;

один кормовой огонь в диаметральной плоскости — на судах шириной 5 м и менее.

58. Пассажирские водоизмещающие самоходные суда, работающие на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод, а также самоходный паром на ходу должны нести, кроме вышеуказанных огней, желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового.

59. Толкающее судно должно нести:

три топовых огня, расположенные в одной плоскости равносторонним треугольником основанием вниз, верхний из которых должен быть расположен в диаметральной плоскости;

три кормовых огня, расположенные треугольником основанием вниз, над ними — буксировочный огонь, а судно шириной 5 м и менее — только один буксировочный огонь.

60. Толкаемые суда должны нести:

одиночное — один топовый огонь в носовой части;

в составе — по одному топовому огню на носовой части каждого переднего судна.

61. Буксирующее судно должно нести:

два топовых огня, расположенные по вертикали; при буксировке плота — три топовых огня, расположенные по вертикали;

кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости, и буксировочный огонь над ним.

62. При буксировке состава несколькими самоходными судами, соединенными в кильватер, головной буксировщик должен нести огни, указанные в пункте 61 настоящих Правил, остальные буксировщики — такие же огни, за исключением бортовых.

63. Самоходные суда, ошвартованные бортами и буксирующие состав, должны нести огни, указанные в пункте 61, за исключением внутренних бортовых огней.

64. Самоходное судно у плота, помогающее в его проводке, должно нести три топовых огня, расположенные по вертикали, и один кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна.

65. Самоходное судно при буксировке на тросе состава с толкачом должно нести такие же огни, как самоходное судно, указанное в пункте 61, а толкающее судно — один топовый огонь, буксировочный огонь и ниже его два кормовых огня, расположенные горизонтально. При ширине толкача 5 м и менее оно несет один буксировочный огонь.

66. При буксировке под бортом любых других судов буксирующее самоходное судно должно нести огни в соответствии с пунктом 61 настоящих Правил. Самоходное судно, находящееся под бортом, в этом случае должно нести топовый огонь и один кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости, а несамоходное судно — согласно пункту 67 настоящих Правил.

67. Несамоходные суда буксируемого состава, следующего за одним или несколькими самоходными судами, должны нести:

одиночное судно длиной до 50 м — один круговой белый огонь;

одиночное судно длиной 50 м и более — по одному белому круговому огню на носовой и кормовой частях;

в составе — по одному белому круговому огню на носовой части каждого судна и на кормовой части каждого последнего судна.

68. Самоходное судно с работающими двигателями, буксируемое на тросе, должно нести огни, указанные в пункте 57 настоящих Правил.

69. Самоходное маломерное судно должно нести:

Бортовые огни могут быть скомбинированными в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части.

70. Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь. Это предписание не применяется к шлюпкам судов.

71. Парусные суда должны нести:

суда длиной 20 и более метров — бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний — зеленым;

суда длиной от 7 до 20 метров — бортовые огни, кормовой огонь. При этом огни могут быть объединены в одном фонаре, установленном в верхней части мачты;

суда длиной менее 7 метров — белый круговой огонь, расположенный на мачте; при приближении других судов это судно должно, кроме этого, освещать парус белым огнем;

парусное судно, идущее под мотором или под парусом и мотором, должно нести огни как одиночное самоходное судно.

Читайте также:  Как установить встраиваемый светильник в натяжной потолок

72. Шлюпки судов должны иметь белый круговой огонь и показывать его при приближении других судов.

73. Суда, совершающие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести на ходу помимо огней, предписанных в пункте 57 настоящих Правил, красный топовый огнь, расположенный ниже переднего белого топового огня.

74. Буксировщик или толкач, кроме огней, предписанных настоящими Правилами, должен нести:

если в составе находятся суда, указанные в пункте 73, судно, занятое буксировкой на тросе, должно нести красный топовый огонь, расположенный выше белых топовых огней;

судно, занятое толканием судов, вместо верхнего белого топового огня в вершине треугольника должно нести красный топовый огонь;

если в составе находятся указанные в пункте 73 суда (смешанный состав) — один красный топовый огонь, расположенный выше белых или треугольника.

75. Паромы канатных переправ, не передвигающиеся самостоятельно, должны нести:

белый круговой огонь, расположенный на высоте не менее 5 м, однако эта высота может быть уменьшена до 3 м, если длина парома не превышает 15 м;

желтый круговой огонь, расположенный на расстоянии не менее 1 метра над белым огнем.

Канат переправы должен быть освещен у обоих берегов фонарями, прикрытыми сверху защитными козырьками.

76. Самоходное судно, занятое толканием, буксировкой на тросе или под бортом несамоходного судна (парома) на переправе, кроме предписанных ему огней, должно нести желтый проблесковый круговой огонь.

Несамоходное судно несет при работе толканием один белый топовый огонь, при буксировке — один белый круговой огонь, если судно длиной до 50 метров, свыше 50 метров — два круговых огня на носу и корме.

77. Плоты на ходу должны нести:

при длине менее 60 м — один белый круговой огонь на хвостовой части;

при длине от 60 до 120 м — по одному белому круговому огню на головной и хвостовой частях;

при длине от 120 до 240 м — по одному белому круговому огню на углах плота;

Каждое судно должно быть снабжено ходовыми и отличительными огнями согласно «Правилам плавания по внутренним судоходным путям» и при выходе в море — «Международным правилам предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72).

В соответствии с этими правилами любое одиночное моторное судно длиной свыше 7 м (а при плавании по внутренним путям — с двигателем мощностью свыше 25 л. с.) должно нести на ходу:

  • правый отличительный бортовой огонь — зеленого цвета с сектором освещения по правому борту 112,5° (от ДП судна по носу и заходя на 22,5° за траверз);
  • левый отличительный бортовой огонь — красного цвета с теми же показателями, что и правый, но с сектором освещения по левому борту. (Отличительные огни должны устанавливаться на уровне мостика или планширя с таким расчетом, чтобы свет огня не был виден с противоположного борта, т. е. огонь не пересекал линию ДП по носу судна.);
  • топовый огонь — белый с сектором освещения 225° (по 112,5° на каждый борт) с носовой части судна. (Суда длиной менее 20 м топовый огонь несут на высоте 2,74 м над планширем, но не менее чем на 1,0 м выше отличительных бортовых огней; для судов длиной менее 12 м должно сохраняться второе из этих требований);
  • гаковый огонь — белый с сектором освещения 135° в корму (по 67,5° на каждый борт).

В морских условиях эти же огни должны нести на ходу и все малые — имеющие длину до 7 м — суда с механическим двигателем, скорость которых более 7 уз (13 км/ч); см. рис. 4. Отметим, что согласно правилам судно считается на ходу, если оно не стоит на якоре или на мели и не ошвартовано у берега.

На стоянке судно должно нести клотиковый (стояночный) огонь — белый с круговым сектором освещения.

Для судов длиной менее 12 м видимость вышеперечисленных огней установлена: топового, кормового и клотикового — 2 мили, бортовых отличительных — 1 миля.

На вкладке изображены некоторые типы судов с установленными для них ходовыми и отличительными огнями.

Читайте также:  Когда пересаживать гейхеру осенью или весной

Парусное судно должно нести на ходу бортовые отличительные и гаковый огни. Размещение огней на парусных яхтах представляет известные трудности. Высота рубок на них невелика, и огни временами закрываются волной. При размещении на вантах огни закрываются парусами. Лучшим местом для отличительных бортовых огней оказывается носовой релинг. Здесь может быть установлен совмещенный красно-зеленый огонь в ДП. Такое расположение огней и показано на рис. 1.

Для парусников, имеющих выход в открытое море, кроме бортовых отличительных и гакового огней, МППСС-72 рекомендует на топе мачты устанавливать два имеющих круговое освещение огня: красный, а под ним зеленый (рис. 1, а). Благодаря этому парусник легче обнаружить, так как расположенные у самой воды бортовые огни становятся видны только в непосредственной близости.

На рис. 2 показан разрешенный вариант установки огней для парусных яхт длиной от 7 до 12 м, при котором отличительные и гаковый огни совмещены и установлены на топе мачты.

Парусные яхты длиной до 7 м и все гребные суда независимо от их размера имеют право обходиться одним белым огнем кругового освещения, который светит по всему горизонту. Этот постоянный круговой огонь может быть заменен переносным фонарем, который должен быть всегда наготове и заблаговременно выставляться со стороны опасности.

На малых судах с механическим двигателем, так же как и на яхтах, отличительные бортовые огни могут располагаться в ДП на носу судна (рис. 3, буксирующее судно). Гаковый огонь может быть расположен не на транце, а на кормовой стенке рубки.

В морских условиях для катеров и мотолодок длиной до 7 м, имеющих скорость менее 7 уз (13 км/ч), при отсутствии возможности несения отличительных огней допускается несение одного белого кругового огня (рис. 5). Для плавания по внутренним водным путям несение одного белого кругового огня допускается для судов с мощностью двигателя до 25 л. с.

При буксировке одного судна другим, как показано на рис. 3, буксировщик кроме топового огня должен нести еще один огонь — ниже первого на 1,0 м с теми же характеристиками. Для судов длиной менее 12 м это расстояние может быть 0,5 м. Гаковый огонь может быть перенесен на кормовую стенку рубки для облегчения управления буксируемым судном. Буксируемое судно должно нести только отличительные бортовые и гаковый огни.

Суда, лишенные возможности управляться, должны выставлять два красных круговых огня, расположенных по вертикали (один под другим) на наиболее видном месте. При этом, если судно имеет ход относительно воды, то дополнительно оно должно нести и все ходовые огни.

Маломерное судно и судовой ход

Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. Если по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.

Буи (обозначающие кромку (край) судового хода) располагаются на расстоянии 250-500 м друг от друга. Если следующий буй не видно — держаться своего курса и скорректировать его когда буй станет видно.

Маломерные суда при необходимости могут пересекать судовой ход, а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов. Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому (+/- 15 0 ), и в возможно короткий срок.

Для спасению людей можно выходить на судовой ход без ограничений.

Маломерным судам запрещается:

· маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

· останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения), а также у плавучих навигационных знаков;

· выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости.

Правила расхождения судов

Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами.

Читайте также:  Сидерат горчица белая сроки посева

Если два маломерных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

· маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немоторным судам;

· маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.

Общее правило: уступает дорогу тот, кому проще + действует правило правой руки.

Расхождения МС вне судового хода

Если курсы пересекаются — расхождение левыми бортами

Если НЕ пересекаются — любым бортом

Ночь

Самоходное маломерное судно при плавании ночью должно нести: топовый огонь (белый), бортовые (левый-красный, правый-зеленый) и кормовой огни (белый), при этом бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части (в любом случае бортовые включаются только когда движется). Буксируемые и идущие в счале маломерные суда должны нести круговой белый огонь.

Навигационные огни и знаки

Общий принцип по навигационным огням и знакам: справа по течению все знаки в основном красные, слева — белые (или черные), огни — справа красные, слева — зеленые (либо и там и там белые или желтые), створы (кучка щитов для ориентирования по направлению судового хода) — на темном фоне белые, на светлом — красные].

Весенний знак служит для обозначения затопляемых берегов и выставляется на затопляемых островах, ярах, мысах для предупреждения посадки судна на мель.

На левом берегу = сооружение из столба, на вершине которого укреплен трапециевидный щит белого цвета.

На правом берегу = щит круглой формы красного цвета.

Весенний знак левого берега оборудуется постоянным огнем зеленого цвета, правого — красного цвета.

а) на левом берегу; б) на правом берегу

Знак опасности обозначает особо опасные места у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб, и .др.). Знак выставляется непосредственно над оконечностью препятствия со стороны судового хода.

Дублирует обычный кромочный знак, выставляемый на расстоянии 10-15 мм от знака опасности в сторону судового хода. Приближаться к знаку опасности запрещается (оплывать только по судовому ходу!!).

а) на левой кромке

б) на правой кромке

Наименование знака Вид Цвет и характери огня Назначения
Якоря не бросать! Обозначает зону подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи — волокуши, лоты
Не создавать волнения! Обозначает участок водного пути, где запрещено создавать волнение (у дебаркадеров, пляжей, купален, лодочных станций и др. сооружений). Необходимо снизить скорость
Движение мелких плавстредств запрещено! Обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение маломерных судов( на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др. местах)
Внимание! Предупреждает о необходимости соблюдать осторожность (непросматривающиеся узкие участки судового хода, крутые повороты)
Пересечение судового хода Обозначает места пересечения судового хода судами и паромными переправами.
Скорость ограничена Обозначает участки, где скорость водоизмещающих судов ограничена (каналы, рейды, аванпорты, районы пляжей и др.). Цифра показывает максимальную допустимую скорость в км/ч

Знаки и огни судоходных пролётов мостов для маломерных судов — треугольный щит, вершиной вниз, ночью огни не выставляются. На темном фоне знаки окрашены в белый цвет, на светлом — в красный.

Сигналы бедствия на воде(подаются при необходимости помощи, просто так запрещено):

· флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;

· частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;

· ракеты (фальшфейеры) красного цвета;

· медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук;

· подача звуковых сигналов (частые удары в колокол, металлический предмет или продолжительные звуки любым аппаратом).

Три продолжительных звука = "Человек за бортом".

О спасательных жилетах

Судоводители и пассажиры при плавании на маломерных судах должны иметь на себе спасательные жилеты в следующих случаях:

— темное время суток, ухудшение гидрометеоусловий (туман, дождь, ветер);

— плавание на гидроциклах, водных лыжах или аналогичных средствах;

Дети до 16 лет допускаются к плаванию на маломерных судах только в спасательных жилетах.

Экстренная остановка

1) отключить тягу

2) дать задний ход

3) бросить якорь

(применяется во избежание аварий, а не для спасения выпавшего за борт).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector