Что такое кевларовый трос

Что такое кевларовый трос

Кевлар – высокопрочный полимер, был выпущен в 1975г. на основе изобретенных ранее (середина 1960-х гг.) арамидных волокон.

Нашел широкое применение там, где нужна высокая прочность и малый вес. Одно то, что такие нити используются в современных облегченных бронежилетах говорит о том, какие нагрузки они могут выдержать.

Кевларовые тросы намного превысили характеристики стальных, стали во много раз легче, эластичнее, гораздо безопаснее и удобнее. К их достоинствам нужно отнести также минимальное растяжение о С).

Применение

Благодаря вышеописанным качествам кевларовые тросы используются как:

  • стоячий такелаж парусных судов;
  • стропы парашютов и кайтов, тросы парапланов и для подъема аэростатов;
  • трос для лебедки внедорожников;
  • канатные стропы для подъема грузов;

и во многих других сферах с экстремальными условиями эксплуатации, где требуются высокие нагрузки при малом весе.

К недостаткам кевлара можно отнести отрицательное воздействие воды, ультрафиолета, при которых трос теряет свою прочность. В большинстве случаев эти проблемы решаются применением защитных оплеток или спец-покрытия.

Отличной альтернативой является более современное волокно «Dyneema». Оно уступает кевларовому только в жаростойкости, а по прочности даже превосходит на 30%. При этом вода и уф лучи ему не страшны.

LIROS — настоящее немецкое качество

Ищете фирменные кевларовые тросы, чтобы купить? Мы продаем в России полный ассортимент синтетических тросов от ведущего бренда LIROS. Многие производители изготавливают тросы, но не все имеют в своем каталоге тросы из кевлара.

У нас вы можете купить кевларовые тросы Liros

Для строп параплана. Сердечник — Технора, оплетка — Полиэстер

СИНТЕТИЧЕСКИЕ (КЕВЛАРОВЫЕ) ТРОСЫ
Кевларовые тросы для лебедок, называемые также синтетическими тросами, давно вошли в обиход джиперов. Кевларовый трос не намокает, не растягивается, практически не впитывает влагу, не тонет в воде. С ним удобно работать на морозе, он легко наматывается, не пружинит и не соскакивает с барабана лебедки.
Кевларовый трос прочен также как стальной, однако несравненно легче (100 метров кевларового троса весят менее 7 кг)
Кевларовый трос — не из кевлара
Вы будете удивлены, но тросы для лебедок, именуемые в народе "кевларовыми" на сегодняшний день изготавливаются вовсе не из кевлара.
Кевла́р -это торговая марка пара-арамидного (полипарафенилен-терефталамид) волокна, выпускаемого фирмой DuPont. Из кевлара, в частности, делают некоторые модели бронежилетов.
Ранее, некоторые производители добавляли волокна кевлара в синтетические тросы для лебедок и делали из него некоторые фрагменты. В настоящее время от этого отказались ввиду дороговизны и технологической сложности работы с кевларом с одной стороны и появления новых современных синтетических волокон (волокна из высокомолекулярного полиэтилена)
Однако, несмотря на вышесказанное, в джиперских кругах для обозначения тросов для лебедок из синтерических волокон прочно закрепилось название "кевларовый трос". Мы также не нарушаем традицию и используем такое название, однако, прочитав эту статью, Вы будете понимать что оно не совсем корректно.
Современные тросы из Сверхвысокомолекулярного полиэтилена высокой плотности (UHMW PE)
Все ведущие производители тросов для лебедок используют волокно из UHMW PE. Среди известных брендов можно назвать: «Дайнема» (Dyneema®), Plasma (USA) и др.
Уникальные свойства синтетических тросов для лебедок из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ):
— Высокая прочность на разрыв, обусловленная строением вещества. Прочность нитей до 20 раз выше, чем у нитей из стали аналогичного диаметра;
— Очень малая расяжимость, в сравнении с волокнами из других полимеров и из стали.
— Волокна изготавливаются на основе полиэтилена и, следовательно, не впитывают воду; кроме того, вода или влага не оказывают никакого влияния на их основные свойства.
Материал имеет химическое и кристаллическое строение, обеспечивающее превосходную устойчивость волокна к воздействию агрессивных веществ и атмосферных влияний любых типов.

Читайте также:  Как подключить защиту от перенапряжения

Тросы лебедок из неподходящих материалов
К сожалению, некоторые любители офф-роад стремятся, в целях удешевления, использовать на лебедках синтетические канаты, не предназначенные для данных целей.
Неосведомленный пользователь находит "с виду точно такой же трос", но гораздо дешевле и устанавливает его на лебедку. Обычно используются полиамидные, полиэфирные, полипропиленовые волокна, веревки из капрона, нейлона и их комбинаций.
Единственное, то можно посоветовать таким любителям экономии — не убирать далеко штатный стальной трос, потому что неподходящую синтетику придется выбросить после первого использования.
В частности, абсолютно не подходят для лебедок альпинистские веревки, несмотря на их внушительный внешний вид и высокую прочность.
Недобросовестные производители, чтобы стимулировать спрос на свою продукцию, дают рекомендации об использовании своих тросов на лебедках. Так в интернете обсуждаются т.н. "коломенские веревки (канаты) " из полиамида, которые якобы можно применять на лебедках. Однако, еще в 2006 году журнал "Офф-роуд драйв" провел инструментальные испытания этих веревок на нагрузочном стенде и вынес вердикт об их полной непригодности.

Остерегайтесь подделок!
Большой спрос на синтетику для лебедок породил и рыонок поддельных тросов, производимых как в Китае, так и в России. Как правило, мошенники используют дешевые полипропиленовые канаты (в том числе используемые для оснащения рыболовных тралов) и позиционируют их как "кевлар" для лебедок.
Чтобы не быть обманутым, остерегайтесь покупок у частных лиц (такие "продавцы" часто предлагают свой товар на тематических интернет- форумах, сообществах, соцсетях). Приобретая товар в интернет-магазинах, убедитесь, что продажу осуществляет зарегистрированное в соотвествии с законодательством юридическое лицо, несущее ответственность за качество продукции.

Тросы из кевлара в лебёдках, в частности, для авто повышенной проходимости, для квадроциклов, вездеходов и прочих внедорожников – в первую очередь, возможность автолюбителям испробовать своё детище в экстремальных ралли по отечественному бездорожью. Однако практические возможности кевларовых тросов значительно шире.

Что такое кевлар?

Кевлар представляет собой высокопрочное полимерное волокно на основе полипарафенилен-терефталамида, которое впервые было произведено в середине 70-х годов прошлого века американским химическим концерном DuPont. Первоначально такое волокно предназначалось для военных целей в качестве сырья для производства касок и защитных бронежилетов (и действительно там широко применяется). Однако эксплуатационные возможности кевлара (и модификации ассортимента этого волокна) позволяют существенно расширять область его применения. В частности, кевларовый трос для лебёдки (и не только автомобильной) может решить множество проблем, которые возникают при повседневной эксплуатации разнообразных подъёмно-транспортных механизмов.

Читайте также:  Пневматический пылесос своими руками

Физико-механические свойства кевлара следующие:

  1. Предел прочности в условиях одноосного растяжения — до 3500 МПа (что в 2,5…3 раза превышает аналогичный показатель для средне- и высокоуглеродистых сталей).
  2. Относительное удлинение до момента появления шейки в поперечном сечении — не более 1…1,5%.
  3. Температуростойкость материала — до 320ºС.
  4. Водопроницаемость – не более 1%.
  5. Плотность – 0,97…2,52 г/см 3 (зависит от состава армирующего волокна; максимальный показатель соответствует стекловолокну, а минимальный – полиэтиленовому).

Впечатляют и эксплатационные свойства кевларовых волокон (в дальнейшем под этим будем понимать синтетик с любым видом наполнителя). Так, кевларовый трос для лебёдки может сплетаться как с использованием сердечника, так и без него. При этом такие тросы существенно легче и безопаснее металлических. Используя такие тросы, можно работать без перчаток, а в случае разрыва подобного кевларового изделия его остатки не будут, разлетаясь во все стороны, травмировать окружающих.

Для увеличения допустимого значения разрывного усилия кевларовый трос для лебёдки изготавливается методами многорядного плетения (обычное число прядей — 12). При прочностных испытаниях усилие разрыва зависит от диаметра троса, и составляет:

  • При диаметре 9 мм – не менее 47 кН;
  • При диаметре 10 мм – не менее 58 кН;
  • При диаметре 11 мм – не менее 78 кН;
  • При диаметре 12 мм – не менее 98 кН.

По условиям безопасной эксплуатации грузоподъёмных устройств коэффициент запаса по усилию должен составлять не менее 3,5 (а при использовании лебёдок для подъёма людей – до 9). Таким образом, предельные усилия для безопасного нагружения кевларовых тросов составляют от 52…108 кг – при использовании на работах, связанных с подъёмом людей, до 130…280 кг – для иных видов грузоподъёмных операций в строительстве.

Кевларовый трос или стальной?

Квадроциклы Stels atv китайского производства комплектуются тросами из кевлара с 2007 года. Его надёжность, в сравнении с обычными стальными тросами такова, что в последнее время к участию в соревнованиях по экстремальному вождению допускаются техника, укомплектованная исключительно кевларовыми тросами.

Преимущества такой синтетики перед стальными тросами очевидны:

  1. Поскольку кевлар легче стали, то нагрузка на переднюю ось машины существенно снижается.
  2. Кевларовый трос не утонет в водной преграде.
  3. Применение синтетики не связано с обязательным использованием рукавиц или перчаток.
  4. Остаточная деформация кевларового троса меньше, что повышает безопасность при его длительном применении (текучесть стали гораздо менее заметна, поэтому длину стального троса б/у перед каждыми соревнованиями необходимо тщательно измерять).
  5. На поверхности кевлара никогда не образуются заусенцы, появление которых на стальном, часто эксплуатируемом тросе происходит часто. Такие заусенцы перекашивают трос при его намотке, и повреждают пользователю руки.
  6. В случае разрыва оплётки повреждённую часть кевларового троса для лебёдки можно вновь сплести, при этом показатели разрывной прочности не снижаются.
  7. Процесс наматывания синтетического троса на барабан, в сравнении со стальным, происходит значительно легче, поскольку меньшая гибкость стали вынуждает время от времени поправлять наматываемое изделие (для того, чтобы избежать нежелательного перехлёста витков). Правда, в этом имеется и ограничение: намотку кевлара всегда необходимо выполнять с некоторым преднатяжением.
Читайте также:  Как сделать климат в квартире

Все перечисленные преимущества применимы также и для строительной грузоподъёмной техники. В любом случае за приспособлением нужен постоянный уход, а крепление скоб отличаться надёжностью, обычной для такого рода устройств.

Ограничивает широкое применение кевлара в строительных лебёдках высокая стоимость данного синтетического материала. Например, цена кевларовых тросов от торговой марки Warn колеблется в пределах 6000…10000 руб., в то время как стальной трос для тех же целей эксплуатации можно приобрести за 4000…6500 руб. Отечественные тросы производства ОАО «Канат» (г. Коломна) дешевле на 35…40%.

Впрочем, у кевлара есть и другие ограничения, речь о которых пойдёт далее.

Уход за тросами из кевлара

Высокая прочность и надёжность кевларового троса для лебёдки проявляется лишь при определённых условиях его эксплуатации. В частности, здесь особое внимание необходимо уделять чистоте сматываемого изделия. Конечно, производитель кое-что в этом направлении предусматривает, например, поверхностную обработку троса защитными веществами, предотвращающими попадание различных загрязнений в зазоры между витками. Однако такая защита малоэффективна в условиях пониженных температур внешнего воздуха, поскольку на поверхности троса может образоваться ледяная корка, которую придётся удалять вручную. Опасность повреждения синтетика в этом случае гораздо больше, чем стали в металлическом тросе. В продаже имеются кевларовые тросы с термостойким покрытием, но, во-первых, их способность не накапливать тепло при вращении барабана необходимо ещё проверить экспериментально, а. во-вторых, стоимость таких тросов будет выше.

Таким образом, кевларовый трос для лебёдки нуждается в соответствующих условиях хранения, а также в более тщательном обслуживании.

Несколько слов о восстановлении повреждённого изделия. Для продления жизни кевларовому тросу необходимо правильно выполнять восстановление повреждённого участка. Для этого участок, который будет охватывать коуш, плотно, виток к витку обматывают капроновой нитью. Для более плотной укладки трос в месте соединения ставится «на изгиб», и под него укладывается термопрокладка (можно использовать полиамидное или стекловолокно). Затем с противоположной стороны производится вплетание свободного конца кевларового троса в основной участок. Концевые участки вплетания также обматываются капроновой нитью. Длина возобновляемого участка троса не должна быть менее 250 мм, но перед окончанием работ стоит убедиться в том, что восстановленный участок не мешает плотной и равномерной намотке троса на барабан лебёдки.

При эксплуатации кевларовых тросов необходимо помнить, что они неустойчивы к воздействию ультрафиолетового излучения, а надёжность эксплуатации зависит от температуры: при низкой температуре кевлар теряет свою гибкость, а при высокой — имеет тенденцию плавиться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector