Цветовой круг холодные и теплые тона

Цветовой круг холодные и теплые тона

Цветовой круг — это схематичное изображение всех воспринимаемых нами цветов видимого спектра. О теории цвета впервые заговорили еще в 17-м веке. А создателем одного из первых цветовых кругов (да-да, круг вовсе не один) был Иогаанн Воольфганг Гёте, автор «Фауста» . Он, кстати считал, что возникновение цветов связано с борьбой добра и зла. Но это уже совсем другая история.

Итак, цветовой круг показывает нам тем цвета, которые мы можем воспринимать. В том числе теплые и холодные.

Многие начинающие художники думают, что теплыми цветами нужно писать летние пейзажи, а холодными — зимние. Или, например, теплыми изображать солнечный день, а холодными — пасмурный. Но все намного сложнее и интереснее.

Во-первых , на теплые и холодные делятся только чистые цвета. Оттенки же могут быть очень разными. Добавьте в зеленый немного охры, и вы увидите, что цвет потеплеет.

Во-вторых , использование теплых и холодных цветов никак не связано с погодой и временем года. Называются они так из-за того, что теплые ближе к красному и желтому — огню, а холодные — к водно-ледяному синему.

Если вы решите написать, например, вазу, стоящую на подоконнике в солнечный день, то будете использовать как холодные, так и теплые оттенки. Освещенную часть вазы напишите, например, желтым, а тень сделаете сине-серой. Кстати, не забывайте: падающая тень при солнечной погоде тоже должна быть холодной.

Если же погода пасмурная, цвета поменяются местами: освещенная часть вазы будет холодной, а теневая — теплой. Падающая тень в этом случае тоже должна быть теплой.

Цвет в живописи – очень важное и сложное понятие. Это вытекает из физической природы света и из устройства человеческой системы зрения, из процесса цветового восприятия. Давно известно, что нет двух людей, одинаково видящих одни и те же предметы и пейзажи, но при всем богатстве колоритов в цветовых ощущениях художников есть общие принципы.

Разделение спектра

Великий физик Исаак Ньютон (1643-1727) первым выяснил цветовой состав солнечного света. Луч, пройдя сквозь стеклянную призму, разложился на семь основных оттенков. В дальнейшем научные разработки привели к созданию цветового круга из двенадцати основных цветов, из которых путем смешивания можно получить то цветовое многообразие, что окружает нас, то богатство оттенков, которое издавна вдохновляет живописцев. Это цветовой круг носит имя швейцарского художника и ученого Иоганнеса Иттена (1888-1967).

Цветовой спектр и цветовой круг принято делить на две части — на теплые цвета и холодные цвета: от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному – холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие – нейтральный.

Главный критерий – температурные ассоциации

Конечно, первое, что можно принять, рассуждая о происхождении разделения на теплые цвета и холодные цвета, — это природные ассоциации. Желтый, красный, оранжевый – это цвета солнца, огня. Не зря в русском языке есть оборот, объясняющий нагрев металла: раскалить докрасна. Такие температурные изменения цвета можно увидеть в костре или в камине, хотя некоторые газы при горении могут окрашиваться в, казалось бы, холодные цвета: как не вспомнить голубоватое горение бытового газового топлива. И всё-таки синеватые и голубоватые цвета вызывают логичные ощущения прохлады: это цвет неба, воды, льда, снега.

День-ночь, лето-зима

«Температура» цвета явственно связана со временем суток: восходящее, согревающее мир солнце окрашивает небо в пылающую гамму: красные, розовые, оранжевые оттенки, а ночная прохлада явственней чувствуется в голубоватом лунном свете, который придает природному окружению приглушенную и неяркую окраску, хотя вечерняя заря – закат солнца — может также вспыхнуть горячей гаммой.

Интересно, что перед наступлением холодов, в предзимье, теплые цвета лета ярко вспыхивают в огненных красках осени, чтобы смениться голубоватым и синеватым цветом снега, льда и холодного неба.

Итог: определяющий смысл понятия цветовой «температуры» имеет эмоциональная составляющая, что придает ему большую субъективность, хотя согласие с общепринятым делением на теплые цвета и холодные цвета среди всех имеющих дело с цветовыми характеристиками предметов носит глобальный характер.

Близко – далеко

Со времени Возрождения появляется хорошо проработанная теория воздушной перспективы, которая основана на еще одной эмоциональной и психологической характеристике теплых и холодных цветов: предмет, окрашенный в холодный цвет, кажется расположенным дальше, чем желтый, красный, оранжевый или их оттенков. Даже не пейзаж, а просто содержащая теплые и холодные цвета таблица может дать представление об этом.

Хорошо видно, как использует такое свойство цвета один из титанов Возрождения Тициан Вечеллио (1488-1576) в картине «Вакх и Ариадна».

Мастер четко делит цветовое пространство по диагонали на две части в полном соответствии с цветовым кругом Иттена, который появится спустя четыре с половиной века. Холодные и теплые оттенки цветов использованы для построения огромного пространства картины. На переднем плане доминируют теплые цвета, фоном – синеватые разбеленные цвета неба, моря и уходящей вдаль земли, а на границе – зелень деревьев, которая по всем теориям считается нейтральной, а холодная по цвету драпировка у главной героини и теплый цвет плаща у центрального персонажа делают цветовое решение изысканным и гармоничным.

Читайте также:  Karcher se 4001 инструкция

Всё познается в сравнении

Необходимо понимать, что «теплохолодность» цветов в живописи – понятие не абсолютное, то есть его нельзя измерить, и правильно оценить это свойство можно только в сравнении с другим цветом.

Использование спектральных, однозначно теплых или определенно холодных цветов – вещь в живописи экзотическая, картины из существенных по площади плоскостей, окрашенных одним колером, – вещь скорее концептуальная, например, абстрактная живопись Марка Ротко.

В более традиционной живописи взаимоотношения разных по «температуре» цветов происходят на уровне сочетания небольших мазков, в силу оптического смешивания делающих соседние цвета более теплыми или более холодными. Понять, какие цвета теплые, а какие холодные, невозможно, рассматривая содержащие их участки живописного пространства отдельно от окружения.

Оттенок дороже цвета

Одним из самых явных качеств высокого живописного мастерства является умение увидеть и нанести на холст те миллионы оттенков, что содержатся в каждом элементе окружающей нас природы. Умение различить в холодных цветах теплые нотки и наоборот придает особую выразительность изображению. Здесь важно упомянуть о принципе цветового моделирования объёма: если на объект падает свет, окрашенный теплым цветом,- тень должна быть холодной и наоборот. Не все живописцы согласны с ним, но применяется этот закон очень широко.

Отдельные исследователи говорят о некорректности выражения "теплые и холодные цвета". Таблица показывает цвета, которые очень редко применяются без смешивания с другими оттенками, и для более точного определения красок следует говорить «теплее» или «холоднее». К примеру, берлинская лазурь и ультрамарин – оттенки синего сектора из холодной части цветового круга, и каждая из этих красок будет явно холоднее любого оттенка красного, но даже начинающий художник скажет, что лазурь теплее ультрамарина.

Использование сложных цветовых сочетаний и оттенков, полученных путем смешивания, позволяет обогатить палитру, даже если в ней преимущественно нейтральные цвета. Так, сделать нужной «температуры» зеленый цвет – теплый или холодный – можно, добавив к нему нужную краску из синей или красной гаммы.

Насыщенность и чистота

Художники учитывают в процессе создания живописных полотен еще некоторые свойства ощущений теплоты или прохлады в цвете. Так, чтобы «повысить температуру» на нужном участке пространства картины опытный живописец применяет менее чистые и менее насыщенные оттенки, которые будут приближаться к ахроматическим белому или серому. Соответственно, более холодными являются самые чистые и насыщенные оттенки.

Такое определение восходит к вопросам психологии: мы считаем более холодным все, что выглядит строже, правильнее, лаконичнее, симметричнее, логичнее и т. д. Более душевное и теплое всегда содержит какую-нибудь неправильность, недоговоренность, незавершенность. Так можно характеризовать не только живопись, но и архитектуру, дизайн, полиграфию и другие подобные отрасли искусства.

Теория – лишь помощь

Исторический опыт тех мастеров прошлого, кто применял теплые и холодные цвета в живописи, показывает важность этого аспекта восприятия цвета. Знания о нём, но только в сочетании с опытом и талантом, помогают в творчестве и современным художникам.

Рисунок. Упрощенный цветовой круг состоит из 6-ти локальных цветов нейтральной температуры: желтого, оранжевого, красного, фиолетового, синего и зеленого. Понятие локального цвета было введено в обиход Леонардо да Винчи. Так называют чистые цвета, лишенные оттенков и примесей.
(рисунок: Надежда Азарова)

Автор: Надежда Азарова

Разделение оттенков на теплые и холодные для многих начинающих изучать колористику является одним из самых сложных вопросов. В этой статье мы досконально разберемся в температурной характеристике цвета и научимся определять цвета в группу "холодные" и в группу "теплые", опираясь на простую и понятную схему.

Прежде всего, для предварительного знакомства с темой я рекомендую две своих статьи: "Цветовой круг по Иттену" и "Контраст теплого и холодного". В этих статьях вы получите базовое представление о составлении цветового круга и о температурном восприятии цвета. Здесь же мы сосредоточимся на практическом и утилитарном подходе к теме теплое-холодное.

На картинке вы видите упрощенный цветовой круг из 6-ти цветов. Три цвета в нем — желтый, красный и синий — являются основными цветами. Остальные три цвета — оранжевый, фиолетовый и зеленый — являются производными от них, так называемыми цветами второго порядка. Все многообразие оттенков каждого из цветов мы как бы упаковали в единый сектор круга, гладко закрашенный усредненным локальным цветом.

Принимаем три постулата:

  1. Оранжевый цвет — это теплый полюс круга. Оранжевый совмещает в себе солнечную теплоту желтого и горячий огонь красного, поэтому является самым теплым из всех возможных цветов.
  2. Синий цвет — это холодный полюс круга. Он находится на другом конце диаметра от оранжевого.
  3. Все цвета круга имеют нейтральную температуру. Каждый цвет в круге — это локальный чистый цвет без какой-либо примеси, имеющий нейтральную температуру (не теплый — не холодный). Название "локальный цвет" было введено Леонардо да Винчи для обозначения чистых цветов, лишенных оттенков и примесей. Отклонение от локального цвета дает нам нюансы цвета — его теплые и холодные оттенки.
Читайте также:  Как хранить перчатки и шапки в прихожей
Рисунок. Правило для определения температуры оттенков: со стороны теплого полюса расположены теплые оттенки цвета, со стороны холодного полюса — холодные нюансы.
(рисунок: Надежда Азарова)

Теперь представьте себя человеком, который может ходить по этому кругу в любом направлении. Этот образ поможет нам сформулировать правило для определения теплого и холодного оттенка любого цвета в круге.

Правило.

Если мы подходим к цвету со стороны теплого полюса, то видим его теплые оттенки. Если мы подходим к цвету со стороны холодного полюса, то видим его холодные оттенки.

Обсудим это правило на примерах по каждому из цветов круга.

Фото. Холодные зеленые оттенки обладают добавкой капельки синего.
(фото: Александр Азаров)

Зеленый. Подойдя к зеленому со стороны теплого полюса мы увидим сочетания желтого и зеленого — свежая зелень, салатовый, оливковый, болотный. Это теплые нюансы зеленого. В каждом из них угадывается теплая желтая нота. Подойдя к зеленому со стороны холодного полюса мы получим холодные нюансы зеленого — синевато-зеленый, мятный, нефритовый, малахитовый, изумрудный. Эти цвета охлаждены капелькой синего.

Желтый. Подойдя к желтому со стороны оранжевого полюса мы увидим теплые нюансы желтого: медовый, золотистый, кукурузный, янтарный. Эти цвета кажутся наполненными солнечным светом. Подойдя к желтому сектору со стороны синего полюса мы получим основной холодный нюанс желтого: лимонно-желтый. Холодных нюансов желтого мало, потому что этот цвет очень быстро теряет свою ясную желтую природу при добавлении примесей другого цвета и переходит либо в зеленую гамму, либо в серовато-желтовые оттенки (которые мы тоже считаем холодными, потому что солнечный пигмент в них приглушен).

Фото. Холодные нюансы красного особенно заметны на контрасте с теплым красно-оранжевым.
(фото: Александр Азаров)

Красный. Нюансы красного со стороны оранжевого полюса носят явный теплый характер. Это — коралловый, томатный, кирпичный, огненно-красный, оранжево-красный, цвет красной рыбы (семга, лосось). В каждом из этих оттенков чувствуется добавка желто-оранжевого цвета. Подойдя к красному со стороны холодного полюса мы получим холодные нюансы — фуксия, малиновый, вишневый, бургунди. В этих оттенках заметно наличие синего пигмента.

Фиолетовый. Теплые и холодные оттенки фиолетового очень легко перепутать между собой без такой схемы, потому что сам по себе фиолетовый цвет априори холодный, особенно по сравнению с оранжево-красным. Но если считать фиолетовый локальным цветом нейтральной температуры, то как бы справа и слева от него образуются тональные оттенки: чуть более синеватые и чуть более красноватые. Первые мы называем холодными, а вторые — теплыми. Глядя на фиолетовый со стороны теплого полюса, мы видим теплые оттенки фиолетового — красно-фиолетовый, красный виноград, розовато-фиалковый. Со стороны синего цвета мы находим у фиолетового холодные нюансы — лиловый, лавандовый, сиреневый, аметистовый.

Рисунок. Оранжевый — особенный цвет из-за своего положения в цветовом круге. Он защищен от воздействия холодного полюса основными цветами с каждой стороны — желтым и красным.
(рисунок: Надежда Азарова)

Оранжевый. Оранжевый — это особенный цвет. Как следует из главного постулата, это абсолютно теплый цвет. Холодных нюансов оранжевого нет, потому что подойти к нему со стороны синего полюса никак нельзя — с одной стороны оранжевый защищен красным цветом, а с другой стороны он защищен желтым. И красный, и желтый являются основообразующими цветами круга, поэтому вся зона между ними по короткой стороне состоит только из их смесей. Синий пигмент есть только у цветов, расположенных между желтым и красным по длинной стороне круга. Этими цветами влияние синего в цветовом круге собственно и ограничено. Поэтому теплых нюансов у оранжевого сколько угодно — медный, кирпичный, ржавый, медный, коричнево-медовый, а холодных нет вообще.

Синий. Синий в отличие от оранжевого не является таким защищенным, поэтому у него есть теплые и холодные нюансы. Холодные нюансы синего идут со стороны сине-фиолетовой гаммы. Это васильковый, кобальтовый, ярко-синий электрик, индиго, небесно-голубой. Если подойти к синему со стороны теплого полюса мы получим условно-теплые оттенки синего. Это морская волна, бирюза, лазурно-голубой. В отличие от холодно-синих с фиолетовым отливом, гамма условно-теплых оттенков синего согрета капелькой желтого. Бирюзу можно легко принять за холодный оттенок зеленого, потому что в ней больше синего, чем желтого. Но по некоторой условности между стилистами ее принято относить в теплую гамму.

Вообще говоря, тона бирюзовой группы часто вызывают много расхождений в оценке теплоты. Бирюзовые оттенки расположены между синим и зеленым, потому их еще называют просто сине-зелеными оттенками. С одной стороны их можно трактовать как холодные нюансы зеленого (смотрим на зеленый сектор круга со стороны холодного полюса), а с другой стороны, как теплые нюансы синего (смотрим на синий сектор круга со стороны теплого полюса). Грань между тем, когда оттенок еще сохраняет явную зеленую природу, и тем, когда он уже перешел в сине-голубые оттенки — очень тонка. Увидеть всю ее условность нам поможет следующая иллюстрация.

Рисунок. Бирюзовые тона занимают промежуточное место между синим и зеленым, поэтому их оценка затруднена очень тонкой гранью между тем состоянии, когда бирюза скорее зеленая как хвоя (и тогда мы ее считаем холодным зеленым нюансом), и тем, когда бирюза становится синеватой, как морская волна (и тогда мы ее считаем теплым синим нюансом).
(рисунок: Надежда Азарова)
Читайте также:  Как укоротить интернет кабель

На схеме выше вы видите фрагмент цветового круга от зеленого до синего, вытянутый в одну линию. По мере добавления к зеленому капелек синего, цвет становится все более морским, пока не станет полностью синим, пройдя все оттенки бирюзовой гаммы. Разделив эту зону условно на часть "еще зеленая" и часть "уже синяя", мы получим холодные оттенки зеленого цвета и теплые оттенки синего цвета.

Фото. Теплые фиолетовые нюансы характеризуются красноватым подтоном.
(фото: Александр Азаров)

В общем виде, можно сказать, что все холодные оттенки отличает наличие синего подтона (отлива), а все оттенки теплой группы — наличие желтого подтона. Почему мы добавляем именно желтый, а не оранжевый? Дело в том, что оранжевый хоть и является самым теплым цветом, это все-таки производный цвет, цвет второго порядка, образованный смесью желтого и красного. Все цвета круга составлены из основных цветов — красного, желтого и синего. Поэтому, анализируя состав цвета на глаза, мы определяем сколько в нем именно желтого, а не оранжевого.

Исключением из этого правила являются оттенки фиолетовой группы. Как оранжевый защищен от воздействия синего цвета другими основными цветами (красным и желтым), так и фиолетовый защищен от воздействия желтого цвета парой красный-синий. Поэтому фиолетовый приобретает теплые нюансы, когда в нем виден красноватый подтон, а не желтый.

Ярче всего правило синего и желтого подтона проявляется на цветах нейтральной группы: сером, белом, коричневом и бежевом. Эти оттенки не представлены на цветовом круге, поэтому к ним можно подмешивать как холодящий синий оттенок, так и согревающий желтый оттенок.

Фото. На тканях с рисунком определить теплый он или холодный можно, ориентируясь на фон ткани или общее ощущение от принта.
(фото: Александр Азаров)

В любом случае, когда вам нужно определить теплый или холодный оттенок перед вами, сразу представляйте себе мысленно схему круга из 6-ти цветов и старайтесь определить позицию вашего оттенка относительно локального цвета. Он вероятнее расположен со стороны теплого полюса или со стороны холодного? В случаях сомнений сопоставляйте оттенок с эталонным нюансом данного цвета, который можно запомнить по названию. На сравнении двух цветов всегда проще принять решение в сложном случае.

Если вам нужно определить теплоту-холодность на тканях с рисунком из разных цветов, ориентируйтесь на доминирующий цвет (фон) или общее ощущение от принта, если фон теряется под изобильным рисунком. Небольшая примесь оттенков с другой температурой не меняет общего цветового звучания материи и даже наоборот, зачастую придает ей большую красоту и притягательность.

Практическое применение деления оттенки на теплые и холодные ярче всего прослеживается в теории цветотипов. Холодные оттенки цветов составляют зимнюю и летнюю палитру, а теплые оттенки — весеннюю и осеннюю. Подробнее о палитрах и цветотипах читайте в статье "Цветотипы: увидеть разницу. Часть 1."

Фото. Цвет лучшего всего изучать с красками в руках! Пользуясь готовым шаблоном для раскраски, создайте теплые и холодные нюансы для готовых красок гуаши.
(фото: Надежда Азаровав)

В заключение этой статьи я предлагаю сделать упражнение с красками. Посмотрим, как на практике меняется цвет при добавлении теплого акцента и добавлении холодного. Возьмите 6 баночек гуаши: зеленую и фиолетовую — для цветов, у которых мы будем получать теплые и холодные оттенки; желтую, красную и синюю — чтобы добавлять оттенок (желтая и синяя краски создают теплый и холодный оттенок у зеленого цвета, красная и синяя — теплый и холодный оттенок у фиолетового); белую — чтобы получать более светлые оттенки. При желании можно взять и черную краску, чтобы получить более темные оттенки цветов.

Это упражнение при всей своей простоте дает очень важный собственный опыт работы с оттенками. После него вы ни за что не перепутаете холодный зеленый с теплым зеленым нюансом! Потому что читать на экране про цвета и нюансы — это одно, а видеть настоящие цвета своими глазами — совсем другое. Монитор может искажать цвета, изменять их насыщенность и температуру. Когда же вы работаете с красками, то вы сами создаете оттенки, наглядно прослеживая переход цвета в теплые оттенки и уход его в холодные. Поэтому рекомендую его проделать всем, кто стремится понять эту тему поглубже. Для вдохновения подаю пример и показываю, что получилось у меня. Готовый шаблон для раскраски на лист А4 можно скачать по этой ссылке.

Комментарии к упражнению. На палитру положите мазок локального цвета из баночки. Рядом — цвет, создающий оттенок. Получив новый цвет, закрасьте клеточку на шаблоне. Потом добавьте на палитру каплю белой краски и создайте более светлые оттенки. Закрасьте ими шаблон.

PS. Показать свои результаты или задать вопросы по упражнению можно в теме "Изучаем колористику с Осинкой".

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector